Delist.ru

Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности (19.08.2007)

Автор: Печеная Людмила Тимофеевна

ПЕЧЕНАЯ Людмила Тимофеевна

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО МЕХАНИЗМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В ОТРАСЛЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Специальность – 08.00.05-

«Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами – промышленность»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Воронеж – 2007

Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная технологическая академия»

Научный

консультант доктор экономических наук, профессор Богомолова Ирина Петровна

Официальные

оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Трещевский Юрий Игоревич, кафедра экономики и управления организациями, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

доктор экономических наук, профессор

Магомедов Магомед Даниялович, кафедра экономики и менеджмента,

Московский государственный университет пищевых биотехнологий, г. Москва

доктор экономических наук, профессор

Овчинникова Татьяна Ивановна, кафедра экономики и менеджмента, Воронежская государственная технологическая академия, г. Воронеж

Ведущая

организация ВНИИ экономики сельского хозяйства АПК РФ

Защита состоится « 30 » октября 2007 г. в 12 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.035.03 при государственном образовательном учреждении «Воронежская государственная технологическая академия» по адресу: 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 19, в конференц-зале.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия».

Автореферат разослан « » ____________ 2007 г.

Ученый секретарь Рукин Б. П.

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обострение конкурентной борьбы на российском рынке продовольственных товаров, снижение эффективности деятельности отечественных предприятий во многих сферах экономики и другие негативные последствия, связанные с трансформацией централизованной экономики в рыночную систему хозяйствования, привели к необходимости поиска адекватных методов защиты интересов национального рынка продуктов питания и противостояния экспансии крупных иностранных компаний. Мировой и отечественный практический опыт работы предприятий в условиях жесткой конкуренции показал, что наиболее действенной мерой является объединение усилий товаропроизводителей путем консолидации капитала и образования на этой основе различных корпоративных структур. Данное обстоятельство обусловлено тем, что корпоративные образования обладают более гибкими экономическими механизмами управления и высоким научно-техническим потенциалом, имеют возможность выпускать продукцию со сравнительно низкими издержками, быстрее адаптироваться в изменчивой рыночной среде и вести прибыльную хозяйственную деятельность.

Это стало главной предпосылкой (практически во всех отраслях пищевой промышленности АПК) создания отраслевых холдинговых компаний, горизонтально и вертикально интегрированных комплексов, а также процессов взаимопроникновения предприятий путем покупки акций, территориальной, внутри и межотраслевой интеграции и т.д. В условиях, когда традиционные механизмы управления хозяйственной деятельностью не способны обеспечить ожидаемый результат, для координации действий всех субъектов в составе объединения необходима соответствующая трансформация экономических взаимоотношений между ними. Интеграционные процессы требуют проработки и решения задач в области построения адаптивных моделей управления корпоративными структурами, разграничения функций и полномочий между управляющей и управляемой подсистемами в их составе. Неопределенность и изменчивость рыночной среды, а также жесткая конкуренция, характерная для рынка продовольственных товаров, требуют современных экономических методов, позволяющих принимать правильные стратегические решения в области планирования, организации производства и сбыта, ассортиментной политики как важнейших инструментов их адаптивного развития. Все изложенное показывает актуальность научно-методического обеспечения в области формирования адаптивного механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов (товаропроизводителей) в составе консолидированного объединения.

Степень изученности проблемы. Вопросы корпоративного управления получили достаточно широкое освещение в работах зарубежных и российских экономистов: Ансоффа И., Берли А., Минза Дж., Бартенева А. Е., Веретенникова Н. П., Голубева А. А., Драчевой Е. Л., Леонтьева Р. Г., Либмана А. М., Мащенко В. Е., Страховой Л. П., Хабаровой И. Ю. и др. Однако проблема экономических взаимоотношений субъектов корпоративных структур в условиях конкуренции российского рынка не получила всестороннего обоснования и нуждается в соответствующей теоретической и методической проработке. Так, в экономической литературе отсутствует общепризнанный (единый) терминологический аппарат понятий «корпорация», «корпоративное управление», что сдерживает разработку типовых научно-методических положений определяющих порядок взаимодействия субъектов объединения. По-прежнему остаются открытыми вопросы методического обеспечения взаимоотношений субъектов в составе корпораций. Изучение отечественной и зарубежной литературы и накопленного опыта по данной проблеме указывает на необходимость проведения углубленных научных исследований по формированию механизма взаимоотношений субъектов консолидированных образований в условиях конкуренции.

Проблемы разработки моделей экономического развития консолидированных объединений в пищевой промышленности РФ являются объектом широкой дискуссии и до настоящего времени не нашли однозначного решения. Несмотря на существенный вклад в теорию и практику экономического развития пищевых предприятий в условиях конкуренции Богомоловой И.П.,. Грузинова В. П, Гусева В. В., Жигалова А. Н., Магомедова М. Д., Рябовой Т. Ф., Хорева А. И. и других ученых, до настоящего времени не выработан единый научный подход к формированию адаптивного механизма корпоративного управления, что подчеркивает актуальность решения этой проблемы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является развитие теоретических и научно-методических положений по формированию адаптивного механизма корпоративного управления с учетом использования действенных инструментов рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы и решены следующие задачи, которые, по мнению автора, являются ключевыми в совершенствовании адаптивного механизма корпоративного управления:

1. Исследованы теоретические подходы к содержанию понятия «корпоративные образования» и уточнена его смысловая сущность;

2. Обоснована концепция трансформации механизма корпоративного управления в условиях конкуренции, в рамках которой раскрыта экономическая природа адаптивного развития предприятия;

4. Построена модель адаптивного развития предприятия на основе совершенствования ассортиментной политики;

5. Усовершенствована методология трансформации экономических взаимоотношений субъектов корпорации, путем преобразования управленческих функций в услуги, позволяющая внести конструктивные изменения в систему управления корпоративными звеньями;

загрузка...