Delist.ru

Реструктуризация промышленных предприятий Таджикистана в условиях переходной экономики (19.08.2007)

Автор: Низамова Тухфамо Давлатовна

Исследование показало, что деиндустриализация выразилась в гро-мадных потерях человеческого капитала в промышленности. Только за период с 1991 по 2005 гг. численность промышленно-производственного персонала сократилась на 128,9 тыс. чел., что означает потерю 59,8%.

Ситуация по отраслям промышленности выглядит следующим об-разом: машиностроение и металлообработка лишились 82,4% промыш-ленно-производственного персонала; химическая и нефтехимическая промышленность - 70,5; лесная и деревообрабатывающая - 94,2; легкая про-мышленность - 69,4% .

Эти тенденции должны расцениваться как негативные, нуждающиеся в неотложном выправлении. В результате деиндустриализации растет реальная опасность в закреплении за экономикой страны роли минерально-сырьевого придатка на достаточно продолжительный промежуток времени.

За последние 15 лет в промышленности произошли существенные структурные сдвиги в результате таких негативных явлений, как разрыв хозяйственных связей с экономическими агентами из других стран, сужение внутреннего рынка и платежеспособного спроса внутри страны, резкое сокращение объемов государственных заказов и т.д. За 1991 – 2005 гг. изменилась вся отраслевая структура промышленности. Если доля топливно-энергетического комплекса в 1991 г. составляла 4,4%, то в 2005 г. она увеличилась до 6,7 %. Удельный вес легкой промышленности с 49,2 %, в 1991 г. сократился до 17,6% в 2005г. Это связано с тем, что снизились темпы производства текстильной, трикотажной и обувной промышленности. За этот период резко сократилась также доля машиностроительного комплекса – с 6,7% в 1991 г. до 1,5% в 2005 г. Только в пищевой промышленности наблюдается тенденция увеличения производства.

В работе сделан вывод о том, что для предотвращения деиндустриализации и обеспечения устойчивого развития отраслей промышленности республики необходимо создание соответствующих предпосылок, к которым относятся: обеспечение высоких темпов экономического роста страны в ближайшие 15-20 лет; формирование развитых, всеохватывающих рыночных отношений; повышение организационно-технического уровня производства на базе внедрения новой техники и технологии; совершенствование организации труда, производства и управления; создание развитой производственной и социальной инфраструктуры экономики; улучшение качества производственных ресурсов и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Столь серьезные и долгосрочные задачи требуют проведения более активной экономической политики с использованием денежно-кре-дитных, бюджетных и валютных рычагов, а также налоговых и внеш-неторговых инструментов. При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, ориентированного на решение важнейших стратегических задач. И здесь особая роль отводится про-мышленной политике.

Исследование показало, что экономические реформы в промышленности привели к формированию частного и смешанного секторов экономики. Ныне доля негосударственного сектора в общем числе предприятий, составляет 72,4%, в общем объеме производства - 41,8, в общей численности работников - 44,3%. Соответственно, удельный вес акционерных обществ составляет - 7,9; 2,1; и 4,4%7. Однако быстрое развитие негосударственных форм предприятий еще не привело к перелому в динамике эффективности производства. В стране все еще не создана благоприятная среда для развития частного сектора. Серьезные препятствия на путях развития этого сектора имеют место в крупной промышленности, финансовых ресурсов у национального предпринимательства недостаточно, у иностранцев отсутствует заинтересованность осуществлять инвестиции в Таджикистан, внутри страны и за ее пределами спрос на продукцию крупных предприятий весьма низок, а предполагаемые затраты на их перепрофилирование огромны.

Для восстановления промышленности страны, в первую очередь, необ-ходимо проводить активную промышленную политику, которая предпо-лагает определение целей, приоритетов, объектов воздействия и регули-рования, процедур мониторинга и корректировок.

Подходы к выработке современной промышленной политики, как представляется, должны быть системными и не могут ограничиваться лишь формированием некоего набора высокоэффективных проектов. Система приоритетов государственной промышленной политики по определению отличается от приоритетов коммерческих или инвестиционных банков, для которых максимизация прибыли является одной из главных задач. Промышленная политика должна обеспечивать разумный баланс между высокоэффективными отраслями и менее эффективными сферами, без которых и передовые отрасли не смогут полностью реализовать свои возможности.

По мнению автора, составной частью экономических реформ в промышленности является осуществление целенаправленных, регу-лируемых государством мероприятий по прекращению процессов деиндус-триализации экономики страны и обращению действующих ныне тенденций вспять, в направлении последовательного и непрерывного повышения удельного веса промышленности в экономике страны, в общем объеме основного и оборотного капитала, в численности занятой в масштабе страны рабочей силы.

В первую очередь, предпочтение нужно отдать работе по перепро-филированию и технической реструктуризации средних и крупных предприятий, ранее функционировавших по схеме общесоюзной специ-ализации. Осуществление реструктуризации позволит этим предприятиям приспособиться к условиям рынка, обеспечить рен-табельность и конкурентоспособность продукции и повысить эффективность производства.

Для выполнения этих целей нужно всемерно способствовать привлечению иностранных инвестиций для реализации наиболее эффективных и ресурсосберегающих проектов в рамках восста-новления промышленных предприятий республики.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, автор приходит к выводу, что структурная перестройка экономики Республики Таджикистан требует кардинального изменения промышленной политики, которая должна быть направлена на устранение отрицательных последствий и негативных тенденций в реформировании экономики. К последним, относятся: структурные сдвиги в сторону увеличения доли добывающих отраслей и отраслей с низкой степенью переработки сырья; углубление сырьевой направленности экспорта; свертывание деятельности государственных предприятий (причем, не всегда убыточных); снижение жизненного уровня населения, рост безработицы и, как следствие, падение потребительского спроса.

Анализ практики реструктуризации предприятий показал, что здесь существуют серьезные финансовые, экономические и юридические проблемы, требующие скорейшего решения. До сих пор в Республике Таджикистан не принят Закон «Об оценке бизнеса (стоимости предприятия)», в результате чего инвестиционно привлекательное, но испытывающее временные финансовые затруднения (вследствие некачественного управления капиталом) предприятие признается банкротом, поскольку имеет структуру баланса, не соответствующую нормативным значениям. Широкое распространение данной схемы вызывает серьезные опасения в обоснованности ее использования, поскольку, в соответствии с данными нормативами, практически любое таджикское предприятие (в том числе и инвестиционно привлекательное) возможно подвести под конкурсное производство и реализовать по стоимости, не только не отражающей рыночную стоимость чистых активов предприятия, но и оказывающейся ниже остаточной балансовой стоимости.

В последнем заложено перераспределение прав собственности, которое практически ничего общего не имеет с процессами финансового и эко-номического оздоровления промышленных предприятий, чаще всего проводится приватизация государственных предприятий, которые по ценам ниже остаточной балансовой стоимости (или по крайне заниженной рыночной стоимости) передаются частному капиталу.

Анализ практики приватизации и реструктуризации таджикских промышленных предприятий показал, что арбитражные суды оказались явно не подготовленными для принятия важнейших решений о несостоятельности предприятия и о введении процедуры конкурсного производства, поскольку, не вникая в реальное финансовое и экономическое положение предприятия, они вынуждены руководствоваться нормативными актами, часто не отражающими специфику предприятий переходного периода.

Для преодоления кризисного состояния и обеспечения устойчивого экономического роста отраслей промышленности и предприятий необходимо реформирование их путем осуществления научно обоснованной реструктуризации.

Исследование показало, что для активизации экономики на уровне предприятий в переходный период необходима активная поддержка правительства. Принятие Правительством Республики Таджикистан Стратегического плана приватизации средних и крупных предприятий и реструктуризации субъектов естественных монополий и особо крупных предприятий на 2003-2007 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Таджикистан № 486 от 7 ноября 2003 года и программа его реализации ускорил процесс приватизации и реструктуризации в республике.

В пятой главе - «Основные направления повышения эффек-тивности реструктуризации предприятий» - исследуется инвестиционная и инновационная направленность реструктуризации промышленных предприятий Республики Таджикистана, анализируется вопросы совершенствования механизма финансирования этих процессов, определяется роль кадров в проведении структурных преобразований на предприятиях.

Показатели по инвестированию в основной капитал в 1991-2005 гг. по секторам экономики Республики Таджикистан свидетельствует об инвестиционном спаде практически во всех отраслях, за исключением сельского хозяйства, транспорта и связи. В последнее время расширился перелив инвестиций в сырьевые экспортоориентированные отрасли, в основном в горно-металлургический комплекс, хлопкоочистительную промышленность, производство шелковой нити.

Экономика регионов Таджикистана в переходный период характери-зуется нехваткой инвестиционных ресурсов. В современных условиях основная трудность экономических преобразований на промышленных предприятиях Республики Таджикистан заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов компенсировать недостаток госбюджетных средств.

Сложившаяся в республике инвестиционная ситуация пока не имеет реальных предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов. Не создан устойчивый экономический механизм развития производственного потенциала, нет механизма аккумулирования инвестиционных ресурсов для производственного сектора, не сформированы инвестиционные институты, способные организовать эффективный менеджмент инвестиций, межотраслевой и секторальный перелив капитала.

В работе показано, что действенный экономический механизм стиму-лирования инвестиционной активности должен включать комплекс экономических рычагов и инструментов финансово-кредитного регулирования, экономические рычаги, способствующие рациональному распределению и эффективному использованию инвестиционных вложений рес-публиканского и местных бюджетов, механизм стимулирования инвес-тиционной активности частных предпринимателей и развития малого и среднего бизнеса, инструменты, способствующие росту собственных ресурсов предприятий, а также сбережений населения.

Для активизации инвестиционных процессов необходимы следующие меры: усиление государственного контроля и подотчетности рас-пределения и использования привлеченных кредитов и частных инос-транных инвестиций; стимулирование сделок, по которым зарубежные фирмы поставляют современное оборудование и технологии в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов; привлечение капитала из зарубежных стран должно осуществляться за счет совместного госу-дарственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга; создание договорных совместных организаций типа финансово-промышленных групп, консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.

Главными условиями роста экономики республики должны стать, по мнению автора, не только внедрение и развитие новых и новейших техно-логических систем внутриотраслевого и межотраслевого уровней, но и перераспределение средств производства и рабочей силы из менее эф-фективных сфер экономической деятельности в более эффективные, с целью формирования оптимального соотношения между кластерами «старых и новых комбинаций» для обеспечения позитивной динамики развития экономики.

В связи с этим, необходима более выверенная и обоснованная государ-ственная инвестиционная политика, направленная на поддержку и развитие производств с более высоким уровнем технологического передела. Причем предпочтения должны быть отданы не отраслям, а соответствующим переделам и производствам конкурентных на рынке видов продукции, так как в любом секторе экономики есть предприятия разного уровня развития, в том числе и технологического.

По мнению автора, предпочтения, должны быть отданы развитию гидроэнергетики, цветной металлургии, химической промышленности с реструктуризацией АООТ «Таджикхимпром», Вахшское СП «Точиказот», АО «Тамохуш», легкой промышленности, в том числе шелковая, с реструктуризацией АООТ «Тори - Заррин», ООО СП «ВТ-Силк» (Худжанд), ООО СП «ВТ Рохи Абрешим», горнорудной промышленности с реструктуризацией АООТ Такобский ГОК, АООТ Анзобский ГОК, АООТ «Комбинати фузулоти нодири Ленинобод», Адрасманский ГОК, СП «Апрелевка», промышленность строительных материалов с реструктуризацией ГУП «Точикцемент», «Асбоцемент» и другие производства и технологии, которые способны обеспечить переход экономики Таджикистана на качественно новый уровень ее развития;

Необходимо усовершенствовать механизм привлечения порт-фельных инвестиций через реальную котировку ценных бумаг, выпускаемых и размещаемых на фондовых биржах соответствующими промышленными компаниями среди иностранных инвесторов.

Как показывает анализ данных, важнейшее значение приобретает создание благоприятной среды для увеличения объемов внутренних накоплений. Этому должны способствовать совершенствование методов государственного регулирования экономики, легализация теневого бизнеса.

Расширение масштабов инвестиций в развитие промышленности во многом зависит от расширения масштабов долгосрочного кредитования. Главным препятствием на пути последнего является низкий уровень монетизации. Национальному Банку Таджикистана следует принять научно обоснованные меры для неуклонного повышения уровня денежной обеспеченности экономики, ее демонетизации. Для решения этих проблем целесообразно создание государственного инвестиционного фонда, в деятельности которого центральное место занимало бы финансирование долгосрочных вложений в промышленность.

Для эффективной реструктуризации таджикских предприятий в усло-виях рыночной экономики требуется также создание современной промышленной базы данного производства со всеми элементами сложной инфраструктуры, начиная с этапов научного поиска и кончая промышленным производством.

В процессе реформирования предприятий решающее место отводится кадровому обеспечению процесса реструктуризации. Исследование чис-ленности промышленно-производственного персонала выявило постепен-ное уменьшение данного показателя, хотя с 1997 г. в Республике Тад-жикистан прослеживается рост объема промышленного производства. Анализ динамики среднегодовой численности рабочих по отраслям промышленности за 1991-2005 гг. показал, что в 2005 г. она составила 36,7% от уровня 1991 г. и снижается из года в год. В отраслевом разрезе наиболее благополучно обстоят дела в цветной металлургии: за 1991-2005 гг. численность рабочих здесь выросла по сравнению с 1991г. на 26,7% (прежде всего, это обусловлено экономическим ростом в производстве алюминия в республике).

Критическое состояние с численностью рабочих наблюдается в таких отраслях, как лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, машиностроение и металлообработка, легкая, промышленность строительных материалов, показатели которых составили, соответственно 5,8%, 17,6%, 30,6%, и 41,7% от уровня 1991 г.

Переход к рыночным отношениям требует диверсификации произ-водимой продукции, изменения технологии на промышленных пред-приятиях. В свою очередь, это вызывает необходимость подготовки и переподготовки кадров самых разных специальностей. В 2005 г. численность рабочих, окончивших учреждения начального профессионального образования и направленных на работу в отрасли экономики Таджикистана, по сравнению с 1991г. снизилась на 48,0 %. (с 12,3% в 1991г. до 5,9% в 2005г.), хотя в отдельные годы этот показатель был больше (1998, 1999, 2000, 2001).

В 2005 г. подготовка рабочих кадров для легкой промышленности по сравнению с 1991г. снизилась на 78,2 %, в машиностроении и металлообработке – на 83,9%. За рассматриваемый период выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования по отраслевой специализации увеличился более чем в полтора раза, численность выпускников, подготовленных учреждениями экономики, выросла в 36,8 раза, учреждениями промышленности - почти в 1,3 раза, просвещения - в 1,2 раза, а подготовка специалистов в области сельского хозяйства уменьшилась в 2005 г. на 24,4%, хотя в отдельные годы этот показатель был гораздо выше.

Анализ выпуска специалистов по группам специальностей за 2000-2005 гг. показывает, что за этот период этот показатель увеличился в целом на 10,8%, выпуск экономистов увеличился на 14,9%, гуманитарно-социальных специалистов - более чем в полтора раза. Подготовка специалистов в области экономики и управления из года в год увеличивается. Почти все вузы республики готовят специалистов в области экономики и управления (экономистов, менеджеров, бухгалтеров, финансистов и др.).

Однако для развития предприятий и организаций в условиях перехода к рынку необходимы подготовка и переподготовка высококвалифициро-ванных специалистов в области антикризисного менеджмента, которых сегодня в Республике Таджикистан очень мало.

В заключении сформулированы основные теоретические выводы, рекомендации и предложения по теме диссертационного исследования.

Сложившиеся в настоящее время в Таджикистане рыночные отношения в управлении экономикой страны требует новых подходов и методов в управлении деятельностью предприятиями промышленности, так как на первый план выходят экономические, рыночные критерии оценки их деятельности. Однако большинство предприятий в настоящее время продолжают по инерции использовать старые принципы управления, а это на практике приводит их к банкротству или на грань «несостоятельности». Научной основой для решения данной многоплановой задачи является концепция реструктуризации экономической деятельности предприятия, которая представляет собой современное фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование процессов управления деятельностью предприятия.

Анализ состояния промышленности показывает, что за годы реформ резко снизился технологический уровень промышленного произ-водства, что привело к отрицательным последствиям, которые выразились в структурных сдвигах в сторону увеличения доли добывающих отраслей и отраслей с низкой степенью переработки сырья, и в углублении сырьевой направленности экспорта, свертывание деятельности государственных предприятий (причем, не всегда убыточных), снижение жизненного уровня основной массы населения, рост безработицы, и, как следствие, падение потребительского спроса.

загрузка...