Delist.ru

Реструктуризация промышленных предприятий Таджикистана в условиях переходной экономики (19.08.2007)

Автор: Низамова Тухфамо Давлатовна

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании курсов «Экономика предприятий», «Антикризисный менеджмент», «Экономика и управление нововведениями», спецкурса «Проблемы приватизации государственных предприятий».

Апробация работы. Результаты исследования представлялись и получили положительную оценку на ряде международных, республиканских научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах в Республике Таджикистан и Республике Узбекистан.

Результаты исследования использованы Отделом реструктуризации Государственного комитета РТ по инвестициям и управлению государ-ственным имуществом при разработке Программы реструктуризации естественных монополий и особо крупных предприятий (2005-2006 гг.).

Практические результаты исследования использованы в учебном процессе при подготовке экономистов-менеджеров по специальности 06.08.00. «Экономика и управление на предприятии» в ТГНУ, внедрены в учебный процесс при чтении курсов, проведении практических занятий по дисциплинам «Экономика предприятий», «Экономика и управление нововведениями», спец. курса «Проблемы приватизации государственных предприятий».

Структура работы отражает цель и задачи исследования и состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе «Концептуальные основы реструктуризации промышленных предприятий» - на основе анализа экономического состояния промышленных предприятий Республики Таджикистана исследованы факторы, препятствующие их эффективному функционированию в условиях перехода к рыночным отношениям, определены предпосылки реструктуризации промышленных предприятий. На основе рассмотрения различных подходов к определению понятия реструктуризации предприятий, анализа основополагающих теоретических вопросов автором определены задачи, особенности и направления этого процесса в условиях перехода к рынку.

По мнению автора диссертации, для повышения эффективности про-водимых реформ, увеличения темпов экономического роста, обеспечения конкурентоспособности таджикских приватизированных предприятий необходимо их активное реформирование посредством реструктуризации, которая позволит вывести их на новый технико-технологический, эко-номический и социальный уровни развития. При этом необходимо отличать реструктуризацию предприятий стран с развитой рыночной экономикой от реструктуризации предприятий стран с переходной экономикой. В странах с развитой экономикой реструктуризация является естественным и, по сути, перманентным процессом. Реструктуризация же таджикских предприятий, как и многих предприятий постсоветских республик, является уникальным процессом ввиду масштабности решаемых проблем. В отличие от предприятий в промышленно развитых странах, на которых реформирование и реструктуризация проводятся регулярно при изменении конъюнктуры, условий конкуренции и на которых уже существуют отлаженные системы стратегического анализа и планирования, маркетинга, управления кадрами, информационные системы, эволюционно развивающиеся в соответствии с рыночными условиями, перед таджикскими предприятиями стоит более глобальная задача: в процессе реструктурирования необходимо коренным образом преобразовать и, даже, создать совершенно новые производственные и управленческие струк-туры, системы и методы управления, кардинальным образом отличаю-щиеся от прежних, сформированных еще в условиях плановой экономики.

О целесообразности разработки теории реструктуризации промышленных предприятий свидетельствует многообразие подходов к определению самого понятия реструктуризации. Автором выявлено шестнадцать определений реструктуризации, которые объединены в 6 групп: эволюционное; экономическое; системное; стратегическое; комплексное; и инновационное.

Анализ экономической литературы по вопросам реструктуризации в условиях перехода к рынку показывает исключительную сложность и многогранность этой проблемы. Большинство ученых-экономистов склонно трактовать реструктуризацию как осуществление структурных изменений на предприятиях. При этом под реструктуризацией одни подразумевают кардинальные и радикальные трансформации, другие – последовательные и постепенные преобразования.

Автор диссертации полагает, что в условиях переходной экономики реструктуризация предприятий - это комплекс мер, направленных на приведение предприятий плановой экономики к условиям рыночных отношений путем изменения их форм собственности, реорганизации организационной и управленческой структуры, технико-технологического обновления, позволяющих этим предприятиям приспособиться к условиям рынка, обеспечить их рентабельность и конкурентоспособность и повысить эффективность производства. Реструктуризация предприятия рассматривается автором как проблема экономической науки в области исследования экономических отношений, методов, механизмов, инструментов и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований в условиях переходной экономики в отраслях промышленности.

Отсутствие единства подходов к трактовке сущности реструктуризации промышленных предприятий, цельного представления о ее содержании и методологии в сочетании с необходимостью такого видения рассматриваемой проблемы подвинуло автора на проведение системного анализа этой проблемы. В диссертации научные проблемы реструктуризации промышленных предприятий сгруппированы по блокам: предмет, метод и объект исследования. По мнению автора, для повышения эффективности проводимых реформ, увеличения темпов экономического роста, обеспечения конкурентоспособности таджикских приватизированных предприятий необходимо их активное реформирование посредством реструктуризации, которая позволит вывести их на новый технико-технологический, экономический и социальный уровни развития.

Комплексное исследование вопросов реструктуризации промышленных предприятий позволило автору сформулировать гипотезу о том, что реструктуризации промышленных предприятий обусловлена изменением теоретико-методологической основы экономической науки, тенденциями

современной экономики и кардинальными процессами, происходящими в промышленности. В диссертации приведены аргументированные доказательства, подтверждающие справедливость указанной гипотезы, что позволило выявить закономерности, источники и комплексность процесса реструктуризации.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, экономическая наука Таджикистана нуждается в отборе и комбинировании специальных знаний применительно к национальным условиям и социальным задачам. К таким наукам относится, прежде всего, теория прав собственности, трансакционные издержки, стратегическое и эволюционное развитие, инноваций, менеджмента, логистики, маркетинга и т.д. Однако приоритетным здесь становится уже не только исследование мировых стандартов эффективного управления, но и изучение особенностей ведения бизнеса в условиях переходной экономики. К таким особенностям относятся теория и методология реструктуризации предприятий, рассматриваемые автором как проблема экономической науки в области исследования экономических отношений, методов, механизмов, инструментов и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований в условиях перехода к рыночной экономике.

По мнению диссертанта, важнейшей особенностью реструктуризации трансформационного периода является то, что она должна быть предметом не только корпоративного, но и государственного управления. Реструктуризация предприятий в условиях Таджикистана возможна только при активной поддержке государства, развитии конкуренции, регулировании естественных монополий, поддержке высокотехнологичных производств.

Вторая особенность реструктуризации предприятий, проводимой в условиях переходной экономики, обусловлена тем, что ее необходимо осу-ществлять одновременно с коренными переменами на уровне макро-экономики, так как эффективность реструктуризации компаний непос-редственно зависит от экономического развития страны и состояния денежно-кредитной системы.

Третья особенность связана с необходимостью изменения структуры собственности. Так, если в 1991 г. по численности предприятий доля частной собственности составляла 25,4%, то в 2005 г. она увеличилась до 60,0%, и, скорее всего, этот процесс будет продолжаться. С 1991 г. по 2005 г. было приватизировано 8708 объектов, что составляет 93,4% от общего количества объектов государственной собственности, подлежащих приватизации, из них 7766 объектов - это малые, а 797 - средние и крупные предприятия, что создает надежную основу для развития разнообразных форм хозяйствования и становления рыночной экономики.

Анализ имеющихся в литературе различных подходов к определению направлений реструктуризации и изучение состояния приватизированных и государственных предприятий Таджикистана позволили автору сфор-мулировать основные направления реструктуризации в условиях перехода к рынку:

организационная реструктуризация, направленная на уточнение прав собственности на имущественный комплекс, заключение контрактов с высшими менеджерами, выделение в рамках фирмы бизнес - единиц и бизнес-проектов, изменение организационной структуры управления, в соответствии с новой специализацией и принципами современного менеджмента;

маркетинговая реструктуризация, направленная на поиск ниши на внутреннем и мировом рынках, разработку соответствующих бизнес – планов и организации выпуска конкурентоспособной продукции, имеющей платежеспособный спрос;

финансовая реструктуризация, включающая создание на пред-приятии финансовой структуры (центра прибыли и затрат), системы управления денежными потоками, балансом активов и пассивов, бюджетирования доходов и расходов, а также мониторинга показателей платежеспособности;

техническая и технологическая реструктуризация, направленная на оснащение приватизированных предприятий новейшей техникой и технологией.

Среди мероприятий по организационной реструктуризации особое место отводится реформированию отношений собственности. Реструктуризация предприятия невозможна без разработки и реализации новой, соответствующей специфическим отечественным условиям, модели отношений собственности. Промышленные предприятия в их нынешнем виде сформировались под действием институциональных преобразований, обусловленных, прежде всего, приватизацией.

Автор полагает, что приватизация и реструктуризация тесно взаимо-связаны и являются составными частями комплексного процесса пре-образования собственности.

Реформа отношений собственности в процессе реструктуризации включает:

уточнение организационно-правового статуса предприятия в соот-ветствии с гражданским, налоговым кодексами и другими нормативными документами;

определение размеров уставного капитала;

определение реального состава собственников;

оценку реальной (рыночной) стоимости имущества;

разграничение прав и обязанностей собственников, менеджеров и работников;

реализацию прав государства как собственника унитарных пред-приятий и акционерных обществ.

Выделяют следующие формы реструктуризации собственности:

продажа имущества (в ходе аукциона после банкротства) или пакетов акций;

привлечение стратегического инвестора (на основе вторичной эмиссии ценных бумаг и т.д.);

передача имущественных прав государству при неуплате налогов, невозврате бюджетных кредитов, а также при нарушении инвестиционных и других условий приватизации - ренационализация. В дальнейшем государство после «оздоровления» предприятия может снова приватизировать его, но по более высокой цене и эффективным собственникам.

Преобразования отношений и структуры собственности – одно из важнейших направлений в процессе формирования и становления рыночных отношений в экономике страны. Именно в процессе трансформации отношений собственности возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства, как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. «Приватизация государственной собственности, создание разнообразных форм собственности,- отмечает Президент РТ Эмомали Рахмон, – главная сущность экономических реформ в Республике Таджикистан». Она направлена на стимулирование реструктуризации предприятий, создание института корпоративного управления и условий для развития частного сектора экономики.

Процесс приватизации в Таджикистане начался в 90-е годы в сложной социально-политической обстановке: гражданская война; низкий стартовый уровень развития экономики; отсутствие научно обоснованных программ развития; кризис государственных финансов и денежно - кредитной системы; полное отсутствие рыночной инфраструктуры (брокерской сети, аудиторских, страховых и других служб); разрыв традиционных хозяйственных связей; неадекватность структуры органов управления требованиям рынка и т.д.

В процессе исследования автор пришла к выводу, что среди всех направлений реформирования экономики в Республике Таджикистан при-ватизация оказалась наиболее динамичным процессом. Приватизация госу-дарственной собственности до 1995 г. проводилась с некоторыми переры-вами, обусловленными дестабилизацией политической обстановки, низкой платежеспособностью населения, а позднее и вводом национальной валюты. Слабо развитая законодательно-правовая база на начальных этапах приватизационного процесса также стала одним из основных препятствий на пути осуществления экономических реформ в Таджикистане.

Основной задачей в политике приватизации на настоящем этапе яв-ляется преобразование крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и строительства по индивидуальным проектам на основе тен-дера. В этих сферах основной формой приватизации в первую очередь остается преобразование государственных объектов в акционерные общества открытого типа (АООТ).

Проведенный автором анализ хозяйственной деятельности более 90 приватизированных и государственных предприятий Республики Таджикистан свидетельствует о том, что приватизация в промышленности действительно привела к улучшению деятельности многих предприятий (табл. 1), однако эти улучшения, как правило, не были постоянными.

загрузка...