Delist.ru

Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития (19.08.2007)

Автор: Криворотова Эльвира Владимировна

3. Выявление особенностей протекания процесса формирования лингвистического мышления учащихся в зависимости от уровня развития тех или иных качеств ума (мобильности, оперативности, самостоятельности, критичности, доказательности).

4. Обоснование влияния положительной мотивации деятельности по овладению лингвистическими знаниями, умениями и навыками на протекание процесса формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях.

Монографии, учебные и учебно-методические пособия

Криворотова Э.В. Теоретические основы формирования лингвистического мышления учащихся на уроках изучения грамматики – Саранск: Мордовиястат, 2006. – 214 с. (13 п.л.).

Криворотова Э.В. Развитие мышления и интеллекта учащихся при изучении грамматики. – Ярославль: Ремдер, 2007. - 321 с. (20 п.л.).

Криворотова Э.В. Практика формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития на уроках русского языка. - Ярославль: Ремдер, 2007. 171с. (10,5 п.л.).

Криворотова Э.В. Познавательные задачи как интерпретируемый и интерпретирующий текст// Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения / Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения / Под ред. Н.Д. Десяевой. – Саранск, 2002. – 133 с. - С. 65 – 82. (1,6 п.л.).

Учебно-методические труды

Криворотова Э.В. Организация самостоятельной работы учащихся по русскому языку в процессе обучения решению познавательных задач: Методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета. – Саранск, 1996. – 31 с. (2 п.л.).

Криворотова Э.В. Формирование логико-лингвистического мышления учащихся в процессе организации поисковой деятельности на уроках русского языка. – Методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета. - Саранск, 1996. – 28 с. (1,7 п.л.).

Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся в процессе обучения решению познавательных задач на уроках русского языка / Программа спецкурса. – Саранск, МГПИ, 2003. 12с. (0,7 п.л.).

Криворотова Э.В. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе решения познавательных задач при изучении грамматики / Программа спецкурса. – Саранск, МГПИ, 2003. 8с. (0,5 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

Криворотова Э.В. Познавательные задачи на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2005, № 3. С. 10-14 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. О возможностях художественного текста при составлении познавательных задач // Русская словесность, 2006, № 8. – С. 38-42 (0,3 п.л.)

11. Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся при изучении лексического и грамматического значения слова // Русский язык в школе. 2007, № 7. С. 23-31 (0.4 п.л.)

Научные статьи, материалы выступлений и докладов

Криворотова Э.В. Анализ степени готовности учащихся к выполнению заданий поискового характера по русскому языку / Вопросы методики обучения русскому языку в средней и высшей школе: Межвуз. сб. науч. раб. / Мордов. пед. ин-т. – Саранск, 1995. – С. 13-16 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. Формирование умений учащихся устанавливать логико-смысловые отношения как одно из условий усвоения лингвистических понятий /Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 1 / Мордов. пед ин-т. – Саранск, 1995. – С. 5-9 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. Об усилении логико-лингвистического аспекта в методической подготовке студентов / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 2 / Мордов. пед. ин-т. – Саранск, 1995. С. 21-24 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. К вопросу о синкретичных членах предложения /Функционально-семантические исследования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1 /Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 1996. – С. 90-93 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. Теория и практика формирования логико-лингвистического мышления учащихся / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвузовск. сб.науч.раб. Вып. 3. / Саранск, Мордов. Пед. ин-т, 1996. – С. 13-19 (0,4,5 п.л.).

Криворотова Э.В. Развитие лингвистического мышления школьников в процессе наблюдения над языковыми явлениями / Вопросы методики обучения в высшей и средней школе: Межвузовский сборник научных работ. Вып. 4/ Саранск, МГПИ, 1997. – С. 40-42 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. Развитие лингвистического мышления учащихся при изучении предложений с однородными членами / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвузовский сборник научных работ. Вып. 4. / Саранск, МГПИ, 1997. – С. 48-50 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. О практических путях реализации принципа преемственности при изучении словосочетания /Вопросы методики начального образования: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 1 / Мордов. гос. пед ин-т. – Саранск, 1998. – С. 87-90 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. О некоторых аспектах деятельности учителя по формированию у учащихся логико-лингвистического мышления / Вопросы методики обучения в средней и высшей школе: Межвузовск. сб науч раб. Вып. 6. / Саранск, МГПИ, 1999. - С. 34-36 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. Развитие мышления при усвоении учащимися грамматических понятий // Народное образование, Саранск, 1999, № 3. – С. 39 – 44 (0,35 п.л.).

Криворотова Э.В. О возможностях использования текстов А.С. Пушкина для развития лингвистического мышления учащихся / А.С. Пушкин и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Мордов. гос. пед ин-т. – Саранск, 1999. – С. 97-102 (0,35 п.л.).

Криворотова Э.В. К вопросу об изучении грамматики как основы овладения даром слова / Проблемы гуманитарного образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. / Мордов. Гос. Пед. ин-т. – Саранск, 2000. – С. 63-66 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. Понимание учащимися грамматических значений как основа интеллектуального развития / Русский язык: теория и методика преподавания: Межвузовский сборник науч. тр. – М., 2001. – С. 108-112 (0,35 п.л.).

Криворотова Э.В. Подготовка студентов к деятельности по формированию грамматического мышления учащихся / Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: Материалы международной научно-практической конференции «Филологическая подготовка преподавателя-словесника в университете» (31 января-3 февраля 2001 г.). – Саранск, 2001. - С. 160-163 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. Специфика организации учебно-научного общения в процессе обучения школьников решению познавательных задач / Теоретические и прикладные проблемы педагогического общения: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.1. / Саранск, МГПИ, 2001. – С. 82 – 90 (0,2 п.л.).

Криворотова Э.В. Формирование грамматического мышления учащихся при изучении синтаксиса / Проблемы современного синтаксиса: теория и практика: Межвуз. сб. науч. тр. / Международная академия наук педагогического образования – М., 2002. – С. 21- 24 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. Работа над грамматической формой – залог успеха сочинения /Филологических вестник: Межвуз. сб. науч. трудов Вып. 3 / Мордов. гос. Пед ин-т. – Саранск, 2002. – 315-320 (0,35 п.л.).

Криворотова Э.В.Формирование грамматического мышления учащихся в условиях личностно ориентированного обучения / Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе Российского среднего и высшего образования. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.Т. Баранова (11-12 марта 2004 г.). – Сост. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. – М., 2004. С. 292-295 (0,3 п.л.)

Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся в средней школе как условие их интеллектуального развития / Язык. Культура. Личность: Межвуз. сб. науч. тр. Ч.2. Москва: МАНПО, 2004. С. 150-152 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. Овладение логикой языка при изучении грамматики и становление языковой личности / Язык. Культура. Личность: Межвуз. сб. науч. тр. Ч 1. Москва: МАНПО, 2004. С.114-115 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся при изучении грамматики в условиях личностно ориентированного обучения / Научные труды МПГУ. Серия «Гуманитарные науки». – М., 2005. – С. 34-37 (0,3 п.л.).

Криворотова Э.В. К проблеме взаимообусловленности формирования лингвистического мышления и мировоззрения учащихся / Научные труды МПГУ. Серия «Гуманитарные науки». М., 2006. С. 74-77 (0,3 п.л.).

загрузка...