Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития (19.08.2007)
Автор: Криворотова Эльвира Владимировна
7. Разработана технология коллективно-индивидуального выполнения самостоятельных работ в процессе решения познавательных задач. 8. С целью формирования положительной мотивации овладения лингвистическими знаниями и умениями, лежащей в основе процесса формирования лингвистического мышления учащихся, предложено реализовать на основе решения познавательных задач систему личностной и уровневой (учебной и исследовательской) дифференциации самостоятельной работы учащихся. Материалы настоящей работы могут быть полезны методистам-исследователям, потенциальным и реальным учителям русского языка, преподавателям школьной методики и вузовской дидактики, авторам учебно-научной литературы по методике преподавания русского языка. Научная обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены анализом широкого круга литературы по проблемам методики преподавания русского языка, связанным с проблемой формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития, длительным естественным поисково-обучающим экспериментом (14 лет); многолетним анкетированием учащихся, проведением срезовых работ; описанием процесса разработки авторских пособий, их самооценкой и внешними отзывами. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены следующим образом: 1) личным опытом преподавания методики русского языка в МГПИ им. М.Е. Евсевьева, в том числе по авторским программам и пособиям; 2) личным опытом преподавания русского языка в школе; 3) докладами на научно-практических конференциях кафедры русского языка МГПИ им. М.Е. Евсевьева: 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.; 4) докладом на межрегиональной научно-практической конференции «А.С. Пушкин и современность» (17-18 февраля 1999 г.), МГПИ им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, 1999 г.; 5) докладом на международной научно-практической конференции «Филологическая подготовка преподавателя-словесника в университете» (31 января-3 февраля 2001 г.), МГУ им. Н.П. Огарёва, 2001 г.; 6) сообщением результатов исследования на всероссийских конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая памяти М.Т. Баранова (11- 12 марта 2004), г. Москва; научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» седьмых Кирилло-Мефодиевских чтений, г. Москва; научно-практическая конференция «Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития» (17-18 марта, 2006), г. Москва; Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений» (15-16 марта 2007 г.) г. Москва. На защиту выносятся следующие положения: 1. Целенаправленное формирование лингвистического мышления учащихся обеспечивает их интеллектуальное развитие, проявляющееся в сформированности системы мыслительных операций, в системности, аргументированности, мобильности аналитико-лингвистической деятельности и осознанном осуществлении лингвистических операций. Изучение русского языка как учебного предмета может успешно способствовать интеллектуальному развитию личности школьника при условии комплексного решения проблем, связанных с формированием лингвистического мышления. 2. Решение задачи формирования лингвистического мышления, а значит и лингвистического мировоззрения, строится на психолого-педагогических основах, учитывающих структуру лингвистического мышления, его основные компоненты, этапность и особенности процесса формирования, его связи, в частности, с логическим мышлением. 3. Для успешного протекания процесса формирования лингвистического мышления необходимо также соблюдения ряда условий, а именно наличия установки обучающего на целенаправленное овладение обучаемыми полными представлениями о соотношении «форма-значение» в языке, о соотношении языковой и внеязыковой действительности, а также о специфике лексического и грамматического значения, содержащегося и выражаемого в слове. Цель свободное владение языком достигается через достижение цели формирование лингвистического мышления с опорой на языковое мышление, которое формируется у учащихся несколько раньше лингвистического, поскольку не связано ещё с владением единицами метаязыка. 4. С целью создания благоприятных условий для организации работы по формированию лингвистического мышления и усиления её мотивационного обеспечения, а также в целях достижения интенсивности интеллектуального развития необходимо актуализировать в процессе обучения русскому языку направленность на осознание учащимися лексико-грамматических значений; усилить внимание к формированию положительной мотивации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями; ввести дополнительные креативные задания, способствующие осознанному усвоению лингвистических знаний и умений. 5. Оптимальным средством, способствующим формированию лингвистического мышления учащихся, является организация их самостоятельной работы путём предъявления системы познавательных задач, построенных с учётом отношений форма-значение, лексическое и грамматическое значение, языковая и внеязыковая реальность и отражающих всю совокупность лингвистических операций, составляющих основу аналитико-лингвистической деятельности. Данный подход позволяет развивать лингвистическое мышление школьников с учётом их индивидуальных особенностей, а также повышает их познавательный потенциал, который выражается в проявлении познавательной активности, в развитии мобильности, оперативности, доказательности ума. 6. Ведущим методом формирования лингвистического мышления является исследовательский метод, предполагающий опору на аналитические способности учащихся. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы. Список литературы содержит 547 наименований. Основное содержание диссертации Во Введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются цель, объект, предмет, задачи исследования; формулируется гипотеза; раскрываются теоретические положения, выносимые на защиту; представляются методы, этапы исследования. Первая глава «Лингвистическое мышление и особенности его формирования средствами русского языка как учебного предмета» посвящена рассмотрению проблемы формирования лингвистического мышления учащихся на основе анализа многочисленной литературы и различных подходов к обозначенной проблеме (1.1.). У истоков постановки проблемы формирования лингвистического мышления как условия интеллектуального развития стояли Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д.Ушинский, позднее, в начале ХХ века, А.А. Шахматов, Ф.Ф.Фортунатов, А.М. Пешковский, И.А. Бодуэн де Куртенэ. В ХХ веке разработкой проблемы занимались лингвисты, методисты, психологи, в частности, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, Р.А. Будагов, Данилов, В.А. Добромыслов, А.А. Леонтьев,И.Я. Лернер, В.З. Панфилов, И.А. Фигуровский. Вопросы, связанные с этой проблемой, затрагивались в трудах М.Т. Баранова, В.В. Бабайцевой, А.Д. Дейкиной, Т.К. Донской, Н.А. Ипполитовой, Т.В. Напольновой, М.Б. Успенского, Л.А. Тростенцовой, Л.П. Федоренко. Большую роль для осознания проблемы формирования лингвистического мышления учащихся на современном этапе сыграли работы А.П. Еремеевой, Т.М.Пахновой, Н.М.Шанского, Г.К. Лидман-Орловой, Е.М.Галкиной-Федорук, С.Н. Молодцовой, Е.Г. Шатовой. В начале 20 века значительный вклад в разрешение проблемы формирования лингвистического мышления и установлению связи этой проблемы с проблемой интеллектуального развития ребенка в процессе усвоения грамматики внес Н.С. Державин. Рассматривая в процессе анализа достоинств учебника Е.Ф. Будде «Учебник грамматики русского языка. Часть первая. Этимология. Для средних учебных заведений» (Москва, 1914) вопрос о необходимости содержательной стороны, обеспечивающей самостоятельность русскому языку как учебному предмету, Н.С. Державин выделяет в качестве такого содержания «развитие в учащихся лингвистического мышления» Таким образом, проблема формирования лингвистического мышления учащихся, с одной стороны, ставилась и обозначалась непосредственно (Н.С. Державин), а с другой, опосредованно, при этом как в трудах лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.М. Пешковский, И.И. Шереметевский, Ф.Ф. Фортунатов), так и настоящего (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Е.М. Галкина-Федорук, А.П. Еремеева, Л.А. Тростенцова, М.Б. Успенский, Л.П. Федоренко, А.В. Текучёв). Многие исследователи во главу угла при рассмотрении возможностей формирования лингвистического мышления ставили необходимость развития логического мышления (Н.В. Дмитриев, В.А. Добромыслов), то есть «способность и умение учащихся правильно представлять себе явление языка в их существенных свойствах и отношениях» (М.Т. Баранов). Развивать логическое мышление на уроках русского языка — значит формировать у школьников способность логически мыслить. Следовательно, логическое мышление есть необходимый содержательный компонент лингвистического мышления. Логическое мышление в процессе изучения русского языка — «это способность и умение учащихся правильно представлять себе явление языка в их существенных свойствах и отношениях» (М.Т. Баранов). Развивать логическое мышление на уроках русского языка — значит формировать у школьников способность логически мыслить. Проявляется логическое мышление в процессе овладения знаниями о русском языке в следующих важнейших умениях: выделение главного, существенного в языковом явлении; установление сходства и различия между языковыми явлениями; группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию; формулирование обобщающих выводов. Являясь определенной и неоценимо значимой областью человеческого знания, язык, несомненно, откладывает отпечаток на мышление человека, а в процессе обучения языку формируется специфическое лингвистическое мышление, являющее собой свого рода оперирование сплавом метаязыковых структур со структурами собственно языковыми. При этом, по мнению некоторых учёных, логическое мышление принципиально невыводимо из прирожденных мозгу человека процессов и управляющих ими внутренних законов. Способность логического мышления может быть только «результатом овладения логикой – этим объективным продуктом общественной практики человечества» (А.Н. Леонтьев). В процессе рассмотрения проблемы формирования лингвистического мышления и её связи с проблемой интеллектуального развития в психолого-педагогической и методической литературе необходимо было выявить состояние названной проблемы в психолого-педагогическом и собственно методическом аспектах (1.1.1.), определить соотношение понятий лингвистическое мышление и лингвистическое мировоззрение (1.1.2.), сформулировать принципы формирования лингвистического мышления учащихся (1.2.). Опираясь на выделенные М.Т. Барановым принципы обучения русскому языку, а именно: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический и исторический (М.Т. Баранов), в качестве основных нами обозначены следующие специальные принципы формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития: -принцип ориентированности на уровень владения лингвистическими знаниями; -принцип осознанного формирования лингвистических умений; -принцип осознанного выделения в слове лексического и грамматического значения, основанного на наличии представлений о специфике лексического значения и о видах (категориях) лексических значений, а именно о категориях предмета, числа, действия, признака предмета, признака действия; -принцип понимания грамматических значений, выдвинутый в своё время Л.П. Федоренко, но не нашедший своего полного выражения в современной методической науке; -принцип понимания специфики соотношения «форма – значение», обозначенный в трудах Д.Н. Богоявленского, но также требующий детальной проработки в методическом аспекте. Не менее важными мы считаем также общедидактические принципы проблемности, креативности и системности. Для работы по формированию лингвистического мышления учащихся необходимо тщательно отбирать и систематизировать грамматический материал. |