Delist.ru

Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития (19.08.2007)

Автор: Криворотова Эльвира Владимировна

-если на основе выявления специфики интеллектуального развития в процессе усвоения закономерностей овладения лингвистическими знаниями и умениями будет разработана специальная методика, нацеленная на формирование лингвистического мышления как условия интеллектуального развития учащихся;

- если процесс организации усвоения учащимися грамматических понятий, фактов, закономерностей будет осуществляться с учётом усвоения учащимися соотношений «форма-значение», «явления языковой и внеязыковой действительности»;

- если в качестве приоритетной цели при организации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями будет выдвинута программная цель осознанного овладения лингвистическим материалом посредством достижения понимания учащимися грамматических значений;

- если в процессе организации изучения грамматики систематизация грамматического материала будет осуществляться с точки зрения возможностей его усвоения при условии учёта сформированности у учащихся важнейших интеллектуальных умений.

В соответствии с гипотезой определяется цель настоящего исследования:

на основе выявления закономерностей усвоения учащимися грамматических значений теоретически разработать и экспериментально доказать состоятельность научно-методической системы, способствующей формированию лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития.

Выдвинутая гипотеза и поставленная цель потребовали решения следующих задач:

- выявить компоненты понятия лингвистическое мышление и, учитывая их, сформулировать наиболее полное определение понятия лингвистическое мышление;

- выявить специфику взаимозависимости процессов формирования лингвистического мышления учащихся и их интеллектуального развития; определить предпосылки и специальные принципы формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития;

- проанализировать содержание учебного грамматического материала, выявить возможности формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития;

- уточнить цели формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития;

- определить значимость мотивационного и процессуального аспектов для эффективности путей формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития;

- выяснить наиболее эффективные пути и средства формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития; определить оптимальные приёмы организации работы по формированию лингвистического мышления учащихся;

- разработать специальные задания для реализации методики формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития.

Методологическая основа исследования. Решение поставленных целей и задач требовало комплексного решения проблемы формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития в рамках школьного курса русского языка и на основе её межнаучных связей с такими базовыми науками, как «Теория и методика преподавания русского (родного) языка в средней школе»; «Русистика»; «Педагогическая риторика»; «Общая и возрастная психология».

В области теории и методики обучения русскому языку в средней школе мы опирались на общеметодические подходы, категории и понятия и базовые исследования по методике обучения русскому языку (М.Т.Баранов, Г.И.Блинов, Ф.И.Буслаев, Е.Ф. Будде, В.В. Бабайцева, Н.С.Державин, А.Д. Дейкина, В.А.Добромыслов, Т.К. Донская, А.В.Дудников, А.П. Еремеева, Н.А. Ипполитова, М.Р. Львов, Т.В.Напольнова, Л.П.Федоренко, М.М.Разумовская, Н.С.Рождественский, А.В.Текучев, Л.А. Тростенцова, М.Б. Успенский, Е.Г. Шатова и др.).

Методы научного исследовани обусловлены его целями и задачами. Диссертационное исследование осуществлялось с помощью таких общенаучных и специальных методов, как: изучение теоретических основ формирования лингвистического мышления и интеллектуального развития учащихся; изучение, систематизация и обобщение теории и практики формирования лингвистического мышления учащихся, анализа опыта работы учителей русского языка; анализ учебной и профессиональной литературы по проблеме; личный опыт преподавания русского языка в школе, изучение письменных работ учащихся, анализ типичных ошибок и трудностей, возникающих у учащихся в процессе оперирования лингвистическими понятиями; изучение уровня владения лингвистическими знаниями и умениями как основного показателя сформированности лингвистического мышления учащихся путем наблюдений и анкетирования; разработка моделей разных познавательных задач, являющихся частью необходимого дидактического аппарата; поисково-обучающие эксперименты; содержательная и статистическая обработка полученных данных; описание материалов исследования.

Организация и этапы исследования. Профессионально-методическое исследование шло поэтапно от эмпирического к теоретическому и охватывало 14-летний период с 1993 по 2007 годы.

На первом этапе (1993–1999) осуществлялось изучение состояния проблемы формирования лингвистического мышления в теоретических источниках и в практике преподавания русского языка.

На втором этапе (1999–2003) сформулированы тема и гипотеза, цели и задачи исследования; разработана концепция научно-методического пособия для осуществления формирования лингвистического мышления учащихся; с целью выявления возможностей организации работы по формированию лингвистического мышления учащихся проведены поисково-обучающие эксперименты, направленные на развитие креативных способностей учащихся, совершенствование их общеучебных умений; составлены авторские программы базовых, факультативных и элективных методических дисциплин; отобран на основе поисково-обучающего эксперимента по выявлению возможностей формирования лингвистического мышления учащихся при изучении русского языка оптимальный для осуществления поисковой деятельности языковой материал.

Третий этап исследования (2003–2005) был посвящен разработке тренинговой технологии, связанной с решением познавательных задач, построенных на грамматическом материале, и её реализации в дидактическом аппарате разрабатываемых учебно-методических пособий.

На четвертом этапе (2005–2007) уточнен понятийно-терминологический аппарат исследования и научно описаны его основные проблемы, в т.ч. теоретико-практические основы формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития, описаны компоненты лингвистического мышления, определено место самостоятельной работы как важнейшего средства организации познавательной деятельности учащихся в процессе формирования лингвистического мышления учащихся и роль познавательных задач в реализации самостоятельной работы. Продолжена апробация пособий с целью их последующей доработки.

Научная новизна исследования.

1. Разработана на основе анализа достигнутого в психолого-педагогической науке уровня знаний о взаимосвязи субстанций языка, мышления и протекания процесса интеллектуального развития специальная методика, нацеленная на формирование у школьников лингвистического мышления.

2. Обосновано теоретически и практически положение о том, что формирование лингвистического мышления учащихся является условием их интеллектуального развития. Одним из новых компонентов научного подхода к обозначенной проблеме является также раскрытие потенциала лингвистического текста в качестве дидактической единицы.

3. Получены новые данные о соотношении и взаимосвязанности уровня сформированности лингвистического мышления учащихся и их интеллектуального развития.

4. Выявлены и структурированы типы затруднений по русскому языку в изучаемом грамматическом материале.

5. Определена для целенаправленного использования система заданий, способствующих выявлению и осознанию учащимися соотношения грамматической формы и грамматического значения в каждом конкретном языковом материале.

5. Разработаны новые типы познавательных задач и их модели, ориентированных не только на специфику языкового явления, но и на особенности формирования качеств ума на основе целенаправленного и осознанного выполнения логико-лингвистических операций.

Теоретическая значимость исследования.

1. В области Методики преподавания русского языка в средней школе введено понятие лингвистическое мышление как условие интеллектуального развития учащихся; впервые разработана многоаспектная типология дидактического материала как средства организации работы по формированию лингвистического мышления учащихся; уточнены классификации эффективных приёмов формирования лингвистического мышления; составлена шкала возрастания учебной трудности познавательных задач; терминологизированы способы обозначения логических и лингвистических ошибок, допускаемых учащимися в работах, теоретически описаны возможности обращения к познавательным задачам как средству достижения осознанного восприятия приобретаемых знаний по русскому языку.

2. Составлены типологии: а) познавательных задач как одного из эффективнейших приёмов реализации работы по формированию лингвистического мышления учащихся, являющегося условием их интеллектуального развития, в) самостоятельных работ учащихся на уроках русского языка в условиях работы по формированию лингвистического мышления.

3. Уточнен понятийно-терминологический аппарат организации работы по формированию лингвистического мышления учащихся: познавательная задача с целью выявления умений учащихся различать в слове лексическое и грамматическое значение; познавательная задача с целью выявления уровня владения объёмом лингвистического понятия; познавательная задача с целью выявления умений учащихся соотносить явления лингвистической и экстралингвистической действительности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработана программа, реализующая методику формирования лингвистического мышления учащихся как условия их интеллектуального развития;

2. Изданы учебно-методические пособия разных жанров для средней школы, раскрывающие содержание и организацию работы по формированию лингвистического мышления учащихся.

3. Разработаны для учителя-словесника методические рекомендации по развитию лингвистического мышления учащихся при изучении лексики и грамматики, отражающие комплексную методику попутного и специального формирования лингвистического мышления учащихся.

4. Составлено более двухсот познавательных задач, построенных на материале изучения морфологии и синтаксиса.

5.Отобран новый дидактический материал, позволяющий реализовать предложенную методику.

6. Внесены предложения по усовершенствованию программы по методике преподавания русского языка в педвузе с целью овладения студентами специальными умениями по формированию лингвистического мышления учащихся.

загрузка...