Delist.ru

Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития (19.08.2007)

Автор: Криворотова Эльвира Владимировна

Криворотова Эльвира Владимировна

Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2007

Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка филологического факультета Государственного образовательного учреждения

«Московский педагогический государственный университет»

Научный консультант – доктор педагогических наук,

профессор Дейкина Алевтина Дмитриевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Антонова Любовь Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор Романова Наталья Николаевна

доктор филологических наук, профессор Колесникова Светлана Михайловна

Ведущая организация:

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Защита диссертации состоится 12 ноября 200 7 года в 10 часов

на заседании диссертационного совета Д 212. 154. 08 Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992,

г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992

г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

Автореферат разослан ____________________2007 года

Ученый секретарь диссертационного совета __________С.А.Зинин

Общая характеристика работы

Диссертация посвящена проблеме формирования лингвистического мышления учащихся, которое рассматривается в исследовании как одно из необходимых условий их интеллектуального развития в процессе обучения русскому языку.

В настоящее время проблема формирования лингвистического мышления учащихся приобретает особенную актуальность в связи с необходимостью реализации в средней школе одной из важнейших задач современного образования, обозначенной как становление интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией для познания и самопознания на основе новых образовательных технологий. Поэтому невозможно не соотносить протекание процесса изучения родного языка с процессами интеллектуального развития обучаемого, что обусловлено огромным развивающим потенциалом языка как сложной гармонической системы, интеллектуально организованного феномена.

Именно процесс овладения грамматическими значениями помогает учащимся осознать, что «язык … не мертвый продукт, но … созидающий процесс; надо абстрагироваться от того, что он функционирует в качестве обозначения предметов и как средство общения, и, напротив того, с большим вниманием отнестись к его тесной связи с внутренней духовной деятельностью и к взаимному влиянию этих двух явлений» (В.Гумбольдт).

Задача формирования лингвистического мышления учащихся в процессе обучения русскому языку неразрывно связана с задачей формирования у школьников лингвистического мировоззрения, предполагающего, что «учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нём, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них» (М.Т. Баранов. 1990, с. 23-24).

Актуальность исследования определяется значимостью решения данной проблемы в современных условиях изменения парадигмы развития образования, поскольку современная педагогическая наука всё более заметно подталкивает практику от кибернетических (управляемых) к синергетическим (самоорганизующимся) способам развития образования. Роль учителя-посредника заключается в том, чтобы помочь детям добиться успеха в родном языке и приобрести осознанный взгляд на язык как предмет обучения. К трудностям формирования осознанного взгляда на язык, вызванным отсутствием самостоятельности мышления, методисты относят наивность сознания учащихся, когда школьники не могут абстрагироваться в достаточной степени (особенно в грамматике), чтобы «освоить представления о языке как более широкие, то есть охватить язык в масштабности его системы и всех его проявлений» (А.Д. Дейкина).

Проблема формирования лингвистического мышления учащихся лежит в русле многих актуальных сегодня психолого-педагогических и собственно методических проблем. Актуальность этой проблемы определяется, в первую очередь, учётом фактора психологического целеполагания обучения, который включает три основных момента, а именно: 1) когнитивный, или познавательный, предполагающий овладение различными видами знаний (знаниями о лингвистических понятиях, о лингвистических фактах, о лингвистических закономерностях, а также знаниями о способах деятельности), и познавательными умениями); 2) аффективный, предполагающий формирование интересов, установок, ценностей, убеждений, определяющих становление положительной мотивации процесса обучения; 3) психомоторный, предполагающий формирование двигательных умений и навыков (Б.С. Блум.). Следовательно, необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно могло вызвать в учащемся положительные психические изменения. Рассмотрение процесса формирования лингвистического мышления в этой связи происходит в нашей работе с учётом нацеленности на возникновение этих изменений, положительных сдвигов в интеллектуальном развитии учащихся.

Обращение к проблеме формирования лингвистического мышления имеет, с одной стороны, свои богатые традиции, а с другой, вызвано реалиями сегодняшнего дня, необходимостью реализовать деятельностную и личностно ориентированную составляющие содержания образования, на которые сделан акцент в образовательном стандарте, призванном обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации. Надо отметить, что в образовательном стандарте приоритеты отдаются не накоплению суммы знаний, а овладению системой знаний, умений и навыков, что уже предполагает необходимость организации специальной работы, предполагающей оперирование полученными знаниями и включение их в познавательную деятельность.

Родной язык, являясь орудием познания и действенным средством общения и отвечая в этой связи образовательным и воспитательным задачам школы и по своим теоретическим основам, и по своему практическому значению, занимает важнейшее место среди дисциплин, входящих в систему среднего образования. При этом далеко не полностью раскрыты огромные потенциальные возможности процесса изучения языка как средства формирования лингвистического мышления учащихся, что является одним из условий интеллектуального развития школьников.

В условиях проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, задания которого имеют в преобладающем большинстве характер поисковых и ориентированных на высокий уровень осознания лексико-грамматических значений и особенностей языковых явлений, ученику важно обладать достаточно высоким уровнем сформированности лингвистического мышления, которое рассматривается нами как качественно новое образование личности, возникающее у учащихся на основе изучения теории языка и в процессе овладения лингвистическими умениями, характеризующееся при этом высоким уровнем сформированности мыслительных операций, наличием положительной мотивации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями и творческим отношением к процессу овладения языком, что является одним из важнейших условий интеллектуального развития.

Актуальность проблемы формирования лингвистического мышления как условия их интеллектуального развития определяется недостаточной разработанностью как теории, так и практики её решения.

Объектом исследования является процесс формирования лингвистического мышления учащихся, рассматриваемый как условие их интеллектуального развития. Предмет исследования – возможности и закономерности организации эффективного процесса формирования лингвистического мышления учащихся, способствующие их интеллектуальному развитию на уроках русского языка и непосредственно при изучении грамматики.

Гипотеза исследования заключается в следующем: целенаправленное обучение способам исследовательской деятельности в процессе изучения лингвистических понятий, фактов, закономерностей и овладения лингвистическими умениями способствует формированию лингвистического мышления учащихся, что успешно способствует интеллектуальному развитию школьников.

Реализация данного положения возможна при следующих условиях:

- если усвоение лингвистических понятий, фактов, закономерностей будет организовано с учетом специфики протекания мыслительных процессов, связанных с формированием грамматических умений и навыков, осознанием их особенностей и соотношения общего и частного в них, а также на основе овладения учащимися интеллектуальными умениями;

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9