Delist.ru

Hi-Tech: динамика взаимодействий науки, общества и технологий (19.08.2007)

Автор: Жукова Елена Анатольевна

Таким образом, диссертантом выявлены следующие функции высоких технологий: нормативная, вербальная, прогностическая, критическая, когнитивная, адаптивная и компенсаторная и установлено, что на детерминистическом этапе информационного процесса функции высоких технологий перестраивают формы культуры. Нормативная функция высоких технологий меняет идеологию, вербальная – знаки и коды, прогностическая – социальные сценарии, критическая и когнитивная – стили в искусстве, дизайне, архитектуре и виды искусства (наглядное проявление – стиль Hi-Tech и Hi-Tech-Art), адаптивная – программы поведения человека, компенсаторная – социальную мифологию. Все функции высоких технологий оказывают воздействие и на человека, который является получателем информации.

Параграф 5.2. Влияние высоких технологий на человека посвящен анализу воздействий Hi-Tech и Hi-Hume на человека.

Необходимость выдвижения проблемы человека на передний край философствования обусловлена кризисом современной исторической эпохи, вызванным ориентацией нынешней цивилизации на односторонние и ограниченные материальные интересы и рационализм (Ю.В. Петров). Возрастающая зависимость человека от высоких технологий обостряет проблему идентичности человека, которая приобретает тотальный характер и ряд совершенно новых черт.

Один из главных аспектов этой проблемы – воздействие Hi-Tech на человеческую телесность. Человеческое существо теперь может быть не только сконструировано, но и реконструировано (Б.Г. Юдин). Собственные процессы тела могут быть перепрограммированы на достижение нужных результатов (Ю. Такер). Телесность человека в результате автономизации микроэлементов стала пониматься не как непрерывная оболочка, а как некая дискретность (разъемность органов, замещение генов, гендерный обмен) (К. Митенев). Предпологается, что нанотехнологии будут менять человеческое тело так, как потребуется, человек превратится в совершенно новое, технологически саморазвивающееся существо – нано сапиенс (В.М. Кишинец), а тело человека будущего – Primo Posthuman (Н. Вита-Море) – будет проектироваться как машина и будет сохранять внешний вид человека только в эстетических целях или в целях познавательной ассоциации. Ранее уже отмечалось, что власть машины разлагает целостный человеческий образ (Н. Бердяев), человек превращается в часть машины, становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке и уже не может освободиться от воздействия созданной им техники (К. Ясперс). Но с появлением Нi-Tech начала размываться граница между человеком и машиной, между телом и технологией.

Проблема идентичности человека отнюдь не сводится только к проблеме идентичности тела, собственной телесности, но затрагивает и социальное самоопределение, и духовные аспекты. Опасным давлениям подвергается психика современного человека: 1) идет массированное плохоупорядоченное информационное воздействие со стороны современных средств массовой информации и коммуникации; 2) значительно убыстряются ритмы и темпы жизни; 3) погружение в виртуальную реальность компьютерных игр и глобальной сети чревато новыми видами заболеваний и зависимостей (игромания, Интернет-зависимость и др.), ведет к специфическим проявлениям усталости центральной нервной системы и нервному истощению.

Высокие технологии способствуют разрушению экзистенциальных оснований человека, что проявляется в разрушении целостности его внутреннего мира, ценностных ориентаций и т.п. Современному человеку, существующему в глобализируемом поликультурном мире и клип-культуре, все труднее ориентироваться в событиях, которые происходят как в его непосредственном окружении, так и в обществе в целом. Ему все труднее выявлять базовые закономерности развития своего мира, предвидеть последствия своих действий и прогнозировать свое развитие. Усиливаются ощущения заброшенности и потерянности в этом мире. Поиски смысла жизни выглядят безнадежными, построение понятной модели окружающего мира трудноосуществимым.

В диссертации доказано, что в высокотехнологизированном обществе формируются различные модели поведения человека: человек самоактуализированный, человек ноубрау (nobrow), человек колеблющийся (Homo zwischens). Как самоактуализированный (по А. Маслоу) человек стремится к творческому труду, созданию нового, самосовершенствованию и максимальной реализации своего личностного потенциала даже вопреки культурному и социальному окружению. В каждой ситуации выбора он готов к риску, ошибкам, новым идеям. Как человек nobrow (термин Д. Сибрука) индивид подчиняется обряду потребления, заключающемуся в постоянной гонке за новинками. Процесс приобретения новой вещи или получения новых услуг становится важнее, чем сама вещь или услуга. Потребитель теряет критичность, индивидуальность и становится человеком толпы, захваченной культурой мейнстрима. Homo zwischens (от. нем. «между») – человек колеблющийся (А. Харин), сомневающийся, вынужденный жить в атмосфере неопределенности, разрывается между двумя различными системами ценностей.

Специалисты в сфере Hi-Tech и Hi-Hume оказываются в ситуации «разрыва». Особенности их профессиональной деятельности предполагают необходимость творческого подхода к профессии и умение управлять другими людьми. Но существование в культуре Шума (Д. Сибрук) и супермаркета делает их самих теми, кем кто-то манипулирует. В этом есть некая ирония. В данной ситуации задачей системы образования становится коррекция этих моделей.

В п. 5.3. Вызов высоких технологий современному обществу и культуре выявляется амбивалентность высоких технологий: для своего создания они требуют высококвалифицированных и высококомпетентных специалистов, но от массового потребителя – только наличия функциональной грамотности. Именно Hi-Tech демонстрируют, что в развитом обществе ориентации на функциональную грамотность недостаточно, потому что это ведет к снижению технической грамотности специалистов и не способствует формированию мотивации на постоянное пополнение знаний в сфере современной техники и навыков ее использования, способствует формированию отношения к Hi-Tech как к чуду, ведет к росту зависимости и беспомощности человека перед техникой и технологиями и понижает ответственность за последствия использования технологий. Это становится опасным в связи с тем, что заинтересованный в получении прибылей от реализации инновационных проектов в высокотехнологичной сфере бизнес может замалчивать негативные результаты от применения Hi-Tech. В то же время научно-технологическое знание делается все более зависимым от мнения обычных людей («профанов»), которые выступают и как потребители Hi-Tech-продуктов, и как эксперты при оценке высоких технологий, поэтому сегодня в биоэтике, с одной стороны, каждый аргумент, исходя из принципа публичности, должен быть сформулирован в терминах, понятных публике (П.Д. Тищенко), с другой стороны, общественные эксперты должны понимать природу и смысл техники и технологий, в том числе социогуманитарных технологий, механизмы их воздействия на общество, культуру и человека, и критически их осмысливать, не руководствуясь эмоциями.

Думается, что современный человек уже не сможет существовать без техники и технологий, которые делают его жизнь более комфортной. Будут появляться все новые и новые высокие технологии. Но управление техническим прогрессом не может больше основываться преимущественно на принципах прагматизма и на ценностях техногенной цивилизации (В.С. Степин). Пригодность технологий для общества зависит от культуры, в определенном смысле культура ставит границы технологии (А.И. Ракитов). Например, это наглядно проявляется в различии целей национальных программ по нанотехнологии: если государственная стратегия развития нанотехнологий в Японии направлена на создание общества гармонии с природой, то для США развитие нанотехнологий осуществляется в рамках государственной стратегии, нацеленной на стремление сделать нанотехнологии основой экономики и национальной безопасности США в первой половине XXI в.

Таким образом, и знание о механизмах взаимодействий высоких технологий, науки и общества, и сами по себе Hi-Tech и Hi-Hume ценностно нейтральны. Но они могут использоваться с разными целями. Проблемой сегодня становится не только экологическая, но и историко-культурная и духовно-нравственная оценка высоких технологий в виду их стремительно нарастающей мощи. В поликультурном глобализируемом быстроменяющемся современном мире актуализируется соотношение технического прогресса, несомых им новаций и культурных традиций, в первую очередь речь идет о национальных культурах. Но это уже тема отдельного исследования.

В заключении работы сформулированы основные выводы диссертации и намечены пути дальнейшего исследования проблемы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях соискателя:

Жукова Е.А. Профессионализм в сфере высоких социогуманитарных технологий // Высшее образование в России. – 2007. – № 8. – 0,3 п.л.

Жукова Е.А. Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 86–94.

Жукова Е.А. Динамика взаимосвязи фундаментальной науки и общества (биоэтический аспект нанотехнологий) // Бюллетень сибирской медицины. – 2006. – Т. 5. – № 5. – С. 82–87.

Жукова Е.А. Трансформации системы «наука» в мире High-Tech // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – Вып. 7(58). – Серия: Гуманитарные науки. – С. 53–57.

Жукова Е.А. Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: Гуманитарные науки (Экономика). – 2005. – Вып. 5 (49). – С. 75–77

Жукова Е.А. Влияние высоких технологий на взаимодействия современной науки и образования // Философия образования. – 2005. – № 3(14). – С. 207–214.

Жукова Е.А. Профессионализм в постиндустриальном обществе: социально-философский анализ // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: Философия, культурология, история. – 2001. – Вып. 3 (28). – С. 26–30.

Жукова Е.А. Социальный институт профессионального образования и его роль в постиндустриальном обществе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: Вопросы теории науки и образования (Спецвыпуск). – 2001. – Вып. 2 (27). – С. 33–39.

Жукова Е.А. Специфика профессиональной адаптации человека постиндустриального общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Серия: Философия, история. 1999. – Вып. 1 (10). – С. 38–42.

Жукова Е.А. High-Tech: феномен, функции, формы. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. – 376 с.

Мелик-Гайказян И.В., Жукова Е.А. Философские проблемы технологий и феномен Hi-Tech // Философия математики и технических наук: Учеб. пос. для вузов / Под общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006. – С. 557–586. (авт. 1,4 п.л.) (Серия: Gaudeamus).

Жукова Е.А. Философские последствия Hi-Hume во времена Hi-Tech // Труды Института теории образования Томского государственного педагогического университета / Под ред. В.А. Дмитриенко. – Вып. 2. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. С. 18–39.

Жукова Е.А. Высокие технологии как социокультурный феномен // Философия. Наука. Культура: Сб. ст. – Вып. 6. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 42–54.

Жукова Е.А. Становление информационных технологий, конструирующих человека // Конструирование человека: Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием «Конструирование человека» (13–15 июня 2007 г., г. Томск). – Томск: Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2007. – С. 109–128.

Жукова Е.А. Понятие «технология» в постиндустриальном обществе: сфера употребления // XII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии», 27–31 марта 2006 г. Труды: В 2 т. – Т. 2. – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2006. – С. 469–472.

Жукова Е.А High-Hume: сопровождение высоких технологий и манипуляция человеком // Антропологические основания биоэтики: Мат-лы Всероссийской научной конференции с международным участием (г. Томск, 11–14 октября 2006 г.). Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2006. С. 52–55.

Жукова Е.А. Проблема формирования личности профессионала средствами High-Tech-Art в структурах элитного образования // Сборник трудов Международной конференции «Инженерное образование и наука в мировом пространстве» GEER (1–2 июня, 2006 г., Томск). – Томск, 2006. – С. 267–271.

Жукова Е.А. Проблема экологической надежности High-Tech // VIII Всероссийский студенческий научно-технический семинар «Энергетика: Экология, Надежность, Безопасность». Труды семинара (Томск, 18–21 апр. 2006 г.). – Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2006. – С. 338–341.

Жукова Е.А. Формирование личности профессионала Hi-Tech-Art // Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования): По материалам Всероссийского гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины», 23–25 мая 2006 г. Томск: Томский гос. ун-т, 2006. С. 88–91.

Жукова Е.А. High-Hume: синтез науки, технологии и искусства // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006 г.): Мат-лы конф.: В 6 т. Т. 3. Ч. 2. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. С. 8–13.

Жукова Е.А. Новые требования к подготовке профессионала в эпоху High-Tech и High-Hume // Материалы XI Всероссийская научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность» (Томск, 7–9 декабря 2005 г.). Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2005. С. 424–426 (0,2 п.л.).

Мелик-Гайказян И.В., Жукова Е.А., Роготнева Е.Н. Hi-Tech и Hi-Hume // Материалы XI Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность» (Томск, 7–9 декабря 2005 г.). Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2005. С. 4–13 (0,5 п.л.).

Жукова Е.А. О последствиях технической безграмотности в постиндустриальном обществе // IX всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 25–29 апреля 2005 г.): Мат-лы конф. – Т. 3. – Ч. 1: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. – Томск: Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2005. – С. 230–236.

Жукова Е.А. О соотношении функциональной и технической грамотности в эпоху High-Tech // IX всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 25-29 апреля 2005 г.): Мат-лы конф. – Т. 3. – Ч. 1: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. – Томск: Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2005. – С. 236–241.

Жукова Е.А. Проблемы элитного образования в эпоху High-Tech // Современные технологии образования и их использование в вузе и профильной школе: Мат-лы Всероссийской научно-методической конференции (Томск, 21–23 апр. 2005). Томск: Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2005. C. 94–98.

Жукова Е.А. High-Tech в повседневной культуре // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24–28 мая 2005 г.): В 5 т. – Т. 3. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 543–544.

Жукова Е.А. О теоретических основах построения модели профессионала // Образование в Сибири. – 2003. – № 1 (10). – С. 33–39.

загрузка...