Delist.ru

Формирование институциональной среды развития системы малого предпринимательства (19.08.2007)

Автор: Хамидуллин Фарид Фильзович

Вместе с тем, необходимо отметить, что при всех прочих равных условиях решающим внешним фактором, существенно повышающим конкурентные преимущества отдельных субъектов предпринимательства в сфере малого бизнеса, является наличие поддержки (протекции) со стороны административных, государственных структур. Формы такой поддержки могут быть различными – это и административное воздействие на конкурентов (проверки, штрафы, затягивание процедур оформления и др.), и предоставление более выгодных условий для осуществления предпринимательской деятельности (лоббирование заказов, льготы при аренде, финансовая поддержка и др.), и оперативное решение вопросов, связанных с отводом земельных участков, с оформлением прав собственности на землю, объекты недвижимости и т.п.

Рис. 4 Слагаемые конкурентоспособности в сфере малого бизнеса

В процессе рассмотрения сущности конкурентных отношений, понятий и процессов конкуренции в рыночных условиях, становится очевидным, что конкурентные стратегии малых предпринимательских структур формируются под воздействием целого комплекса объективных и субъективных факторов: конкурентного потенциала, конкурентных преимуществ, конкурентных сил, конкурентной среды, которые, в конечном счете, и определяют конкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности. Конкурентоспособность малых предпринимательских структур зависит от профессионального уровня разработки и реализации конкурентных стратегий в условиях благоприятной (неблагоприятной) институциональной среды и других факторов.

Исследование процесса формирования конкурентных стратегий в малых предпринимательских структурах выявило, что последние тесно связаны с новым активным видом хозяйствования, основанным на целеустремленном, инициативном и инновационном поведении субъектов предпринимательской деятельности. Разрабатывая конкурентоспособную стратегию, многие предприятия стремятся определить и сформировать индивидуальный подход к использованию собственного конкурентного потенциала в своей отрасли. Такой подход должен быть рассчитан на продолжительное время и приносить прибыль. Не существует универсальной конкурентоспособной стратегии.

По мнению диссертанта, конкурентная стратегия, как экономическая категория, выражает отношения между субъектами общественного производства по поводу реализации интересов укрепления своих рыночных позиций в существующей институциональной среде. Формулируя данное определение конкурентной стратегии, автор осознает, что оно не отражает всю совокупность свойств этой категории. И если конкуренция, в силу своей внутренней природы, носит объективный характер, являясь общественным свойством рыночной экономики, то конкурентная стратегия, представляя собой инструмент экономического соперничества участников общественного производства, всегда имеет субъективное содержание.

Эффективная конкурентная стратегия в сфере малого предпринимательства должна, по нашему мнению, исходить из понимания структуры отрасли, ее особенностей и способов реализации конкурентных преимуществ в конкретной институциональной среде.

Современная практика показывает, что выработка стратегии развития предпринимательского объекта в малом бизнесе носит упрощенный характер и, как правило, включает следующие процедуры:

-обоснование перспективных направлений бизнеса;

-анализ институциональной среды;

-анализ конкурентного потенциала малого предприятия;

-выбор стратегии развития или выживания, учитывающей угрозы и возможности внешней среды, сильные и слабые стороны малого предприятия. Следует также отметить, что необходимость в данной стратегии отпадает вместе с выходом предприятия на желаемый уровень развития.

В четвертой главе «Социально-экономические институциональные аспекты функционирования малого бизнеса» анализируются условия и формы взаимодействия предпринимательских и властных структур в рыночной экономике, исследуются место и роль малого бизнеса в современной модели рыночного хозяйствования.

Взаимоотношения государственных и предпринимательских структур являются важнейшим элементом хозяйственной практики. Вместе с тем, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что взаимодействие малого бизнеса и властных структур на местах носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, местные власти заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. Предполагалось, что именно малые предприятия будут выплачивать основную часть муниципальных налогов. И это предположение уже реализуется на практике. Малые предприятия способствуют развитию территории, в том числе рациональному использованию свободных производственных мощностей, увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов, что, в конечном счете, ведет к улучшению условий жизни населения. Малые предприятия легче и лучше приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов.

Малый бизнес, со своей стороны имеет, ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах – ведь большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения. В пределах региона хорошо известны основные производители и потребители, нетрудно выявить рациональные экономические связи, найти тех, кто заинтересован в налаживании контактов по созданию рыночной инфраструктуры. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйств самостоятельных регионов малое предпринимательство может рассматриваться как важнейший инструмент оптимизации функциональной структуры региональной экономики. Конкретная окружающая среда должна быть благоприятной для принятия эффективных решений, а эта конкретная среда формируется опять же в регионах. И, наконец, условия России таковы, что при ее масштабах и огромном разнообразии регионов всякие общие подходы к формированию предпринимательской среды неизбежно принимают характер оторванных от реальной жизни абстракций.

Основы государственной поддержки малого предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Регионам же предоставляется возможность в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. Наряду с этим федеральным законодательством предоставляется свобода для регулирования региональными властями ряда сторон деятельности малых предприятий. Так, в дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, регионы могут определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Кроме того, они вправе создавать специальные фонды для поддержки малого предпринимательства, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования.

С целью углубленного исследования современных форм и направлений государственной поддержки и регулирования субъектов малого предпринимательства в диссертации проведен анализ деятельности государственных структур в ряде российских регионов и за рубежом. Был изучен положительный опыт взаимодействия властных и предпринимательских структур в Уральском, Пермском, Челябинском, Тюменском, Воронежском, Новгородском, Нижегородском регионах, а также в городах Москве, Санкт-Петербурге, республиках Узбекистан и Татарстан. Изучение зарубежного опыта на примере Канады, Франции, США, Великобритании, Италии, Бельгии, Израиля, Китая и Японии выявило определенную общность проблем инфраструктурной поддержки и регулирования деятельности малого бизнеса, как в России, так и в экономически развитых державах.

В качестве примера на рисунке 5 представлена инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Татарстан.

Рис. 5 Инфраструктура поддержки малого бизнеса

в Республике Татарстан

В диссертации отмечается, значительное изменение подхода к малому предпринимательству и его роли в экономике различных государств. Особую важность приобрели такие направления содействия малым предприятиям, как создание институциональных условий, отвечающих требованиям современного предпринимательства и рынка и призванных повысить конкурентоспособность малых предприятий. Конкретные меры включали развитие рынка капитала и облегчение доступа малых предприятий к финансовым средствам, упрощение налоговой системы, расширение экспортных возможностей, ликвидация бюрократических формальностей в предоставлении льгот и др.

Вместе с тем, в российских условиях важнейшим критерием, по мнению автора, должна стать законодательно установленная мера ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие малого предпринимательства на местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности. Практика показывает, что имеющиеся рычаги давления на субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, а также отсутствие конкретных эффективных инструментов воздействия на различные государственные властные структуры, с другой стороны, делают все усилия по поддержке малого бизнеса крайне неэффективными. Декларируемая на словах и слабо осуществляемая в реальной хозяйственной практике – такая институциональная поддержка компрометирует власть, усиливая к ней недоверие со стороны предпринимателей и населения.

Одновременно должны быть определены мероприятия, направленные на стимулирование должностных лиц, непосредственно связанных по роду своей деятельности с малым предпринимательством. Только в этом случае можно ожидать совпадения интересов малого бизнеса и различных структур, отвечающих за его развитие и поддержку.

Серьезной проблемой является обеспечение защиты прав и безопасности личности и собственности субъектов малого предпринимательства. В работе обосновывается вывод, что фактически малый бизнес существует в условиях действия институционального механизма отъема собственности в тех или иных формах. Сегодня предприниматели не чувствуют себя защищенными от любого произвола властей, так как большинство жалоб рассматривается теми же структурами, которые и допустили нарушения прав предпринимателей. В федеральном и местном законодательстве не определен механизм возмещения ущерба, нанесенного малому бизнесу государственными структурами и монополиями.

Автор разделяет мнение большинства ученых и специалистов о том, что на первом этапе расширение социальной базы реформ в России должно проводиться, прежде всего, за счет формирования и становления среднего класса и роста вложений в человека (наука, образование, здравоохранение, культура). Это позволит укрепить основную опору реформ – средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.

Курс на успешное проведение реформ невозможен без наличия достаточно многочисленного и сильного слоя населения, заинтересованного в политической стабильности общества, укреплении демократических принципов его организации, всех форм творческой, в том числе предпринимательской, деятельности. Такой социальный слой, представляющий собой базу функционирования социальных институтов современного гражданского общества, получил название «средний класс».

В западной социологии средним классом обычно называют ту часть общества, которая по своему статусу располагается между высшей элитой и основной массой трудящегося населения, включающую в себя научных и инженерно-технических работников, административный персонал, не занимающий высоких постов, работающую по найму интеллигенцию, мелких и средних собственников, фермеров, рабочих высокой квалификации, работников сферы обслуживания и др.

Следует особо подчеркнуть, что, по мнению автора, чрезвычайно большую роль в этой связи играет собственность. Сформировать мощный средний класс – как минимум означает, возможно большее число людей сделать эффективными собственниками. В частности, наемный работник (или лицо свободной профессии), который по основным параметрам может быть отнесен к среднему классу, при наличии собственности (ценных бумаг, недвижимости) перестает быть зависимым от единственного источника дохода – продажи своего труда. Стимулирование приобретения собственности представляет собой одну из наиболее действенных форм содействия укреплению среднего класса. Политика справедливой заработной платы сочетается в развитых странах с политикой формирования собственников из среды наемных работников. Полнота человеческого существования экономически обеспечивается собственностью как институтом свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью, что пронизывает все сферы и уровни экономики, наделяя ее способностью к эволюции.

Ряд ученых и специалистов считает, что средний слой в классическом понимании в настоящее время в России отсутствует. В городах существует прослойка (по различным оценкам, от 9 до 14% населения), которая условно может быть отнесена к среднему классу. В основной своей части она неустойчива, неоднородна, не имеет существенной собственности и в силу слабости своего положения не способна оказывать реального влияния на экономическое развитие. Вместе с тем, принадлежность к среднему классу не должна, по мнению автора, рассматриваться исключительно через призму различий в доходах. Необходимы дополнительные критерии, характеризующие субъекта среднего класса. К их числу можно отнести социальный статус, уровень образования, характер социально-экономических притязаний, ориентацию на легальные формы осуществления своей деятельности, квалификацию и т.п. Эти дополнительные критерии нельзя абсолютизировать, но и абстрагироваться от них не следует.

Необходимо четко осознавать, что стартовые условия формирования среднего класса в России значительно хуже, нежели в странах Центральной и Восточной Европы. И практика хозяйственного строительства, и мировоззрение населения в бывших социалистических странах Европы обеспечили высокую его готовность к принятию самостоятельных решений, большее чувство ответственности за результаты своих действий.

Однако и в России, несмотря на меньшую потенциальную адаптацию к реформам, постепенно приходит понимание необходимости ориентации на собственные силы и возможности, а не на помощь государства. Причем средний класс – не среднестатистическая величина, как это нередко считают, а социально-экономическое понятие, выражающее определенный социально достаточный уровень благосостояния семьи. Поэтому правомерно будет отнесение к среднему классу основной массы среднеобеспеченного населения, являющегося главным потребителем, наиболее массовым собственником и инвестором.

Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем, по нашему мнению, являются представители среднего и мелкого бизнеса. В этой связи развитие и поддержка малого предпринимательства рассматриваются государством в качестве одной из приоритетных его задач.

Вместе с тем, границы слоя предпринимателей весьма расплывчаты. Некоторые владельцы фирм практически не принимают реального участия в управлении, большинство менеджеров низшего и среднего звена являются исполнителями, а не организаторами экономических процессов на микроуровне. Наблюдаются также достаточно высокие значения внутригрупповой дифференциации уровня доходов предпринимателей и неоднородность социального происхождения средних и мелких собственников, составляющих часть национального предпринимательского потенциала.

В диссертационной работе подчеркивается, что серьезную проблему в современной России представляет резкое падение доходов населения. Важнейшей задачей в настоящее время следует считать подъем уровня жизни россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то есть программы долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно-денежной системы, занятости и создания рабочих мест. В данном контексте развитие малого предпринимательства, предполагающее участие широких социальных слоев в продуктивной деятельности, способно стать одним из решающих факторов увеличения доходов и занятости населения в ближайшее время.

Одновременно необходима разработка специальной государственной программы мер, направленных на сокращение дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая политика. Нужно изменить действующую шкалу налогообложения с тем, чтобы основное налоговое бремя несли состоятельные слои населения.

Автор доказывает, что обеспечение равного доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка. Основной акцент, на наш взгляд, необходимо сделать не на прямом дотировании населения из бюджета, а, прежде всего, на создании возможностей для зарабатывания денег. Наиболее приемлемый и не требующий крупных вложений путь – привлечение большего количества малообеспеченных семей в сферу малого предпринимательства. Говоря о государственной поддержке малого бизнеса, надо четко представлять ту грань, переход за которую ведет к бесполезному проеданию госбюджета или же наоборот, чрезмерная регламентация деятельности малых предприятий приводит к потере основополагающей характеристики малого предпринимательства – мобильности и независимости во всей взаимосвязи экономического и политического окружения.

Противоречивость государственного влияния на рынок труда особенно заметна в сфере развития малого предпринимательства. Вместо создания льготных условий налогообложения и механизма поощрения занятости, забота государства о малом бизнесе вылилась в форму государственных программ его поддержки, финансовые преимущества от которых получают, в основном, не субъекты малого предпринимательства, как таковые, а различные государственные и негосударственные организации (ассоциации, фонды, научные организации), являющиеся субподрядчиками программ. В значительной мере такая ситуация приводит к тому, что параллельно с разработкой программ утяжеление налогового бремени вызывает банкротство уже действующих субъектов, создание же новых предприятий представляется малопривлекательным. Складывается парадоксальная ситуация, когда государство изымает львиную долю доходов у малых предприятий, чтобы потом развернуть программу поддержки данного сектора экономики.

В работе обосновывается вывод, что перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня во многом зависят от успешной адаптации населения к институциональной среде, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

Вместе с тем, автор доказывает, что невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Мировая экономика ХХ-ХХI вв. знаменуется началом значительных качественных перемен. Для экономических исследований принципиально актуальными становятся парадигмы, акцентирующие внимание на качественной стороне, природе, закономерностях эволюции, изучении границ и пределов систем, обладающих конкретным системным качеством.

Автор считает, что к важнейшим из происходящих качественных изменений можно отнести следующие. Во-первых, изменения в природе «факторов производства». По мере генезиса постиндустриального общества такие ресурсы, как культурные ценности, знания, ноу-хау, большая часть создаваемых творческой деятельностью информационных продуктов и многие другие наиболее конкурентоспособные, ключевые для прогресса экономики ХХI века ресурсы, становятся:

загрузка...