Delist.ru

Формирование институциональной среды развития системы малого предпринимательства (19.08.2007)

Автор: Хамидуллин Фарид Фильзович

Динамика количества малых предприятий в РФ

(по основным этапам развития)

Показатели 1988 1992 1994 1995 1998 2000 2005

Количество

предприятий

Отклонение

Отклонение в %

Российский малый бизнес на каждом этапе своего развития использует различные формы приспособления к реальным институциональным условиям, демонстрируя огромные потенциальные возможности данного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним их решающих факторов экономического подъема. Проведенный в диссертации поэтапный анализ регионального развития малого бизнеса выявил схожие тенденции в динамике субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан.

Таблица 2

Динамика количества малых предприятий в Республике Татарстан

Показатели 1988 1992 1994 1995 1998 2000 2005

Количество

предприятий

Отклонение

Отклонение в %

Проведенное исследование основных этапов развития малого бизнеса позволило определить наиболее существенные закономерности его становления, такие как стихийность возникновения малых предприятий, низкая капиталоемкость и перелив капиталов в данном секторе экономики, вызванные несовершенством институциональной среды, необходимостью диверсификации и усилением конкуренции, постепенное ослабление всех форм рэкета вследствие снижения уровня доходности хозяйствующих субъектов, усиление рискового характера предпринимательской деятельности, увод части капитала в «теневую» сферу, усиление барьеров входа на рынок новым участникам, ограничение сфер деятельности малого бизнеса, отсутствие четких перспектив роста, неопределенность целей развития и др.

Вторая глава «Формирование институциональной среды и проблемы реализации собственности в сфере малого бизнеса» посвящена анализу содержания и особенностей формирования институциональной среды в трансформационной экономике. В ходе проводимого исследования раскрывается диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость институциональных факторов и процесса реализации и воспроизводства собственности субъектов малого предпринимательства.

Становление, развитие, стагнация и деградация малого бизнеса в определенной степени зависят от состояния внешней среды. Существуют единство и противоположность взаимодействия окружающей среды и функционирующих в ней систем. При этом внешняя среда всегда выступает в роли управляющей по отношению к системам, находящимся в ней и определяет условия их самоорганизации. Необходимым условием существования малого предпринимательства в качестве самостоятельной и саморазвивающейся системы является постоянная адаптация к изменяющейся внешней среде.

С усложнением экономического развития за счет существенного увеличения объема и потоков информации, их многовариантности, относительно коротких сроков принятия решений и т.п. усложняются процессы поиска, распределения, концентрации необходимых элементов для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности. Новые рыночные институты организации и управления закладывают институциональные основы рыночной экономики и придают отношениям соответствующее институциональное оформление. По своему содержанию институциональные преобразования, будучи частью системной трансформации российского общества, являются ее относительно самостоятельным направлением – институциональной трансформацией, в рамках которой создаются и развиваются ключевые субъекты рыночной экономики.

?я с национальными интересами и интересами хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Разрешение указанных противоречий, в свою очередь, невозможно без использования системного свойства экономики – институциональности. Необходим процесс формирования правил взаимоотношений всех экономических субъектов в процессе поиска путей решения возникших противоречий. Данный подход предполагает наличие четко сформулированных задач на уровне национальной экономики, для решения которых нужно задействовать эффективные институциональные механизмы.

Рис. 3 Функционирование малого бизнеса в институциональной среде

Используя терминологию институциональной теории можно утверждать, что малые предприятия создаются также и для того, чтобы воспользоваться выгодными возможностями, которые зависят от существующего набора ограничений. При наличии слабо защищенных прав собственности, недостаточного претворения законов в жизнь, барьеров для вхождения в рынок, монополистических ограничений малые предприятия, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию и эксплуатировать небольшой основной капитал, ограниченное количество ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы) – т.е. сохранять малые размеры. Самыми выгодными и надежными с точки зрения максимального сохранения прав собственности занятиями становятся торговля, услуги или операции на черном рынке.

Реализация собственности в сфере малого бизнеса имеет свои особенности. Анализ использования объектов собственности показывает возможности субъектов хозяйствования в эффективной реализации отношений владения и распоряжения. Исследование направлений форм реализации собственности в сфере малого бизнеса должно, по мнению автора, осуществляться в рамках процесса ее воспроизводства. Воспроизводство собственности в фазах производства, распределения, обмена, потребления рассматривается в диссертационной работе как реализация отношений собственности по различным направлениям.

В диссертации приводятся доказательства того, что эффективность реализации собственности в сфере малого бизнеса зависит не только от действия экономических законов. В ходе проведенного исследования выяснилось, что существует ряд факторов неэкономического характера, существенно влияющих на процесс реализации собственности и воспроизводственный процесс в целом.

Формирование благоприятной институциональной среды, возникновение новых, эффективных институтов, должно, по нашему мнению, способствовать реализации собственности на качественно новом уровне, обеспечивающем развитие прогрессивных технологий производства, высокий уровень его организации, повышение качества продукции и услуг, генерирование и освоение новаторских идей. Анализ взаимосвязи благоприятной институциональной среды с процессами воспроизводства и реализации собственности позволяет сделать вывод о том, что появление одного или нескольких новых институтов, с одной стороны, может способствовать появлению новых форм направлений реализации собственности, с другой стороны, являться следствием развития и совершенствования отношений собственности.

Исследование проблем воспроизводства собственности в сфере малого бизнеса показало зависимость форм и направлений ее реализации от степени зрелости институциональной среды. В свою очередь, данная взаимосвязь предполагает появление новых эффективных институтов, как следствие развития отношений собственности. Воспроизводство собственности субъектов малого предпринимательства аккумулирует важнейшие изменения в производительных силах общества, охватывает самые существенные экономические связи между людьми, предопределяет формирование и укрепление рыночных отношений.

В третьей главе «Специфика и характер конкурентных отношений в малом бизнесе» проведено исследование конкуренции как экономической категории с позиции системного подхода в современном его понимании, прежде всего, в системно-структурном и системно-функциональном плане. Автор отмечает, что в экономической литературе в настоящее время еще не сложилась общепринятая трактовка содержания конкуренции. Проведенный анализ литературных источников позволил выделить несколько подходов к ее определению. Первый – основывается на выявлении характерных поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов (борьба за платежеспособный спрос и др.). Второй подход предполагает анализ конкурентных условий (среды), влияющих на степень свободы принятия хозяйствующим субъектом решений. Для следующего подхода характерно выражение содержания конкурентных отношений в качестве мотиватора инновационной деятельности.

Важно отметить, что рыночная система хозяйства, сформировавшаяся в результате экономического обособления товаропроизводителей на основе развития уровня общественного разделения труда, обладает существенным признаком – конкуренцией и развивающимися на ее основе конкурентными отношениями. С другой стороны, рыночная система сама получает импульс к дальнейшему развитию благодаря формированию адекватной ей системы конкурентных отношений. Иными словами, являясь сущностной чертой рыночной системы, конкуренция выступает в качестве необходимого условия воспроизводства и функционирования экономики на основе рыночных механизмов регулирования.

Характер конкурентных отношений зависит от многих факторов: форм собственности, институциональной среды, развития инфраструктуры рынка, многообразия организационных форм хозяйствующих субъектов, наличия или отсутствия входных и выходных барьеров, доступности экономической информации и др.

В ходе проводимого анализа было установлено, что взаимосвязь конкуренции и предпринимательства носит достаточно сложный характер взаимодействия. С одной стороны, конкуренция обусловливает разнообразие форм предпринимательских структур, которое способствует поддержанию уровня конкурентной активности. С другой стороны, развитие предпринимательства предполагает развитие самой конкуренции, ее форм и методов.

Проведенное исследование показало, что конкуренция в сфере малого бизнеса имеет свои особенности, заставляя предпринимателей мобилизовать всю свою энергию и способности для сохранения и укрепления своих рыночных позиций. В случае столкновения интересов отдельных субъектов малого предпринимательства (производителей или продавцов различных товаров и услуг) каждый из них старается реализовать свои конкурентные преимущества, с целью обеспечения более выгодного и стабильного положения. Каждое малое предприятие, как самостоятельная хозяйствующая единица, определяет внешние и внутренние факторы, воздействуя на которые можно с различной степенью активности управлять своими конкурентными преимуществами. Под конкурентными преимуществами малого предприятия, в рамках проводимого исследования, нами понимаются активы и качественные характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить на затратах ограниченных ресурсов, права собственности на сырье, материалы, технически прогрессивную продукцию и прочие внутренние и внешние факторы конкурентоспособности), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции.

По мнению автора, основными внутренними факторами, определяющими конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства, являются:

-экономический потенциал (активы, собственный и заемный капитал, состояние и квалификация трудовых ресурсов);

-уровень управления (формы организации и функционирования элементов хозяйственного механизма);

-производственный и сбытовой потенциал (наличие современных производственных мощностей, сырьевая база, сбытовая сеть);

-финансовое положение (платежеспособность, структура капитала, кредитоспособность);

-качество производимых продукции и услуг;

-инновационная деятельность (активность);

-репутация фирмы.

Иными словами, уровень конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства обеспечивается, прежде всего, собственным ресурсным потенциалом, который представляет собой совокупность имеющихся в данный момент на предприятии материальных, трудовых, информационных и других ресурсов, а также возможностью их практического использования с целью сохранения и укрепления своих рыночных позиций. В этом заключается важнейшая особенность конкурентных отношений в данном секторе экономики.

загрузка...