Delist.ru

Формирование институциональной среды развития системы малого предпринимательства (19.08.2007)

Автор: Хамидуллин Фарид Фильзович

На правах рукописи

Хамидуллин Фарид Фильзович

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория

Казань – 2007

Работа выполнена в Казанском государственном финансово- экономическом институте

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Андреев Станислав Иванович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Газизуллин Наиль Файзулхакович

доктор экономических наук, профессор

Стерликов Федор Федорович

доктор экономических наук, профессор

Столяров Иван Игнатьевич

Ведущая организация: Российская Академия предпринимательства

Защита состоится 29 октября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.083.02 в Казанском государственном финансово-экономическом институте по адресу: 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 4, зал заседаний Ученого Совета института (аудитория 34).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского государственного финансово-экономического института.

Автореферат разослан «___» ________ 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

профессор К.И. Азизов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях реформирующейся России особую значимость приобретают проблемы стабилизации экономики ее регионов с использованием всех имеющихся резервов социально-экономического роста. Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, не привело к созданию благоприятных условий жизни людей. Существенно упал жизненный уровень большинства граждан, остается достаточно низким платежеспособный спрос предприятий и населения, медленно ликвидируется задолженность по заработной плате, не уменьшается безработица. Действующие институциональные структуры не исполняют в должной мере свои системные функции, что, в конечном счете, приводит к структурной разбалансированности не только экономики, но и социальной системы в целом.

В этих условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – основного гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Однако малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Недооценка функциональной роли малого предпринимательства, игнорирование его значительного социально-экономического потенциала в современных условиях приобретает характер крупномасштабного стратегического просчета. Сложность и многогранность процессов институциональных преобразований обусловливают особую значимость вопросов методологического характера, среди которых несомненный интерес вызывают исследование экономической природы и содержания явлений, представляющих собой базисные компоненты структурной организации формирующейся системы малого предпринимательства. Не менее важным является исследование принципиальных зависимостей между отдельными элементами системы и институциональными факторами, имеющими самые разнообразные проявления в воспроизводственном процессе. Рассмотренные в рамках воспроизводственного процесса, системные взаимодействия в сфере малого предпринимательства обеспечивают реализацию комплекса социально-экономических функций через систему институтов, в которых и через которые осуществляются указанные взаимодействия.

Использование данного подхода позволяет определить концептуальные основы механизма государственного регулирования малого бизнеса, базирующиеся на том, что становление и развитие малого предпринимательства в России сопряжено с необходимостью скорейшего системного решения проблем, прежде всего, институционального характера. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов социально-экономической политики государства, подразумевающей ликвидацию или качественное преобразование деструктивных институциональных ниш и укрепление наиболее эффективных институтов.

Следует особо отметить, что разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных тенденций и закономерностей на всех этапах его развития в системной связи с процессами институциональных преобразований.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблемы становления малого предпринимательства уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, политиков, социологов, общественности, сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления исследований по различным аспектам его функционирования.

До начала 50-х годов малое предпринимательство, как объект специального исследования не привлекало к себе особого внимания в экономической науке и рассматривалось в качестве одной из форм предпринимательской деятельности.

Основополагающие моменты теории предпринимательства и малого бизнеса изложены в работах известных зарубежных экономистов Ж.Бодо, М. Вебера, Дж. К. Гэлбрейта, Х. Кена, Р. Кантильона, Я.Корнаи, А.Маршалла, Д. Норта, В. Ойкена, М. Портера, П.Самуэльсона, Й.Шумпетера, Р. Хизрича и некоторых других исследователей: П. Бекли, Д. Бэннока, Р. Бэрроуза, П. Гэнгъюли, Д. Крэна, Д. Ньюболда, Д. Рассела, Д. Торуэлла.

В зарубежной науке в большом количестве труды, посвященные различным направлениям исследования малого предпринимательства, стали публиковаться в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса, обусловившее активизацию научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере, в которую включились специалисты в области экономики, права, менеджмента и маркетинга. В их число вошли Г. Берл, П. Вэйл, М. Мескон, Я. Мейтланд, Н. Сирополис, П. Уилсон, В. Хойер и др.

Однако следует заметить, что многие проблемы малого бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют и находят свое решение в более благоприятной институциональной среде и не являются адекватными в российских условиях. Практика показывает, что в большинстве постсоциалистических стран, где по существу малый бизнес практически не функционировал, не всегда могут быть применимы эволюционные модели малого предпринимательства, характерные для экономически развитых стран.

В советский период отечественная экономическая наука, отражая приоритеты государственной политики, основное внимание уделяла деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Некоторое внимание ученых и экономистов привлекала к себе потребительская кооперация.

Начиная с конца 80-х годов, малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов-практиков.

Современные тенденции развития малого предпринимательства в России отражаются в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить научные труды Ш.Агеева, А.Бусыгина, А.Блинова, Е.Бухвальда, А.Виленского, О.Емельянова, В.Королева, А.Колесникова, М.Лапуста, С. Мазоль, В.Мальгина, С.Мокичева, А.Орлова, М.Попова, В.Радаева, В.Рубе, Ю.Старостина, Ю.Тарануха, В.Фадеева, Ф.Шамхалова, А.Шулуса, О.Шестоперова, А.Чепуренко.

Однако научная разработанность проблем становления, развития и государственной поддержки малого предпринимательства не является достаточной и совершенной в настоящее время.

В связи с вышеизложенным, отметим, что:

загрузка...