Delist.ru

Региональная промышленная политика развития малых предприятий (19.08.2007)

Автор: Волгоградский государственный университет

– на мезоуровне разрабатываются программы развития в пределах федеральных округов, отдельных субъектов РФ, региональных производственных комплексов и сформировавшихся кластеров, а также регулируется деятельность региональных финансово-промышленных групп, холдингов и др.;

– на микроуровене реализуются меры государственного регулирования промышленного сектора в условиях развития региональной экономики с учетом специфики местного самоуправления, в связи с чем, вырабатываются механизмы решения проблем эффективности и конкурентоспособности предприятий, кадровых и социальных вопросов, процедур банкротства и финансового оздоровления, поддержки малых предприятий.

В разработку концепций и моделей промышленной политики активно включаются общественные объединения промышленников и предпринимателей, которые представляют интересы деловых кругов на различных уровнях экономической системы. Деятельность этих объединений определяется программными документами, в которых отражены приоритеты, цели, задачи, субъекты, объекты, критерии формирования, методы реализации и механизмы исполнения промышленной политики.

'ганизации, содействующие развитию промышленности и предпринимательства.

Осуществление региональной промышленной политики, направленной на развитие малых производственных предприятий связано с преодолением ряда политических и экономических ограничений, возникновение которых обусловлено незавершенностью формирования системы государственного и муниципального управления, противоречиями в правовом регулировании городской экономики, отсутствием баланса интересов экономических агентов. В основе решения этих проблем лежат методы промышленной политики: информационные, организационные, моделирования и прогнозирования, целеполагания, планирования, координации и регулирования, оценки и контроля. Их использование позволяет вырабатывать на практике инструменты регулирования деятельности региональных производственных комплексов и стимулировать развитие в их структуре малых предприятий промышленности.

Одно из перспективных направлений региональной промышленной политики – создание в индустриальных городах региона разветвленной системы институтов, удовлетворяющих потребности малых производственных предприятий в ресурсах, технологиях, квалифицированных деловых услугах. Это обеспечивает дополнительные возможности для развития партнерских отношений и всестороннего сотрудничества между градообразующими и малыми предприятиями.

Значительная роль в системе инфраструктурного обеспечения малых предприятий отводится технопарковым структурам и бизнес-инкубаторам, преобразующим предпринимательские идеи в товары, технологии и новые предприятия. Без них, даже при наличии разветвленной сети специализированных организаций, повышающих качество и эффективность производства, ресурс малых предприятий будет сокращаться из-за стремления к оптимизации существующей структуры городского производственного комплекса. Напротив, его динамическое развитие на инновационной основе ведет к расширению кооперационных связей, реализации новых коммерческих проектов и повышению эффективности городской экономики. Технопарки и бизнес-инкубаторы обеспечивают такую возможность, поэтому их создание продолжает оставаться одним из наиболее перспективных направлений совершенствования инфраструктурного обеспечения малых производственных предприятий.

Таким образом, в настоящее время в промышленной политике регионов России активно реализуются мероприятия, направленные на формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Характерная черта этого процесса – развитие совместной деятельности региональной и местной власти с общественными организациями и градообразующими предприятиями. Создаваемая таким путем интегрированная система поддержки малых предприятий усиливает экономический потенциал региона и создает условия для совершенствования инструментария его промышленной политики.

Третья группа проблем, рассмотренных в диссертации, связана с выявлением границ, сферы компетенции, ресурсной обеспеченности и возможностей промышленной политики региона в стимулировании развития малых предприятий в условиях административно-территориальной локализации производственных организаций с учетом специфики местного самоуправления.

Промышленная политика региона предполагает всестороннее изучение административных, территориальных и производственных особенностей функционирования промышленных предприятий. Понимание специфики административно-территориальной локализации позволяет вырабатывать эффективные механизмы развития малых производственных предприятий.

В силу специфики экономики региона его промышленная политика приобретает своеобразную направленность, которая во многом определяется системой административно-территориального устройства, пространственным расположением индустриальных центров, его структурой, численностью жителей, выполняемыми функциями, отраслевым составом промышленности и иными особенностями (рис. 3). Использование сильных сторон городских производственных комплексов при формировании региональной промышленной политики создает конкурентные преимущества и качественно повышает результативность мероприятий поддержки малых производственных предприятий.

Экономическое пространство региона представляет собой системно упорядоченную организацию размещения и концентрации производительных сил, а также создание институтов с соответствующей системой экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг на территории его городов. Повышение роли органов региональной и местной власти в реализации промышленной политики государства способствует формированию режима совокупного воздействия на условия и факторы функционирования городских производственных комплексов. Поэтому регулирование деятельности промышленных предприятий, расположенных на территории города, следует рассматривать с позиций не только регионального, но и муниципального управления.

Рис. 3. Воздействие формирующих факторов на промышленную политику региона

Муниципальная специфика управления экономикой города говорит о том, что промышленную политику муниципалитетов следует рассматривать, в том числе, и как систему мер, направленную на увеличение эффективности функционирования реального сектора городской экономики, в результате чего создаются условия для повышение качества жизни населения на основе устойчивого воспроизводства товаров и услуг, трудовых, природных и других возобновляемых ресурсов территории.

Муниципальная промышленная политика – это системный процесс реализации целей, задач и действий органов местного самоуправления в стратегии и тактике индустриального развития территории с учетом воспроизводственных потребностей промышленных предприятий и интересов жителей муниципального образования.

. Промышленная политика в крупных индустриальных центрах региона не может ограничиваться лишь проблемами муниципального уровня, так как во многом является основной частью региональной промышленной политики.

Проблема определения масштаба промышленной политики в индустриальных городах региона обусловила необходимость проведения анализа параметров административно-территориальной локализации, в результате чего в диссертационной работе установлены основные характеристики наиболее типичного для России индустриально развитого города:

1) количество жителей – 200 – 350 тыс. чел., так как город такого размера обеспечивает качественный скачок в производственной деятельности, приобретающей многоотраслевую направленность, в развитии городской инфраструктуры, в сфере образования (табл. 1);

2) в административно-территориальном отношении – город регионального подчинения, так как данный статус не подразумевает обязательного выполнения административных функций по отношению к другим населенным пунктам региона;

3) высокая концентрация крупных промышленных предприятий, играющих важную роль в территориальном разделении труда, так как рассмотрение городов, в большой мере выполняющих и другие функции (культурные, научные и т. д.), может привести к рассогласованию исследуемой модели;

Таблица 1

Темпы прироста городского населения

в Российской Федерации за период 1959 – 2006 гг. *

Ранг городов Темпы прироста населения, %

1959 1970 1979 1989 2002 2003 2004 2005 2006

Во всех

городах –

34,2 18,5

59,0 13,9

81,1 1,6

83,9 0,0

83,8 -0,2

83,5 0,4

84,1 -0,2

С насел. 5 –

9,9 тыс. чел. –

– -16,8

-16,8 -4,2

-20,4 -7,1

-26,0 22,7

загрузка...