Delist.ru

Региональная промышленная политика развития малых предприятий (19.08.2007)

Автор: Волгоградский государственный университет

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

– определить содержание промышленной политики и взаимосвязи, возникающие на различных уровнях ее реализации;

– проанализировать эволюцию форм и методов промышленной политики на различных этапах индустриальных преобразований;

– раскрыть специфику и определить приоритеты региональной промышленной политики;

– провести анализ ресурсных возможностей региональной промышленной политики во взаимосвязи со стратегией и тактикой экономического развития региона;

– выявить особенности реализации промышленной политики в условиях административно-территориальной локализации производственных организаций региона;

– определить основные направления поддержки малых производственных предприятий в промышленной политике региона;

– разработать мероприятия региональной промышленной политики, стимулирующие развитие малых предприятий в индустриальных городах региона;

– предложить механизм эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий в структуре городских производственных комплексов региона;

– разработать систему критериев для оценки эффективности поддержки малых производственных предприятий в экономике региона.

Объект исследования – промышленная политика региона, стимулирующая формирование интегрированной системы региональной экономики на основе сбалансированного сочетания крупных, средних и малых производственных предприятий.

Предмет исследования – совокупность специфических связей, социально-экономических отношений, интересов, возникающих в процессе реализации региональной промышленной политики развития малых производственных предприятий.

Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и гипотезы, подходы и методики, представленные в работах зарубежных и отечественных ученых по проблемам региональной экономики, промышленной политики, урбанизации, поддержки и развития малых предприятий. В процессе исследования были использованы общенаучные методы историко-логического, системного, структурно-функционального, экономического, статистического и сравнительного анализа, а также приемы ранжирования и графического моделирования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, региональных и муниципальных органов статистики; программные документы Правительства РФ, региональной власти и органов местного самоуправления; материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных монографиях и статьях, периодической печати и специальной литературе, размещенные в сети Интернет; данные, собранные диссертантом лично, а также полученные на основе авторских расчетов.

Нормативно-правовой базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, нормативно-правовые акты органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Концепция диссертационного исследования. Потребность в модернизации предприятий промышленности, создающих материальную основу экономического развития территории, побуждает органы региональной и местной власти целенаправленно разрабатывать систему мер промышленной политики на уровне региона. Их результативность определяется уровнем ресурсной обеспеченности территории, институциональной поддержки и экономического развития, а эффективная реализация создает условия для стимулирования производственной деятельности малых предприятий, рассматриваемой в качестве дополнительного источника развития индустриальных городов региона. Содействие развитию малых предприятий способствует технологическому обновлению производства, эффективному использованию материальных ресурсов территории, развитию человеческого капитала, а также стимулированию интеграционного взаимодействия промышленных предприятий крупного, среднего и малого масштаба в целях инновационной модернизации городских производственных комплексов. Мониторинг развития малых производственных предприятий позволяет корректировать региональную промышленную политику и предлагать адекватные меры регулирования, нацеленные на повышение эффективности региональной экономики.

Научные положения, выносимые на защиту:

Политика модернизации российской промышленности, направленная на оптимизацию размерной структуры предприятий с учетом специфики их территориальной локализации, предполагает разработку региональной промышленной политики развития малых предприятий. Параметры этой политики обусловлены тенденциями либерализации, регионализации, глокализации, перехода к инновационному пути развития. Общий вектор региональной промышленной политике задает государственная экономическая политика, которая модифицируется в зависимости от уровня экономической системы и ее отраслевого состава.

Промышленная политика региона обусловлена профилем региональной экономики как результатом волнообразного характера развития промышленности. Концентрация производства и уровень используемых технологий уменьшаются по мере удаления от индустриальных центров региона. Данная специфика обусловливает дифференциацию приоритетов и мер региональной промышленной политики, учитывая ресурсную обеспеченность, аллокацию и уровень индустриального развития городов региона.

Малые предприятия как инновационно-инфраструктурная среда, способствующая модернизации отечественной промышленности, требуют выделения их развития в качестве особого приоритета региональной промышленной политики. На основе инновационного использования технологических, информационных, производственных, трудовых и других, сконцентрированных в индустриальных городах, ресурсов малые предприятия способствуют интенсификации перехода к постиндустриальному типу развития, осваивая высокие технологии, сетевые трансакции, ассоциированные формы институционализации. Усиление этих процессов при расширении сотрудничества малых и крупных предприятий стимулирует технологическое обновление и техническое перевооружение промышленности региона, создавая необходимые условия для развития производства и повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей.

Ресурсные возможности промышленной политики региона определяются воздействием эффектов локализации и урбанизации на характер городской среды, детерминированной административными, территориальными и производственными особенностями функционирования предприятий и организаций. В зависимости от этого регулирование развития городских производственных комплексов приобретает своеобразную направленность, которая формируется под воздействием специфики административно-территориального устройства, пространственного расположения города, его структуры, численности жителей, выполняемых функций, отраслевого состава промышленности и иных особенностей.

Количественный рост и качественное укрепление малых предприятий промышленности способствовали тому, что совокупный объем производимой ими продукции стал сопоставим с выпуском крупных предприятий. Это обусловило усиление роли малых предприятий в развитии экономики региона и возможность их позиционирования в качестве объекта промышленной политики. В настоящее время на малых предприятиях промышленности наблюдается концентрация новых технологически прогрессивных ресурсов, использование которых катализирует развитие региональной экономики за счет эффективного использования локализованных в ней факторов производства.

Реализация потенциала интеграционного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий становится основным направлением региональной промышленной политики. Стимулирование этого взаимодействия обеспечивает результативность федеральных, региональных и муниципальных целевых программ развития промышленности, предполагающих повышение эффективности использования производственных мощностей, диверсификацию производства, выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление платежеспособности предприятий и др. В связи с этим в промышленной политике региона объективно возрастает роль малых предприятий, обладающих высокой инновационной активностью и коммуникативной эффективностью в многоуровневой системе промышленного производства индустриальных городов региона.

Одним из главных факторов развития малых предприятий является инфраструктурное и технологическое обеспечение их деятельности. Его совершенствование в масштабе городской экономики должно осуществляться в системе мероприятий промышленной политики, осуществляемых органами региональной и местной власти совместно с руководством градообразующих предприятий, общественными организациями промышленников и предпринимателей. Модернизируемая таким образом комплексная система поддержки малых производственных предприятий усиливает экономический потенциал индустриальных городов, создавая необходимые условия для развития промышленности в регионе.

Системная активизация региональной промышленной политики является следствием взаимного влияния процессов отраслевого и территориального развития промышленности, локализованного в индустриальных городах региона. Исходя из этого, органами региональной и местной власти выявляется отраслевая приоритетность и необходимые масштабы поддержки малых предприятий в промышленном секторе города с целью стимулирования наиболее приоритетных для экономики региона производств. Это позволяет минимизировать затраты на реструктуризацию и модернизацию городских производственных комплексов, а также переориентировать их производственные мощности на выпуск конкурентоспособной продукции.

Сформировавшиеся как самостоятельный сектор городской экономики малые производственные предприятия инициируют модернизацию всей промышленности региона. Комплексной поддержке этой роли будет служить совокупность целевых программ, систем критериев, форм взаимодействия и механизмов регулирования, разработанных в ходе исследования и апробированных на практике на основе методов стратегического и тактического регулирования деятельности малых предприятий, включая программно-целевой, балансовый, нормативный, а также методы прогнозирования, экономико-математического моделирования, социологических исследований, бизнес-инкубирования, бюджетирования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– обоснована необходимость формирования региональной промышленной политики как системного процесса реализации органами региональной и местной власти стратегических и тактических мер индикативного характера, направленных на создание условий для модернизации предприятий промышленности на принципах субсидиарности, самообеспеченности и локализации местных ресурсов;

– доказано, что результативность промышленной политики региона зависит от соответствия профиля, масштаба и форм предприятий региональной аллокации ресурсов и факторов производства, которое достигается структуризацией промышленной политики на макро-, мезо- и микроуровне экономической системы;

– расширена сфера влияния региональной промышленной политики за счет включения в ее структуру сегмента малых предприятий, деятельность которых стимулирует процесс инновационного самообновления отраслевых и территориальных производственных систем, сопровождающийся возникновением различных социально-экономических эффектов, что достигается путем улучшения их материально-технической базы, активизации предпринимательской деятельности, создания благоприятных условий для инвестиций и капитализации производства с целью модернизации промышленности на локальном уровне;

– раскрыта роль малых предприятий в развитии производственных комплексов городов региона, заключающаяся в том, что они, воздействуя на отраслевую структуру промышленности, придают ей новые качества и направленность, которые необходимы в изменившихся геополитических условиях для сбалансированного социально-экономического развития региона в пространстве федерального округа, Российской Федерации и мирового сообщества;

– разработан механизм реализации промышленной политики региона, основанный на дифференцированной поддержке со стороны региональной и местной власти малых предприятий, цель которого – стимулирование интеграционного взаимодействия градообразующих и малых предприятий в структуре городского производственного комплекса;

– установлено, что на процесс технологического обновления и технического перевооружения промышленности существенно влияет уровень развития инфраструктуры малых предприятий в индустриальных городах региона, от которого зависит интенсивность и качество инновационной деятельности предприятий регионального производственного комплекса;

– выявлено, что промышленная политика региона, совершенствующая инфраструктурное обеспечение малых предприятий, ориентирована на создание в системе городской агломерации буферной инновационной зоны, способной стать источником и гарантом перспективного и комплексного развития региональной экономики с учетом воспроизводственных потребностей крупных, средних и малых предприятий промышленности;

– обоснована необходимость определения отраслевых приоритетов и масштабов поддержки малых производственных предприятий в промышленной политике региона, предусматривающей создание зон технологического развития в соответствии со стратегией модернизации экономики, учитывающей отраслевые и территориальные особенности региональных производственных комплексов и инфраструктурное обеспечение городской экономики;

– построен алгоритм оценки эффективности мер промышленной политики региона, направленных на поддержку малых производственных предприятий, на основе осуществления мониторинга их развития, анализа системы отраслевых и межотраслевых связей в структуре городского производственного комплекса и внедрения элементов управленческого учета в процесс реализации промышленной политики.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выдвинутые автором методологические подходы, обоснованные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы руководителями и специалистами федеральных, региональных и местных органов власти в качестве новых и усовершенствованных механизмов, методов и инструментов поддержки малых предприятий промышленности при модернизации региональных производственных комплексов.

Концептуальные положения и результаты диссертационного исследования используются в преподавании курсов «Региональная экономика», «Экономика предприятия», «Антикризисное управление», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектом».

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования прошли апробацию и получили положительную оценку на научных конференциях, семинарах, совещаниях и заседаниях круглых столов международного, федерального, регионального, межвузовского и вузовского уровня в 2002–2007 гг. в городах: Волгограде, Волжском, Краснодаре, Красноярске, Саратове, Сочи, Пензе. Среди них: межрегиональный симпозиум и круглый стол «Актуальные проблемы антикризисного управления» (г. Саратов, 18–19 декабря 2002 г.); международная научно-практическая конференция «Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Юг России: модели и технологии развития экономики региона» (г. Волжский, 25–27 сентября 2003 г.); международная научно-практическая конференция «Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации» (г. Сочи, 5–7 февраля 2004 г.); всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и управление в современных условиях» (г. Красноярск, 22–23 декабря 2004 г.); международная научно-практическая конференция «Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Региональное экономическое пространство: интеграционные процессы» (г. Волжский, 23–25 сентября 2004 г.); международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития» (г. Сочи, 2–5 февраля 2005 г.); международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития АПК» (г. Волгоград, 19–21 апреля 2005 г.); международная научно-практическая конференция «Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Этноэкономика в модели стратегического развития Юга России» (г. Волжский, 22–24 сентября 2005 г.); международная научная конференция «Экономическая политика государства на Юге современной России» (г. Сочи (Адлер), 1–4 октября 2005 г.); VII общероссийская научная конференция с международным участием «Успехи современного естествознания» (г. Сочи (Дагомыс), 4–7 сентября 2006 г.); международная научная конференция «Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации» (г. Сочи (Адлер), 5–9 октября 2006 г.); VII международная научно-методическая конференция «Современный менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (г. Пенза, 8–9 ноября 2006 г.); международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-экономического развития России» (г. Сочи, 31 января – 2 февраля 2007 г.).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 42-х работах общим объемом 61,85 п. л., в том числе авторских – 53,8 п. л., из них 7 – в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

загрузка...