Delist.ru

Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ - начала ХХ веков (19.08.2007)

Автор: Беленцов Сергей Иванович

Проведенное исследование выявило ряд аспектов проблемы, содержащие возможности продуктивного развития гражданской активности в условиях современной школы, а также предупреждения и минимизации антисоциальных, в том числе радикальных, установок школьной молодежи.

Во-первых, при реформировании народного просвещения правительство зачастую не желало учитывать традиции и опыт русского образования: на практике существовал не отрыв школы от жизни, а отрыв правительства России от культурно-исторических реалий и изменявшихся условий. Считать западную культуру универсальной – это историческое заблуждение, которое дорого стоит русскому народу с его трудной судьбой. Кардинальное реформирование российского образования в современных условиях также идет по пути заимствования, когда берутся готовые матрицы, клише (ЕГЭ, ГИФО, дистанционная система обучения и др.). Обновление осуществляется не в режиме созревания, а – насаждения. Это несет в себе опасность усиления разлада общества, рассогласования в работе школы, педагогов, родителей и учащихся.

Во-вторых, объективно необходимая связь школы с общественно-политической жизнью страны в исследуемый нами период была нарушена, нередко распространенным явлением становилась насильственная политизация школы: вместо конструктивной, созидательной, культуросообразной деятельности юношество, само того не желая, оказывалось втянутым в политические интриги и дрязги различных группировок и партий, особенно в 1905 – 1907 гг. Срывы учебных занятий, забастовки, демонстрации с избиениями учащихся, хулиганство, самоубийства подростков становились нормой жизни. В этой связи становится целесообразным поощрение самостоятельности и активности школьников, наполнение школьной жизни конструктивной, социально позитивной деятельностью, связанной с изучением и преобразованием окружающего мира, познанием человеческих взаимоотношений, проявлением инициативы и самодеятельности. В современных условиях особую актуальность приобретает воспитание солидарности и взаимной ответственности, законности и уважения к порядку, способности жертвовать своими интересами в пользу общего, посвящать ему свою жизнь, работу, служить его идеалам.

В-третьих, стремление русской педагогической общественности к поднятию культурного уровня и формированию педагогических идеалов в семье нередко сопровождалось падением авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждением: родители и дети в большинстве случаев желали больше всего привилегий от средней школы, а истинной ценности знаний и воспитанности не понимали. В связи с этим формирование педагогической компетентности, устойчивости в идеалах, добросовестности, энергии и любви к делу всех заинтересованных сторон должно стать неотъемлемым элементом жизнедеятельности школы. Для успешного осуществления правильная организация учебно-воспитательного процесса требует совместной работы семьи и школы, напряженной, серьезной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием.

Кроме того, постоянно возраставший протест учащихся против школьных и общественных порядков (казенный дух учебных заведений; авторитарность педагогов, их формализм и равнодушие в отношении к преподаванию и детям; поддержание учебной дисциплины школьников применением, а зачастую и усилением непедагогических приемов) показывают необходимость сохранения и укрепления гуманистической основы образовательного процесса, создания условий для профессиональной компетентности педагогов, усиления ее практического компонента. Разумеется, указанные аспекты проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Помимо этого, актуальным и значимым представляется изучение идейных и социальных предпосылок имплицитного нигилистического воспитания подростков; роли философско-мировоззренческого компонента общего образования в формировании социального опыта школьников; соотношения традиций и инноваций в контексте образовательных реформ и социализации подрастающего поколения. Исследование обозначенных проблем, построенное на широком историко-педагогическом материале, поможет более глубокому пониманию связей и зависимостей между образованием и молодежной социальной активностью, в том числе оппозиционного и радикального регистров.

Основные положения и выводы исследования отражены в следующих

публикациях автора:

Монографии, учебно-методические пособия, программы

1. Беленцов С.И. Социально-гражданское воспитание в России в конце ХIХ – начале ХХ веков. – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС». 2002. – 132 с. – (7,8 п.л.).

2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX – начале XX веков. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2005. – 241 с. – (14,2 п.л.).

3. Беленцов С.И. Ученическое движение как отражение кризиса российской школы в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2005. – 141 с. – (8,3 п.л.).

4. Беленцов С.И. Радикализм учащейся молодежи России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Исторические, политические, социальные и идеологические истоки / Дополнительная образовательная программа. – Курск: Изд. ООО «Учитель», 2004 г. – 24 с. – (1,4 п.л.).

5. Беленцов С.И. Идеи новой европейской педагогики о воспитании личности и гражданина в отечественной теории и практике образования во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Научно-методические рекомендации для руководителей школ, районных, городских методических кабинетов, школьных методических объединений, классных руководителей, педагогов-организаторов. – Курск: Изд. ООО «Учитель», 2005 г. – 76 с. – (4,5 п.л.).

Статьи в перечне научных журналов и изданиях ВАК

6. Беленцов С.И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже ХIХ – ХХ веков: взаимодействие или взаимные претензии? // Народное образование. – 2005. – №2. – С. 185-189. – (0,3 п.л.).

7. Беленцов С.И. Семья и школа: «исторический портрет» конца ХIХ – начала ХХ веков // Дополнительное образование. – 2005. – №4 (66). – С. 42-46. – (0,3 п.л.).

8. Беленцов С.И. Правоохранительная деятельность Министерства Народного Просвещения в годы первой русской революции // История государства и права. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2005. – №3. – С. 35-37. – (0,2 п.л.).

9. Беленцов С.И. Ученическое движение в конце ХIХ – начале ХХ века. Материалы к уроку // Преподавание истории в школе. – 2005. – №7. – С. 9-15. – (0,4 п.л.).

10. Беленцов С.И. Радикализм учащейся молодежи: взгляд в историю // Педагогика. – 2005. – №7. – С. 76-84. – (0,5 п.л.).

11. Беленцов С.И. Деятельность учителя в аспекте проблемы радикализации сознания и поведения школьной молодежи: история и современность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Вып. 6. – №15 (55). – С. 191-199. – (0,5 п.л.).

12. Беленцов С.И. Оценка знаний: исторический опыт и проблемы современности // Профессиональное образование / Новые педагогические исследования. – 2007. – №3. – С. 26-32 c. – (0,4 п.л.).

Научные статьи, доклады, электронные издания

13. Беленцов С.И. Управление гимназией в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков: опыт историко-педагогического осмысления проблемы / Материалы Курской областной научно-практической конференции «Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению высокого качества образования» – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2002. – С. 20-27. – (0,5 п.л.).

14. Беленцов С.И. К проблеме педагогических факторов радикализма учащейся молодежи России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Материалы У международной летней культурно-антропологической школы молодых ученых «Культура – Образование – Человек» «Время и человек в зеркале гуманитарных исследований»: В 2т./ Под ред. А.В. Репринцева. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – Т. 1. – С. 109-118. – (0,6 п.л.).

16. Беленцов С.И. Асоциальные выступления и движения учащейся молодежи в России в 1905 – 1907 гг. / Материалы 31-й Всероссийской заочной научной конференции «Войны, военные конфликты, терроризм как проявление экстремальных ситуаций в жизни людей: исторический опыт и уроки» / Под редакцией С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2003. – С. 56-61. – (0,4 п.л.).

17 Беленцов С.И. Подготовка учителя средней школы в России конца ХIХ – начала ХХ в.: взгляд в прошлое / Материалы IУ Всероссийской конференции «Качество педагогического образования: молодой учитель». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003. – Т. 2. – С. 11-15. – (0,3 п.л.).

18. Беленцов С.И. Общественное движение учащейся молодежи в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Материалы 32-й Всероссийской научной конференции «Классы и социальные группы в судьбах России» / Под редакцией С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2003. – С. 124-132. – (0,5 п.л.).

19. Беленцов С.И. Формирование профессиональной компетентности педагога как стабилизирующий фактор деятельности средней школы в России во второй половине ХIХ века / Материалы У Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров». – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – С. 53-56. – (0,2 п.л.).

20. Беленцов С.И. Влияние идей К.Д. Ушинского на содержание школьной реформы 1871 года в России / Материалы УII Всероссийской научно-практической конференции (17-19 февраля 2004 г.) «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования». – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. – Ч. I. – С. 42-46. – (0,3 п.л.).

21. Беленцов С.И. Идеи «новой» зарубежной педагогики как фактор радикализации образовательной ситуации в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста: преемственные связи воспитательной среды в системе «Школа – ВУЗ». – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2004. – С. 155-160. – (0,4 п.л.).

22. Беленцов С.И. Учебный предмет «законоведение» и его роль в формировании законопослушного гражданина в России в конце ХIХ – начале ХХ веков / Материалы научной конференции «Российская история ХХ века: проблемы науки и образования». – Москва: Изд-во МПГУ, 2004. – С. 45-50. – (0,4 п.л.).

23. Беленцов С.И. Опыт социальной деятельности учащихся средних учебных заведений Курской губернии в конце ХIХ – начале ХХ веков / Материалы научно-практической конференции, посвященной 225-летию образования Курской губернии и 70-летию образования Курской области «Курский край в истории Отечества» / Под ред. А.Т. Стрелкова. – В 2 ч. – Курск, 2004. – Ч. 2. – С. 51-54. – (0,2 п.л.).

24. Беленцов С.И. Проблема профессионального образования российского учительства на рубеже ХIХ–ХХ веков / Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – C. 13-17. – (0,3 п.л.).

25. Беленцов С.И. Роль обществоведческих и гуманитарных учебных предметов в формировании гражданских качеств школьников в конце ХIХ – начале ХХ веков // Педагогический поиск. – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2004. – №4. – С. 17-26. – (0,6 п.л.).

26. Беленцов С.И. Санитарно-гигиеническое состояние средних общеобразовательных учреждений как показатель кризиса российского образования во второй половине ХIХ – начале ХХ веков // Современные наукоемкие технологии. – М.: Изд-во РАЕ, 2005. – №1. – С. 128-131. – (0,2 п.л.).

27. Беленцов С.И. Реформа классического образования как педагогический фактор зарождения радикализма учащейся молодежи в России во второй половине ХIХ века // Юридическое образование и наука. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2005. – №1. – С. 41-45. – (0,4 п.л.).

28. Беленцов С.И. Граф П.Н. Игнатьев и развал школы / Материалы 37-й Всероссийской научной конференции «Архивные документы как источник формирования представлений об истории Отечества» / Под редакцией С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2005. – С. 38-42. – (0,3 п.л.).

29. Беленцов С.И. Социально-исторические факторы формирования радикалистских устремлений учащегося юношества в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков / Межвузовский сборник научных трудов. – Вып.8 / Под ред. Д.Ф. Ильясова. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – С. 238-255. – (1,1 п.л.).

30. Беленцов С.И. Общественное движение учащейся молодежи Харьковского учебного округа как отражение радикализации российского общества в конце ХIХ – начале ХХ вв. / Материалы международной научно-практической конференции «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура» / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – Ч. 2. – С. 10-14. – (0,3 п.л.).

загрузка...