Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ - начала ХХ веков (19.08.2007)
Автор: Беленцов Сергей Иванович
– рационально-прагматическое направление становится заметным с началом Первой мировой войны. В 1914 – 1917 гг. основой гражданской солидарности учащихся становится созидательная добротворческая деятельность: уход за ранеными в лазаретах, помощь санитарным отрядам, сбор средств и вещей для нужд фронта, сельскохозяйственные работы в составе ученических трудовых дружин и др. Продуктивному развитию гражданской активности, предупреждению и минимизации радикализации сознания и поведения современных школьников служат: – усиление философско-мировоззренческих, ценностно-смысловых и идеально-возвышенных составляющих воспитания и обучения школьников; – сбережение особенностей национального образования – единства и государственности школы; фундаментальности и систематизации образования; приоритета воспитания, прежде всего духовно-нравственного, в системе общего образования; общинно-коллективного уклада школьной жизни; – сохранение традиционной гуманистической основы образовательного процесса, опорой которого служат живые коммуникативные начала воспитания и обучения, душевные контакты педагога с детьми, понимание, сочувствие и поддержка; – создание реальных условий, обеспечивающих: успешность учения подростков; выражение ими своих мнений и точек зрения; проявление инициативы, самодеятельности, самоуправления и солидарности; осуществление личностных ресурсов; – повышение роли семьи в системе общественных воспитательных отношений; – осознание властью и общественностью опасности эксплуатации протестных и агрессивных настроений молодежи современной индустрией развлечений. Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы исследования, даны основные характеристики научного аппарата: цель, предмет, объект, задачи, методология и методы работы; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены положения, выносимые на защиту. В первой главе «Факторы становления и развития гражданской активности школьников» обоснована трактовка основного понятия исследования «гражданская активность школьников»; проанализирован исторический и социально-политический контекст проявления гражданской активности подрастающего поколения; рассмотрены особенности общественной и культурной жизни России и их влияние на идеалы, мировоззрение и поведение юношества; охарактеризованы идеи западной реформаторской педагогики, оказывавшие влияние на отечественное образование и социализацию школьников. В работе, в соответствии с задачами исследования был осуществлен системный анализ различных трактовок дефиниции «активность». Установлено, что начало широкого использования термина «активность» относится к 30-гг. ХIХ века – времени, когда развивалась экономика, формировались рынки и торговля. Необходимость быстро реагировать на общественные изменения, стремление разбогатеть, проявление инициативы, энергичности наполняло его конкретным содержанием. Активность приобретала коммерческий смысл. Однако уже у Даля (1863) толкование этого слова дается со значением «деятельный», «живой» без какой-либо коммерческой спецификации. В русский язык слово «активность» пришло из латинского «activus», в котором оно означает «действенный», «деятельный» (от ago, actum, agere) – «привожу в движение», «действую», что также указывает на его происхождение, связанное с проявлением инициативы. Комплексное изучение соответствующей научной литературы показало, что активность – социологическая категория, характеризующая совокупность свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом). При этом субъект саморазвивается в движении к определившейся для него цели, либо адаптируясь к изменениям социальной действительности, либо преобразуя ее в нужном себе отношении. В дифференцированном виде социальная активность выступает как совокупность видов активности в различных сферах общественной жизни. Общепризнанным является выделение трудовой, политической, а также духовной активности социальных субъектов. При этом социальная активность тесно переплетается с активностью гражданской. Под гражданской активностью понимается одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация социально значимых интересов; присуща индивиду, различным объединениям граждан. Зависит от духовных и политических ценностей и ориентаций, общей культуры субъекта деятельности и поведения. Реализация гражданской активности в социальной практике предполагает различные формы ее проявления: как конструктивные, способствующие консолидации и прогрессу общества, так и деструктивные, грозящие обострением социальной нестабильности и разобщенности, дегуманизацией общественных отношений, распространением социально опасных идеологических установок и поведенческих стандартов. Гражданская активность направлена на привлечение максимально возможного внимания общественности, средств массовой информации, властных структур к различного рода общественным проблемам. Среди них выделяются, в частности женские, молодежные, профсоюзные проблемы, связанные с развитием образования, культуры, состоянием экономических дел и др. Особую тревогу вызывают радикальные проявления гражданской активности. Анализ массива источников показал, что в научной литературе под радикализмом понимается теория и практика отстаивания и применения решительных мер, направленных на осуществление коренных социальных преобразований. Истоки радикализма заключаются в нарушении устойчивого общественного развития, освобождении от исторического прошлого, от культурных многовековых традиций. Как социокультурный феномен радикализм проявляется в ценностных ориентациях, устойчивых формах поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность к существующим структурам, институтам, ценностям, на коренные изменения государственно-политической системы, быстрый темп перемен, преимущество силовых методов в достижении целей. Как психологический феномен радикализм проявляется в нигилизме, максимализме, игнорировании инвариантов социальности. В данном исследовании под гражданской активностью школьников понимается одна из форм реализации совокупности их социально значимых свойств и интересов, которые обусловлены уровнем сформированности и направленностью духовных, культурных и политических интересов учащейся молодежи. Гражданская активность проявляется в сознании, деятельности и поведении школьников. Структурными составляющими гражданской активности школьников рассматривались патриотическое воспитание как примирение стремления к улучшению государственного строя с уважением к наличному существующему порядку (М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, В.К. Герштенцвейг и др.); развитие правосознания через утверждение в обществе правильных, необходимых правовых начал – законов, порядков, институтов (Е. Синицкий, Г. Роков, Н.Н. Ильин); формирование нравственных идеалов и потребности в труде на благо общества (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий). Воззрения русских педагогов на сущностную сторону изучаемой проблемы были оформлены концептуально на педагогическом съезде в Самарской губернии в 1915 г. В нашей работе мы обращаем внимание на проблему гражданской активности школьников. Это обусловлено тем, что юность – время активного мировоззренческого самоопределения и поиска смысла жизни. В психологической и педагогической литературе подчеркивается, что расширение для юноши социальных и временных горизонтов, круга «других», на которых он ориентируется, порождает неопределенность уровня притязаний и расхождение между наличным и идеальным «Я». У отдельных подростков это вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами и трудностями общения. Также возраст 14 – 18 лет – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте особенно резко проявляются некоторые из свойств характера, которые, не являясь патологическими, тем не менее повышают вероятность психических травм и неадекватного поведения. Авторитарные меры воспитательного воздействия в этом возрасте, тем более в ситуации социального кризиса, могут производить эффект бумеранга. Рост гражданской активности учащейся молодежи вызывают не только политические, социальные, социально-психологические, но и педагогические факторы. Они оказывают как положительное влияние на направленность проявлений гражданской активности, так и побуждают к радикальным выступлениям школьников. Педагогические факторы гражданской активности школьников – это явление сложное и многоуровневое. Естественно, что вся обстановка школьной жизни в резонансном сочетании с социально-политическим фоном так или иначе сказывается на формирующейся личности. В диссертации выделены и предметно охарактеризованы в аспекте рассматриваемой проблемы значимые педагогические факторы, действенно влияющие на формирование гражданской активности школьников. Выделяется два уровня педагогических факторов: общепедагогические – политика в сфере образования, носящая демократический или консервативный характер; нормативно-правовая база, определяющая правила поведения, регламентирующая степень свободы школьников; направленность передовых педагогических идей; гражданская окрашенность содержания общего образования, в том числе по гуманитарным предметам. Педагогические факторы, связанные с деятельностью образовательного учреждения – гуманная или антигуманная направленность образовательного процесса в средних учебных заведениях; педагогический стиль руководства и преподавателей; степень активности или пассивности форм и методов образовательной деятельности; характер нравственных взаимоотношений между учащими и учащимися; уровень материально-технического обеспечения учебных заведений и степень ответственности администраций за соблюдение и поддержание санитарно-гигиенических порядка. Указанные педагогические факторы не носят самоценного и самодостаточного характера. Детонатором проявлений гражданской активности школьников, степени ее радикализма являются общие социально-политические и экономические факторы. Только совокупность педагогических и социально-политических факторов обусловливает степень и направленность гражданской активности учащейся молодежи. Они специфично проявляются в конкретной социально-педагогической ситуации на протяжении определенного исторического периода развития российского образования. Важнейшим общественно-политическим явлением, вызвавшим пристальное внимание к изучаемой проблеме, были реформы 1860 – 1870-х гг. Общество в целом не было удовлетворено проводимыми преобразованиями. Оно не имело никаких законных рычагов влияния на политику правительства. Либеральные преобразования стали переломным моментом в участившемся проявлении радикальности русских граждан. Единая культура российского общества в исследуемый период была раздроблена на противостоявшие друг другу субкультуры, задававшие людям различные ментальные и поведенческие ориентации и стандарты. Поэтому основополагающим общественно-политическим явлением применительно к рассматриваемой проблеме становилась абсолютистская концепция решения национального вопроса в конце ХIХ – начале ХХ веков, в противодействии которой формировалось национальное самосознание поляков, литовцев, латышей, финнов, грузин. Это обстоятельство выступало важным конфликтогенным и девиантогенным фактором, являвшимся заметной составляющей концепции социальной несправедливости как наиболее общей причины гражданской активности. Важными условиями формирования граждански активного сознания и поведения становились социальные процессы, сложные взаимоотношения между обществом и конкретной личностью. Первая русская революция 1905 – 1907 гг., русско-японская и Первая мировая войны расшатывали все привычные навыки и формы русского сознания и русской государственности. Таким образом, социально-политическое и историко-культурное развитие России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков вызывало кризис доверия к государственной власти и ее институтам. К середине исследуемого периода состояние общества характеризовалось дестабилизацией, нарастала дезорганизация, снижался уровень солидарности, ослаблялись связи между людьми и соответственно слабел социальный контроль в отношении поведения отдельных людей. Все это вызывало отчуждение личности от социума, порождало новые социальные ожидания и иллюзии, составляло питательную среду для проявления гражданской активности. Школьное юношество проходило свое становление в сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Множество целей и ценностей с трудом осваивалось молодым человеком. Это стимулировало внутреннее беспокойство, создавало «горючий материал» для социальных конфликтов. Для школьной молодежи это состояние усиливалось переходными особенностями возраста, повышенной эмоциональностью, несовпадением запросов и возможностей, поиском целей и незнанием средств для их достижения. На формирование идеалов, нравственного мировоззрения учащегося, его ценностных установок в большей степени оказывала воздействие товарищеская среда, взрослые, обладавшие сильным характером для того, чтобы влиять на других, средства массовой информации, подбор книг и проч. Развитие гражданской активности школьников в исследовании рассматривается в контексте социально-экономических и общественно-политических перемен в русском обществе изучаемого периода, вызывавших изменение педагогических целей и идеалов. Если в течение второй половины ХIХ века формирование личности ребенка строилось на господствовавшей в обществе моноидеологии, основывавшейся на воспитании патриотизма и христианских добродетелей, то в дальнейшем получали ощутимый импульс множественность взглядов и подходов, открытость и вариативность воспитательных программ. Новыми становились такие характеристики, как «социальная, продуктивная, общественная единица», «гражданин-соуправленец» и другие, кардинально изменявшие традиционные представления о цели воспитания. Русская педагогическая мысль и практика интенсивно обогащались идеями зарубежной педагогики, направленными на формирование новой педагогической традиции, связанной с индустриально-рациональным характером человеческой культуры второй половины ХIХ – начала ХХ веков, особенностями социальных процессов, общественного движения, философии и массового сознания. Привлекательные своей новизной, популярностью и публицистичностью изложения работы Л. Гурлитта, Э. Демолена, Дж. Дьюи, Э. Кей, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, А. Ферьера, Ст. Холла утверждали новые представления о гражданской активности подрастающего поколения как о формировании в детях солидарности и взаимной ответственности, чувства законности и уважения к общественному порядку, способности жертвовать своими интересами в пользу целого, готовности служить общественным идеалам, любви к Отечеству. Новая педагогическая традиция, отстаивая идею развития человека, основывалась на признании внутренних начал и движущих сил этого процесса, соглашаясь тем самым с правом личности на самоопределение. Обращение к идеям зарубежной новой педагогики показывало, что в центре воспитания должен находиться ребенок со всеми особенностями и неповторимостью его внутреннего мира. Идеи новой педагогики вращались вокруг того, что человек будет своим умом, интеллектом, трудом, солидарностью с другими укреплять мощь своего государства. В целом воспитание должно было приближать юношу к жизни, укреплять назначение человека в соответствии с потребностями государства. Важнейшей составляющей гражданской активности школьников является воспитание патриотизма. В ходе исследования было установлено, что, обращаясь к работам зарубежных исследователей (Г. Кершенштейнер, А. Мессер, Ф. Ферстер и др.) по вопросам гражданско-патриотического воспитания, русские педагоги приходили к выводу, что сознательная, истинная любовь к своей Родине предполагает «понимание, заботу об ее улучшении, усовершенствование и активное желание помочь ей, то есть стремление к улучшению, усовершенствованию государственного строя». Смысл патриотического воспитания, как важнейшей составляющей гражданской активности школьников, понимался как примирение стремления к улучшению государственного строя с уважением к наличному существующему порядку. Подобная трактовка патриотизма была одним из важнейших постулатов новой европейской педагогики, не встретивших отрицания и противодействия к его повсеместному признанию и применению в массовой школе. Действительно, уважение к государственному строю было, несмотря на все трудности российской действительности, убедительным аргументом вовлечения подрастающего поколения в социально позитивную деятельность. Зарубежная педагогика вооружала российскую теорию и практику новыми средствами воспитания гражданской активности, такими как совместные игры детей, творческая самодеятельность школьников, ученическое самоуправление; настаивала на их широком применении в воспитательной практике. В диссертации тщательно проанализировано одно из главных условий развития гражданской активности школьников – ученическое самоуправление, которое актуализировалось еще в середине ХIХ века в трудах К.Д. Ушинского, но широкими кругами русской педагогической общественности не применялось. Пытаясь развивать детскую индивидуальность, поощрять самостоятельность в учебной деятельности, педагоги по-прежнему оставляли школьников несвободными в вопросах выбора варианта поведения. Еще в первой половине ХIХ века зарубежные педагоги И.Г. Фихте, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие в качестве выхода из создавшегося положения вводили принцип свободного повиновения – сознательного подчинения класса разумным требованиям дисциплины. В основе лежала идея самоуправления учащихся, как лучшая гарантия свободы поведения (для детей) и соблюдения школьной дисциплины (для учителей). В данной связи, опираясь на работы зарубежных педагогов, в диссертации, с учетом влияния историко-образовательного контекста, определена задача школьного самоуправления, состоявшая в том, чтобы ученическую среду превратить в целостный социальный организм, внутри которого каждый школьник приучался бы к добросовестному выполнению общественных функций. Предпосылкой школьного самоуправления выступала широко развитая общественная жизнь учащихся, осуществляемая в добровольных союзах, организациях школьной молодежи. Вместе с тем уже в самой зарубежной педагогике констатировался различный педагогический эффект от проводимых мероприятий. Отмечалось преобладающее влияние проблемных школьников на ученический коллектив, что отрицательным образом сказывалось на вопросах поддержания дисциплины – главной цели самоуправления. В русской школе конца ХIХ – начала ХХ веков и в общественно-педагогическом сознании принцип самоуправления в целом не встречал возражений, адекватной была и трактовка его задач и возможностей. Вместе с тем мнения расходились в вопросах условий введения самоуправления, что служило источником разногласий в средней школе. Помимо этого, отечественные педагоги обращали внимание на связь школьного самоуправления с общественно-политическим устройством. |