Delist.ru

Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ - начала ХХ веков (19.08.2007)

Автор: Беленцов Сергей Иванович

Этапы исследования.

1. 1996 – 1999 гг. – определение степени изученности проблемы влияния педагогических факторов на гражданскую активность школьной молодежи в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков; анализ философских, психологических и педагогических работ, а также источников по теме исследования; уточнение предмета, целей, задач и теоретико-методологических основ исследования.

2. 2000 – 2002 гг. – сбор, изучение, историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ и систематизация исследовательского материала, предварительное обобщение результатов исследования.

3. 2003 – 2007 гг. – обобщение и систематизация итогов исследования, апробация полученных результатов и уточнение выводов, публикация монографий, научных статей и учебно-методических рекомендаций, оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в решении крупной научной проблемы установления ведущих педагогических факторов, оказывавших влияние на формирование и развитие гражданской активности школьников в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков, которые следует учитывать для позитивного проявления гражданской активности современной школьной молодежи, преодоления интолерантности и социального радикализма учащихся.

В результате проведенного исследования:

- выявлены и проанализированы социально-политические и историко-культурные предпосылки (нарастание социально-экономического расслоения общества, размывание идей общего дела и общественного блага, ослабление моральных устоев социума и его доверия к государственной власти, романтизация экстремизма и др.), вызывавшие усиление гражданской активности школьной молодёжи в России второй половины XIX – начала XX веков;

- представлены консервативная и демократическая тактики Министерства Народного Просвещения по поддержанию стабильности и порядка в школах в исследуемый период, раскрыты направленность и содержание соответствующих мер (от ужесточения академических и дисциплинарных требований, надзора и цензуры до частичной демократизации управления школой), непоследовательность и бессистемность которых стимулировали гражданскую активность учащихся;

- в качестве педагогических факторов рассмотрены изменения, вносившиеся на протяжении рассматриваемого периода в содержание школьных филологических, гуманитарных и обществоведческих предметов (обращение к текстам античных авторов в основном с целью усвоения правил грамматики, введение в программы по отечественной истории материала из всеобщей истории и истории культуры, включение идей литературной критики и «обличительной литературы» в содержание пособий и др.), которые в совокупности как позитивно, так и негативно влияли на гражданскую активность школьников, в том числе осложняли поддержание лояльности по отношению к государственному строю;

- обоснованы позитивные педагогические факторы (демократический стиль управления школой, гуманный стиль взаимоотношений, субъектно-субъектный характер образовательного процесса, развитая сеть ученических организаций, насыщенная образовательная среда), в своей совокупности способствовавшие формированию конструктивной гражданской активности школьников, противодействующие проявлению радикализма в школьной среде;

- определены негативные педагогические факторы, связанные с организацией образовательного процесса и установлением уклада школьной жизни, определявшиеся авторитарностью дирекций и преподавателей, разобщенностью педагогов и учащихся, пассивностью форм учебной деятельности, неразвитостью санитарно-гигиенических условий и др., оказывавшие в изучаемый период дополнительное влияние на развитие критического отношения учащихся к школьным и общественным порядкам, а опосредованно и становление гражданской активности школьников;

- охарактеризованы академическое (идея борьбы за академические права и против схоластического обучения), радикально-преобразующее (требования коренного преобразования школы), рационально-прагматическое (участие в общественно полезной деятельности) направления ученического движения второй половины XIX – начала XX вв., выявлены их идеологические и организационные основы, раскрыты содержание и формы проявления гражданской активности (в том числе оппозиционного и радикального характера).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- уточнено понятие «гражданская активность школьников», показана его взаимосвязь с другими педагогическими понятиями, что дополняет педагогический тезаурус, обеспечивает его междисциплинарный характер;

- обобщенный в исследовании массив педагогических источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот (документы Министерства Народного Просвещения, Министерства Внутренних Дел, канцелярий харьковского и курского губернаторов), в своей совокупности формирует новое представление и оценку становления и развития гражданской активности школьников второй половины ХIХ – начала ХХ веков, что обогащает современные подходы к изучению процессов развития образования в рассматриваемый период;

- выявлены и раскрыты связи педагогических факторов формирования гражданской активности школьников с социокультурными, политическими, правовыми, социально-психологическими условиями, что дополняет теорию социализации молодежи как интегративную научную дисциплину;

- обоснованы важнейшие педагогические факторы продуктивного развития гражданской активности школьников (единство и государственность школы, ценностно-смысловая ориентированность образования, его фундаментальность и систематичность; приоритет воспитания, прежде всего духовно-нравственного, в системе общего образования; сохранение гуманистических основ образовательного процесса и общинно-коллективного уклада школьной жизни), способствующие развитию теории воспитания школьников в современных условиях.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации фактический материал, теоретические положения и выводы могут быть использованы федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти при разработке и осуществлении молодежной политики, при выработке стратегии и тактики государственной политики в сфере образования.

Материалы исследования применяются при разработке и корректировке целевых программ формирования толерантного сознания и гражданского образования подростков и молодежи; используются для оптимизации педагогической поддержки детских, подростковых общественных организаций и объединений; в целях совершенствования духовно-нравственных, гражданских, правовых аспектов профессионального воспитания будущих педагогов.

Материалы диссертации нашли отражение и используются в содержании лекционных курсов, практических занятий, спецкурсов в системе высшего педагогического и дополнительного профессионального образования руководителей школ и педагогических работников («История образования и педагогической мысли России», «Гражданское образование: история и современность»).

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются опорой на современные теоретико-методологические подходы к изучению истории образования; применением системы методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; многообразием использованного фактического материала; востребованностью предлагаемых научно-педагогических разработок.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись:

- в процессе участия в конференциях –

международных: «Культура – Образование – Человек» (Курск, 2003), «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура» (Белгород, 2005);

всероссийских: «Войны, военные конфликты, терроризм как проявление экстремальных ситуаций в жизни людей: исторический опыт и уроки» (Санкт-Петербург, 2003), «Качество педагогического образования: молодой учитель» (Тула, 2003), «Классы и социальные группы в судьбах России» (Санкт-Петербург, 2003), «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования» (Курск, 2004), «Российская история ХХ века: проблемы науки и образования» (Москва, 2004), «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований» (Тула, 2007);

региональных: «Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению высокого качества образования» (Курск, 2002), «Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста: преемственные связи воспитательной среды в системе «Школа – ВУЗ» (Воронеж, 2004), «Курский край в истории Отечества» (Курск, 2004), «Непрерывность и преемственность в образовании» (Курск, 2007); «Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития» (Белгород, 2007).

Результаты исследования прошли апробацию:

- на заседаниях кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, кафедры социальной педагогики и методики воспитания и кафедры истории Отечества Курского государственного университета, кафедры педагогики Белгородского государственного университета, кафедры управления образованием и кафедры педагогики и психологии Курского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- в практике работы региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, управления муниципальным общеобразовательным учреждением.

Материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях автора на страницах научно-теоретических и методических изданий: журналов «Педагогика», «Народное образование», «Дополнительное образование», «Преподавание истории в школе», «Вестник Южно-Уральского государственного университета», «Педагогический поиск», «История государства и права», «Юридическое образование и наука», «Современные наукоемкие технологии», «Профессиональное образование»; в сборниках научных статей (Калуга, Курск, Челябинск).

Исследование осуществлялось при поддержке РГНФ (исследовательский проект 2007 г. «Педагогические факторы юношеского радикализма и общественной нестабильности в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков» – грант РГНФ №07-06-00830а).

На защиту выносятся следующие положения:

Ведущими педагогическими факторами, влияющими на гражданскую активность школьников, понимаемую как одна из форм общественной активности учащейся молодежи, обусловленная их духовными и политическими ценностями и ориентациями, общей культурой, являются: направленность передовых педагогических идей; политика в сфере образования; содержание общего образования, в том числе по гуманитарным предметам; педагогический стиль деятельности администраций и преподавателей; формы и методы образовательной деятельности; нравственный характер взаимоотношений между учащими и учащимися; уровень материально-технического обеспечения учебных заведений и степень ответственности администраций за соблюдение и поддержание санитарно-гигиенического порядка.

Педагогические факторы, влиявшие на формирование гражданской активности школьников, специфично проявлялись в конкретном историческом процессе социально-политического развития России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Среди наиболее значимых общественно-исторических предпосылок развития гражданской активности учащейся молодежи в рассматриваемый период выделяются: непоследовательные социально-политические реформы, нерешенный «крестьянский» вопрос, высокие темпы капитализации России на рубеже ХIХ – ХХ веков, русификаторская национальная политика, неудачная русско-японская война, революционные события 1905 – 1907 гг., Первая мировая война.

Взаимодействуя с данными социальными обстоятельствами, педагогические факторы в зависимости от их интерпретации и инструментовки могли как способствовать успешной социализации и проявлению позитивной гражданской активности учащейся молодежи, так и приобретать негативный характер, противодействующий формированию просоциальной гражданской активности школьников или приводящий к проявлениям радикализма.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ веков к позитивным педагогическим факторам, воздействующим на гражданскую активность школьников, относились следующие: демократическая направленность государственной образовательной политики в первой половине 60-х гг. ХIХ века и 1915 – 1917 годов; нормативные акты, способствующие демократизации жизни образовательных учреждений и созданию детских общественных объединений; передовые педагогические идеи, предполагающие гуманизацию образовательного процесса, нацеливающие на применение активных форм и методов образовательной деятельности; включение в содержание образования материала, характеризующего высокие образцы гражданственности, гражданского воспитания на примере истории, латинского и греческого языков; гуманный стиль взаимоотношений между преподавателями и учащимися; богатая внутренняя образовательная среда в учебных заведениях.

Негативными педагогическими факторами, противодействующими проявлениям конструктивной гражданской активности школьников, подталкивающими их к радикальным действиям в исследуемый исторический период, являлись: усиление административного регулирования и упорядочение жизнедеятельности школы Министерством Народного Просвещения в 1870 – 1880 гг., введение цензуры политических, религиозных и нравственных убеждений педагогов и учащихся, осуществление совместных с Министерством Внутренних Дел «воспитательных», то есть надзорно-репрессивных мер в конце ХIХ – начале ХХ века; сохранение многопредметности, порождавшей межпредметную рассогласованность содержания и перегруженность программ обязательным учебным материалом; жесткая балльная система оценивания; авторитарность дирекции и преподавательского состава; разобщенность учащихся; неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия.

Социальная и гражданская активность учащихся, в том числе радикального характера, наиболее ярко выражалась в ученическом движении рассматриваемого периода, в рамках которого выделяются три направления:

– академическое, доминировавшее с 1860 по 1904 гг., основывалось на идеях борьбы за академические права и против схоластического обучения, организованного протеста против увольнений «прогрессивных» педагогов. В содержание деятельности ученических кружков, групп, организаций входило также самообразование (изучение сочинений Михайловского, Лаврова, Белинского, Добролюбова, Спенсера и др.), создание собственных библиотек, издание рукописных листков и журналов;

– радикально-преобразующее направление (1905 – 1908 гг.) характеризовалось требованиями коренного преобразования школы: введение бесплатного обучения, уничтожение сословных и национальных преград для получения образования, прекращение внеклассного административного и политического надзора, отмена обысков, участие общественности в управлении школой. Выдвижение ученическими организациями требований нередко сопровождалось срывом занятий, беспорядками и хулиганством, забастовками, демонстрациями;

загрузка...