Delist.ru

Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ - начала ХХ веков (19.08.2007)

Автор: Беленцов Сергей Иванович

Проблема воспитания гражданственности и гражданской активности подрастающих поколений актуализируется в ХIХ веке – в период интенсивного формирования в Европе и Северной Америке национальных государств. В это время в трудах И. Фихте, К.Д. Ушинского, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ф. Ферстера, Дж. Дьюи рассматривались важнейшие направления и средства педагогической работы, нацеленной на становление и развитие гражданской активности школьников:

- соединение в сознании учащихся идеи гражданского долга с личностным достоинством и совершенством человека, на что должен ориентироваться процесс обучения, прежде всего в рамках освоения социально-гуманитарных дисциплин;

- формирование опыта гражданского поведения воспитанников в разнообразной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности школьного сообщества, в самоуправляемой работе ученических объединений;

- обогащение потребности и готовности школьников быть нужными людям и обществу посредством укрепления деятельных связей школы с окружающей жизнью и заботы учащихся о ее улучшении.

Успешность воспитания гражданской активности школьников определяется не только целенаправленными педагогическими влияниями, но прежде всего объективным состоянием общества. В условиях устойчиво функционирующего и развивающегося общества позитивная гражданская активность подростков поддерживается стабильностью социальных отношений и консолидированной просоциальной гражданской позицией взрослого большинства.

В периоды политических, идеологических, социально-культурных трансформаций общества происходят существенные изменения в образовательной политике государства в идейно-теоретических основах работы школы, в содержании образовательных программ, методах и формах организации учебно-воспитательного процесса, во внутренней и внешней социальной среде школы. Эти изменения могут рассматриваться как педагогические факторы – действующие причины, участвующие в генезисе воспитательных эффектов, влияющие на ход и результаты формирования личности, в том числе прямо или косвенно воздействующие на становление системы гражданских установок и ценностей, отношений, мотивов, моделей поведения.

Синергия указанных факторов, их взаимодействие с привычными воспитательными и социализирующими средствами в образовательном пространстве школы происходят под влиянием внешних социально-политических, культурно-идеологических и других перемен и в условиях ослабления нормативной системы реформируемого общества, когда традиционные моральные и правовые ценности, нормы снижают свою значимость и действенность. Эти процессы нарушают целостность и устойчивость воспитательной системы образовательных учреждений, осложняют реализацию воспитательных задач, в том числе формирование позитивной гражданской активности школьников. В результате становятся более частыми и заметными асоциальность, негативизм и поведенческие отклонения учащихся, а также оппозиционно-протестные проявления их гражданской активности. Последние, в сочетании с возрастным максимализмом и стремлением подростков к самоутверждению, могут вызывать радикальные проявления их гражданской активности – стремление примкнуть к ниспровергателям существующих порядков, войти в ряды сторонников коренных и решительных мер по дестабилизации политической и общественной жизни.

Влияние педагогических факторов на гражданскую активность учащихся должно изучаться в рамках конкретной социально-педагогической ситуации на протяжении определенного исторического периода развития российского образования.

В данной связи актуализируется необходимость в целенаправленном и специальном изучении влияния педагогических факторов на степень сформированности и характер проявлений гражданской активности школьников во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.

В этом отношении значимыми и недостаточно усвоенными являются «уроки истории», позволяющие обнаружить своеобразный вклад педагогических идей и образовательной практики в формирование революционной ситуации в российском обществе второй половины ХIХ – начала ХХ веков.

Происходившая в то время трансформация российского общества, осложнившаяся в начале ХХ века войнами, революциями, объективно стимулировала проявления гражданской активности учащихся старших классов средних учебных заведений. С одной стороны, это было время становления демократического общественного движения в России, противостоявшего государственному деспотизму, с другой – плодотворная ситуация для формирования радикализма, порождавшего террор, насилие, конфронтацию, анархию. Актуальность обращения к выбранному периоду обусловлена также его схожестью с современными социально-политическими процессами – интенсивным становлением рыночной экономики, формированием основ правового государства и гражданского общества.

Представляется, что вдумчивый анализ соответствующих процессов, происходивших в российском образовании во второй половине ХIХ – начале ХХ веков, может содействовать актуализации накопленного в этот сложный насыщенный исторический период потенциала идей и подходов к развитию гражданской активности учащихся для обеспечения динамичного и устойчивого развития процессов демократизации средствами образования.

Широкий спектр проблематики, связанный с проявлением гражданской активности школьников, являлся предметом серьезного осмысления современников этих событий.

Перемены, происходившие в разных сферах общественной жизни России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков, осмысливались историками, философами, общественными деятелями – Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Б.П. Вышеславцевым, М.О. Гершензоном, А.С.Изгоевым, И.А. Ильиным, М.Н. Катковым, Б.А. Кистяковским, М.О. Меньшиковым, С.А. Нилусом, П.Б. Струве, Н.Ф. Федоровым, Г.П. Федотовым, С.Л. Франком.

Педагогические факторы гражданской активности школьников рассматривались в работах ряда педагогов старшего поколения – В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, В.Я. Стоюнина, а также в трудах авторов, научно-педагогическое формирование которых происходило в начале ХХ века – П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.А. Левитина, Е.Г. Лозинского, М.М. Рубинштейна, Г. Рокова, С.Т. Шацкого.

Содержательные и методические аспекты развития гражданской активности школьников в преподавании филологических, богословских, обществоведческих и гуманитарных дисциплин разрабатывали известные в то время дидакты и методисты – А.С. Архангельский, Р.Б. Беккер, Н. Веригин, М.О. Веселов, А.Х. Гольмстен, В.А. Долбин, Э.А. Жуковский, Н.И. Кареев, И.М. Катаев, Н.И. Коробко, М.С. Лалаев, В.П. Крохин, Е.А. Олейник, К.П. Петров, Е. Синицкий, А.А. Скафтымов, И.И. Срезневский.

Проявления радикализма и гражданской активности школьников во второй половине ХIХ – начале ХХ века с педагогической точки зрения рассматривались в следующих работах: П.Н. Василькова «Ученические организации» (М., 1917), В. Динзе «Очерки по истории среднешкольного движения» (Спб., 1909), С.Ф. Знаменского «Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905 – 1906 гг. и их значение» (Спб., 1909), А.А. Исаева «Забастовки учащихся» (Спб., 1912), П.Ф. Каптерева «Об общественно–нравственном развитии и воспитании детей» (М., 1908), Ал. Пиленко «Забастовки в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга» (Спб., 1906).

В историко-педагогической литературе проблема гражданской активности школьников исследовалась в двух основных пластах. Проявления гражданской активности школьников характеризовались в исследованиях, авторы которых изучали процесс развития российского образования на всем протяжении рассматриваемого периода или отдельных его этапов – Е.М. Балашов, В.И. Беляев, Е.П. Белозерцев, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.Ю. Бутов, З.И. Васильева, П.А. Гагаев, Ш.И. Ганелин, С.А. Дианин, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, С.А. Завражин, Н.А. Константинов, Г.Б. Корнетов, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.З. Смирнов, Б.К-Г. Тебиев, В.В. Титлинов, А.Н. Шевелев.

Вместе с тем имеются и специальные работы, посвященные проблеме проявления и развития гражданской активности школьников второй половины ХIХ – начала ХХ веков. К ним относятся как историко-педагогические исследования Н.С. Ватник «Движение учащихся средних учебных заведений во время первой русской революции (по материалам Московского учебного округа)» (М., 1985), А.Г. Вигдорова «Движение учащихся средних школ в период первой русской революции» (М., 1958), Л.В. Кузнецовой «Становление и развитие гражданского воспитания в России» (М., 2006), О.В. Лебедевой «Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование)» (В., 2005), И.Ю. Синельникова «Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конца ХIХ – начала ХХ вв.» (М., 2001), так и теоретические работы, в которых в соответствии с рассматриваемым предметом обстоятельно освещаются исторические аспекты развития и проявления гражданской активности школьников во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.: Д.В. Артюхович «Гражданская активность личности: социально-философский анализ» (С., 2002), Г.Я. Гревцевой «Гражданское воспитание как фактор социализации школьников» (Ч., 2006), И.М. Дуранова «Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников» (Ч., 1991), Л.М. Семенюк «Психология гражданской активности: особенности, условия развития» (С., 2007).

В целом, несмотря на разработанность различных аспектов гражданской активности школьников, в научной литературе фактически отсутствуют специальные исследования комплекса вопросов, связанных с влиянием педагогических факторов на гражданскую активность учащихся на протяжении такого сложного и значимого исторического периода, которым является вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.

Вышеизложенное определило выбор темы исследования «Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков».

Проблема исследования состоит в объяснении тенденций появления педагогических факторов гражданской активности школьников-старшеклассников в условиях социальных преобразований в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв., направленности и характера влияния этих факторов на гражданскую позицию, модели и опыт гражданского поведения учащихся.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – феномен гражданской активности школьников в истории российского образования исследуемого периода.

Предметом исследования являются педагогические факторы, воздействующие на процесс развития гражданской активности школьников в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

Задачи исследования:

1. С учетом социально-исторического контекста изучаемого периода обосновать трактовку понятия «гражданская активность школьников».

2. Раскрыть влияние социально-политической и культурной ситуации в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков на гражданские идеалы и мировоззрение школьников.

3. Охарактеризовать воздействие государственной образовательной политики на проявления гражданской активности школьников.

4. Рассмотреть взаимосвязь организации и содержания образовательного процесса в средней школе с развитием и направленностью гражданской активности учащихся.

5. Представить формы проявления гражданской активности учащихся средней школы во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

6. Сформулировать научно-педагогические рекомендации для продуктивного развития гражданской активности, предупреждения радикализации сознания и поведения современных школьников.

Методологическую базу исследования составили принципы: историзма, предусматривающего рассмотрение историко-педагогических фактов и явлений в конкретно-исторических условиях и с учетом уровня социально-экономического, культурного и политического развития общества; системности, предполагающего изучение социальных и образовательных институтов, структур в их взаимодействии и взаимовлиянии; междисциплинарности, обусловливающего применение концепций смежных наук.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются: аксиологический (В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, М.Н. Костикова), культурологический (М.М. Бахтин, О.В. Долженко, Д.С. Лихачев, В.А. Разумный), парадигмальный и цивилизационный (М.В. Богуславский, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов), гуманистически ориентированный (Р.А. Валеева, В.М. Меньшиков, Б. К-Г. Тебиев, Т.В. Цырлина) подходы к изучению социально-педагогических явлений и важнейших этапов развития истории педагогики и образования; основные положения философии образования и воспитания (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов); идеи социализации и социальной активности личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов).

Методы исследования. При решении исследовательских задач применялся комплекс современных историко-педагогических методов: целостный анализ архивных материалов, философской, психолого-педагогической, исторической, социологической, юридической литературы по проблеме исследования; систематизация, классификация и моделирование изучаемых явлений и процессов, а также проблемно-хронологический метод группировки исследовательского материала; историко-структурный, предполагающий выделение внутри понятия гражданской активности школьников составляющих ее структурно-иерархических компонентов; историко-компаративистский – сравнение и сопоставление специфики становления, развития, проявлений гражданской активности школьников на протяжении выделенных этапов, формулирование на основе осуществленного сравнительно-сопоставительного анализа соответствующих выводов.

Источниковая база исследования. Основной источниковой базой являлась соответствующая предмету исследования нормативная и учебно-программная документация Министерства Народного Просвещения России: официально принятые и действовавшие на протяжении второй половины ХIХ – начала ХХ веков постановления и распоряжения (циркуляры) Министерства Народного Просвещения, отчеты министров народного просвещения. Кроме того, анализировались сопроводительные, справочные материалы и объяснительные записки, одновременно с проектами документов представлявшиеся в Государственный Совет, Кабинет Министров, Государственную Думу.

При характеристике проявлений радикализма учащейся молодежи особую ценность представляли документы Министерства Внутренних Дел.

Важную группу источников составили философские, социологические, педагогические и психологические труды отечественных и зарубежных авторов, изданные во второй половине ХIХ – начале ХХ веков и посвященные проблеме гражданской активности учащейся молодежи; публикации в периодических изданиях – Журнале Министерства Народного Просвещения, журналах «Вестник воспитания», «Русская школа», «Свободное воспитание», «Педагогический листок», «Для народного учителя».

Были проанализированы материалы педагогических съездов, школьной статистики, социологических исследований, учебная документация конца ХIХ – начала ХХ веков, раскрывающие конкретные факты проявлений гражданской активности школьников.

В исследовании использовались архивные источники: материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) (Ф. 102, 109, 124, 517 и др.), Российского государственного исторического архива (РГИА) (Ф. 733), Государственного архива Белгородской области (ГАБО) (Ф. 80, 81, 101), Государственного архива Воронежской области (ГАВО) (Ф. 1), Государственного архива Курской области (ГАКО) (Ф. 22, 183, 185, 1496 и др.).

загрузка...