Delist.ru

Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ - начала ХХ веков (19.08.2007)

Автор: Беленцов Сергей Иванович

БЕЛЕНЦОВ Сергей Иванович

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

НА ГРАЖДАНСКУЮ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Курск – 2007

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Пашков Александр Григорьевич

Официальные оппоненты:

член-корреспондент Российской академии

образования,

доктор педагогических наук, профессор

Богуславский Михаил Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Исаев Илья Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Костикова Маргарита Николаевна

Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный

университет»

Защита состоится 26 октября 2007 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212. 104. 01 в Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.33

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.33

Автореферат разослан « » 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.С. Подымова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Российское государство последовательно движется по пути демократических преобразований. Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами укрепления и развития основ демократического и правового государства. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, преодоления социальной напряженности и национальных конфликтов, дезавуирования искусственно создаваемых радикальных настроений в стабильном, демократически развивающемся государстве, являющихся прямой угрозой безопасности страны, факторами деморализации общественного сознания, нравственного разложения личности.

Развитие гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократических процессах. Неотъемлемым условием социального воспитания и гражданского становления подрастающего поколения является его осознанная гражданская активность. Активная жизненная позиция молодого человека позитивно формируется через его деятельное участие в различных сторонах общественной жизни, когда он включается в значимые социальные акции, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

В социологии гражданская активность – это одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация социально значимых интересов индивида, различных объединений граждан.

Проецируя это положение на специфику сферы образования, в данном исследовании под гражданской активностью школьников понимается сознательное и ответственное участие подростков в политической, организационно-управленческой, трудовой и другой жизни общества, основанное на уважении и доверии к институтам государственной власти и другим гражданам, знании и соблюдении правовых норм, понимании и принятии обязанностей перед Родиной и гражданских прав, инициативе и самодеятельности в различных сферах общественно полезной работы. Гражданская активность школьников проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентаций, установок, действий, которые определяются направленностью и уровнем сформированности духовно-нравственных, культурных, политических интересов и потребностей, опытом их осуществления.

загрузка...