Снижение температурных напряжений в асфальтобетонных покрытиях жестких дорожных одежд за счет регулирования деформативных свойств материала основания (19.04.2010)
Автор: Гладких Александр Сергеевич
Гладких Александр Сергеевич СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ЗА СЧЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕФОРМАТИВНЫХ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА ОСНОВАНИЯ 05.23.11 - «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва-2010 Работа выполнена в ОАО Дорожный научно-исследовательский институт «СоюздорНИИ» Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Кретов Валерий Андреевич Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Ушаков Виктор Васильевич кандидат технических наук, Каменецкий Леонид Борисович Ведущая организация: ООО «Союздорпроект» Защита состоится «20» мая 2010г. В 10 00 часов на заседании диссертационного совета Д212.126.02 в Московском Автомобильно – Дорожном Государственном Техническом Университете (МАДИ) по адресу: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд.42, телефон для справок (499) 155-93-24 Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просьба высылать в двух экземплярах, а копию отзыва просим прислать на адрес электронной почты: uchsovet@madi.ru Отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять по адресу диссертационного совета. Автореферат разослан «____» апреля 2010г. Ученый секретарь диссертационного совета, проф., канд.техн.наук: ______________________ Борисюк Н.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последние 15 лет происходит резкое повышение темпов автомобилизации России. Эта тенденция сохранится и в обозримой перспективе. В условиях высокой интенсивности и грузонапряженности во всем мире хорошо зарекомендовали себя жесткие дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием, обладающие высокой несущей способностью и хорошо сопротивляющиеся процессу колееобразования, существенно снижающему межремонтные сроки службы дорожных одежд. Однако недостатком конструкций такого типа, не позволяющим использовать все их преимущества в полной мере, является возникновение отраженных температурных трещин в слоях покрытия, в первую очередь над швами и трещинами основания. В этой связи возникла необходимость в постановке задачи по оценке напряжений, ведущих к такому трещинообразованию, и обоснованию мероприятий по их снижению. Решение данной задачи показало, что одним из реальных и рациональных путей повышения температурной трещиностойкости таких конструкций может быть снижение температурных напряжений в асфальтобетонном покрытии за счет применения оснований из низкомодульных цементобетонов. ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ – обоснование и разработка пути реализации способа снижения температурных напряжений, ведущих к образованию отраженных трещин в асфальтобетонных покрытиях, лежащих на цементобетонных основаниях. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи: рассмотреть механизм температурного напряженно-деформированного состояния асфальтобетонного покрытия, лежащего на цементобетонном основании, и количественно оценить влияние деформационных свойств материала основания на величину температурных напряжений в покрытии; обосновать требования к цементобетону основания, применение которого обеспечивает снижение температурных напряжений в асфальтобетонном покрытии, и определить пути получения такого материала; опираясь на результаты лабораторных исследований рекомендовать составы цементобетона для оснований жестких дорожных одежд с ориентацией на использование отходов, утилизация которых имеет существенное значение с точки зрения защиты окружающей среды, применение которых позволит обеспечить снижение температурных напряжений в асфальтобетонном покрытии; произвести производственную проверку возможности устройства оснований дорожных одежд из смеси предлагаемого состава. НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ состоит в: исследовании влияния свойств материала жесткого основания на температурные напряжения устроенного на нем асфальтобетонного покрытия, и обосновании требований к данному материалу с точки зрения снижения таких напряжений; исследовании влияния количества и размеров гранул резиновой крошки, получаемой дроблением изношенных автомобильных покрышек, введенных в состав цементобетонных смесей, на морозостойкость, прочностные и деформативные свойства получаемого цементобетонного основания. Подборе оптимального состава смеси, за счет применения которой будет достигнуто снижение напряжений в асфальтобетонном покрытии при температурных воздействиях и обеспечена требуемая морозостойкость. ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ обеспечивается применением теоретически обоснованных расчетных схем, результатом комплекса лабораторных и опытно-экспериментальных исследований. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: результаты теоретической оценки влияния деформативных свойств материала цементобетонного основания на величину напряжений в лежащем на нем асфальтобетонном покрытии; результаты исследования влияния введения резиновой крошки в состав цементобетонных смесей на основные физико-механические свойства получаемых цементобетонов; требования к составу морозостойких низкомодульных цементных бетонов с добавкой гранул резиновой крошки, рекомендуемых для устройства оснований, применение которых обеспечивает повышение температурной трещиностойкости устраиваемых на них асфальтобетонных покрытий. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ диссертационной работы заключается в: возможности использования результатов исследований при проектировании дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и цементобетонными основаниями в целях повышения температурной трещиностойкости и, как следствие, межремонтных сроков службы таких дорожных одежд. |