Delist.ru

МОНИТОРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАБЫВАНИЯ И НАУЧЕНИЯ (19.02.2013)

Автор: ЖАЖА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

В третьей главе диссертации разработаны методы и алгоритмы оптимизации формирования учебных планов с учетом моделей научения-забывания.

На основании полученных функций научения и забывания каждого терма, в работе вводится критерий эффективности учебного плана:

). Основой формирования интегрального критерия является свертка всех функций по группам классифицирующих признаков принадлежности модуля некоторому направлению аттестации, подготовки или переподготовки. Каждому направлению присваиваются весовые коэффициенты, которые переносятся на все термы направления.

. Общая постановка задачи оптимизации учебного плана

Решение будет эффективным, если не существует решения X(D, для которого qi(X)(qi(X*) i=1..k и значение хотя бы одного критерия лучше. Совокупность всех возможных эффективных решений X* образует множество Парето. Удовлетворительными решениями Xу являются допустимые решения (X(D), которые по всем критериям не хуже заданных пороговых значений качества, но они не всегда являются эффективными. Формальным решением задачи является множество Парето P. Для выбора наиболее предпочтительного решения X** необходимо получение и обработка дополнительной информации, которой располагает лицо, принимающее решение (ЛПР). При использовании адаптивного подхода процедура решения задач оптимизации представляет собой последовательное уточнение наиболее предпочтительного решения X** путем перехода от одной альтернативы X**(P с учетом информации Ii, получаемой от ЛПР. Схематически процесс поиска решения X** можно представить в следующем виде:

где X*N=X**, Q*l=Q*(X*l)=(q1(X*l),..., q1(X*l)) l=1..N.

может представить в одном сеансе диалога, в многошаговых процедурах - в нескольких сеансах.

в одношаговых и двухшаговых процедурах многокритериальной оптимизации. Блоки (, (1, (2 подготавливают информацию о рассматриваемом решении в необходимо форме для ЛПР. Например, S1=((X*l)={X*l, q(X*l): i=1..k}, т.е. часто для оценки на рассмотрение ЛПР представляются значения параметров полученного решения и соответствующие значения критериев.

), а именно: метод справедливого компромисса; принцип слабой оптимальности по Парето; метод весовых множителей; метод приближения к идеальному решению; метод последовательных уступок и другие.

Перечень методов многокритериальной оптимизации

Метод изменяемого идеала P’, qi(X) i=1..k X(P P’’(P’

Непараметрические алгоритмы многокритериальной оптимизации Xi, qi(Xi) i=1..k оценка Xi в заданной шкале

Метод оценки граничных точек {X*i}, qi(X*i) i=1..k X*л - лучше p,

X*x - лучше p

Метод Джоффриона 1) X*i, qi(X*i) i=1..k

2) qi =qi(a) i=1..k 1) <(qi,(qi>

i=1..k;i(r

Адаптивное целевое программирование 1) X*i, qi(X*i) i=1..k

2) qi =qi(a) i=1..k 1) <(qi,(qi>

i=1..k;i(r

Метод функции ценности замены X*(j), qi(X*(j)) (rj(j(Ir)

qi(Xi max) i=1..k {(ri(Q(X*(j)))}

Метод последовательной заменяемой оптимизации X*, qi(X*) (rj(j(Ir) (rj(i(Ir)

i=1..k (ri (i(Jr)

SIGMOR X*, qi(X*) qi(Xi max) i=1..k (i,(i,(i i=1..k

Нормирование глобального критерия X*l, qi(X*) i=1..k Qk, Qp, QM

В качестве механизма синхронизации и включения образовательных ресурсов в учебные планы в работе предлагается использование обобщенных сетевых графиков, которые содержат вершины различных типов (решающие узлы - РУ). Решающий узел характеризуется условиями, налагаемыми на входящие в него и выходящие из него операции. На операции, входящие в РУ, могут быть наложены три различных условия:

(а) «Вход И»: событие, соответствующее данному РУ, считается происшедшим, если выполнены все входящие в РУ операции.

(б) «Включающий вход»: событие, соответствующее данному РУ, считается происшедшим, если выполнена, по крайней мере, одна из входящих в РУ операций.

(в) «Исключающий вход»: событие, соответствующее данному РУ, считается происшедшим, если выполнена ровно одна из входящих в РУ операций.

. Типы решающих узлов

На операции, выходящие из РУ, могут быть наложены два различных условия:

(а) «Детерминированный выход»: после того как произошло событие, соответствующее данному РУ, выполняются все выходящие из него операции.

(б) «Вероятностный выход»: после того как произошло событие, соответствующее данному РУ, выполняется ровно одна из выходящих из него операций.

Для обобщенного графика формирования образовательных ресурсов должны быть заданы как времена t(x, у), так и вероятности р(х, у) выполнения каждой операции (x, у). Значение р(х, у) есть вероятность того, что после появления события, соответствующего решающему узлу х, будет выполняться операция (х, у). Если этот РУ имеет 'детерминированный выход, то р(х, у) должна быть равна 1 и операция (х, у) обязательно выполняется. Если же он имеет вероятностный выход, то сумма вероятностей выполнения операций, выходящих из х, не должна превышать единицы.

Для каждого события х(X вычисляются наиболее ранний из возможных сроков его наступления - Е(х) и наиболее поздний срок появления события L(x).

. Пример расчетов сроков наступления событий

В общем случае

Процедура расчета наиболее ранних сроков наступления событий:

Шаг 1. Пронумеровать события 1,2, n = |Х| таким образом, чтобы для каждой операции (г, выполнялось условие i< j. Использовать для этого алгоритм нумерации событий. Положить E(9.1)=0.

загрузка...