Delist.ru

Автоматизация систеза организационной структуры управления промышленным предприятием с применением многоролевых деловых игр (18.09.2009)

Автор: Прядко Алексей Геннадьевич

?l?0???#?

,), где K’(() – выпуклая функция одной переменной, причем K’(0)>0.

Пусть построен некоторый граф организации G: определены узлы v1,…, vn, управляющие группами g1,…, gn и контролирующие потоки L1,…, Ln. Стоимость такой организации равна:

Временно допустим, что после построения графа организации можно произвольно перераспределять потоки между его узлами для уменьшения загруженности одних узлов и увеличения загруженности других. Тогда при заданном наборе узлов v1,…, vn для определения их загруженности L’1,…, L‘n, приводящей к минимальной стоимости системы управления, необходимо решить задачу:

В силу зависимости функции K(() от линейной комбинации компонент, можно r-компонентные потоки lT(u, v)=(lT(u, v)1,…, lT(u, v)r) заменить на однокомпонентные потоки l’T(u, v): l’T(u, v)=(1lT(u, v)1+…+(rlT(u, v)r.

В результате получаем задачу с однокомпонентными потоками и выпуклой функцией затрат K’((). Решением данной задачи является равное распределение нагрузки между узлами графа организации – нагрузка L’1=…=L’n=LT/n?.

Стоимость организации при такой загруженности узлов равна n?K'(LT/n), и это минимальная стоимость организации суммарного потока LT с n управляющими узлами.

Однако произвольное перераспределение загруженности между управляющими узлами невозможно, поскольку оно полностью определяется группами, которые контролируют узлы, и группами, которые контролируют их непосредственные подчиненные. Следовательно, мы можем только изменить граф организации, передав часть подчиненных одного узла другому. Вместе с передачей подчиненных произойдет и перераспределение потоков.

Например, возьмем узел v графа организации и два подчиненных ему узла v', v''(Q(v) . Изменим граф организации, передав узел v'' в подчинение узлу v' . Если при этом сумма стоимостей узлов v и v' K(LT(v))+?K(LT(v')) в новом графе будет меньше, чем сумма их стоимостей в старом, то и общая стоимость нового графа уменьшилась по сравнению со старым, так как стоимости остальных узлов не изменились.

Возможны и ситуации, когда стоимость организации будет уменьшаться при передаче подчиненного узла в обратном направлении.

Таким образом, если в некотором графе организации возможна передача подчиненных от более загруженного узла v1 менее загруженному узлу v2, сглаживающая разницу в контролируемых ими потоках, то такой граф не является оптимальным.

Даже в столь упрощенной постановке задача поиска оптимального графа организации остается вычислительно сложной. Однако на практике обычно достаточно найти «хорошую» организацию, затраты на содержание которой не сильно превышают минимальных. Для решения же этой задачи в работе предложен следующий алгоритм.

1. Найдем примерное количество узлов в дереве организации:

Если бы было возможно распределение потоков поровну между n узлами графа организации, то количестве узлов в графе, равном n* достигался бы минимум затрат на содержание организации.

2. Определим «эталонный» поток L:=LT/n*, приходящийся на один узел.

3. Будем последовательно добавлять в граф организации узлы таким образом, чтобы контролируемый ими поток был как можно ближе к эталонному потоку L до тех пор, пора каждая связь технологического графа не будет контролироваться одним из узлов графа организации.

приведены функции затрат узла, в котором находится один менеджер (кривая 1), менеджер и секретарь (кривая 2), менеджер и два секретаря (кривая 3).

Функции затрат узла при различном числе сотрудников аппарата управления

Из рисунка видно, что с ростом объема контролируемого потока выгодно сначала содержание одного менеджера, потом добавление ему секретаря (помощника), потом добавление еще одного и так далее. Жирной линией на рисунке показана «эффективная» функция затрат, относящаяся к наилучшему составу узла.

Если зафиксировать такое правило формирования состава, то можно вернуться к исходной постановке задачи, считая функцию Неудобство работы с «эффективной» функцией затрат узла заключается в том, что она, в общем случае, не выпуклая и даже не дифференцируемая. Однако ее можно аппроксимировать гладкой выпуклой функцией для получения приближенного решения задачи формирования структуры в соответствии с описанным выше алгоритмом.

 Разработка Методов формирования сценария деловых игр и оценки квалификационных характеристик персонала при формировании организационной структуры

В третьей главе рассмотрены проблемы оценки соответствия персонала должностным обязанностям в рамках формируемой организационной структуры, что естественным образом параметризует организационную структуру управления с точки зрения затрат на содержание и качества поддержания технологических операций всего производственного цикла. Важную роль в данном случае играют методы адаптивного тестового контроля и активного обучения в рамках проведения компьютерных деловых игр.

), чтобы более сложная задача могла быть декомпозирована на более простые.

в) их взаимодействие описывается игрой Гi , где i({1, 2, 3}.

е). Это будет иерархическая игра между уровнями, и "обычная" игра на каждом из уровней: (Г0(Гi(…Гi(Г0)…)).

Основная идея заключается в том, чтобы декомпозировать сложную структуру игры на набор более простых и воспользоваться результатами исследования последних. Кроме того, между играми и структурами существует глубокая связь – момент принятия субъектом решений определяет его "место" в организационной иерархии.

Игры и структуры

Несомненно, полезно иметь такие механизмы формирования сценариев, когда несколько игр естественным образом объединяются для решения более крупной задачи, в том числе, и моделирования производственной ситуации.

G — многоролевая деловая игра (МРДИ);

Rj — роли, предусмотренные в G; 1 ? j ? NR, где NR — количество ролей, предусмотренных в G;

gi — созданные экземпляры G; 1 ? i ? Ng, где Ng — количество созданных экземпляров G;

rijk — экземпляры предусмотренных ролей в созданных экземплярах G; 1 ? i ? NRj, где NRj — число созданных экземпляров роли Rj.

По своей структуре индивидуальная одноэкземплярная ДИ, имеющая возможность создания нескольких взаимодействующих экземпляров своей единственной роли, аналогична индивидуальной ДИ с единственным экземпляром этой роли, но поддерживающая несколько взаимодействующих экземпляров самой игры.

Общий случай организационно-структурной среды многоролевой ДИ

). Восьмиугольниками обозначены синхронизующие фрагменты.

Варианты организации потоков управления

а) б) в) г)

Пунктирной линией показан контур синхронизации, объединяющий фрагменты, относящиеся к разным ролям (нитям сценария). Синхронизироваться будут экземпляры только тех нитей, которые входят в контур. Фрагменты рисунка соответственно определяют: а) ветвление; б) цикл; в) синхронизация всех экземпляров в пределах одной роли; г) синхронизация всех экземпляров всех ролей, входящих в синхронизирующий контур.

Функционирование каркаса ДИ определяется следующими параметрами, значения которые задаются при разработке игры: экземплярность ДИ: одно- или многоэкземплярная; ограничения на выбор ролей.

Для реализации процедур идентификации уровня подготовки в ходе проведения деловых игр в работе предложена итерационная процедура. При этом определение квалификационного уровня определенного сотрудника является отдельной задачей и ее решение может быть сведено к обработке экспертных оценок всех остальных сотрудников.

загрузка...