Delist.ru

Мониторинг и управление реализацией промышленной продукции в условиях конкуренции (18.09.2009)

Автор: Мазуренко Сергей Владимирович

постановка и решение задачи назначения конкурсной цены в случае равного и неравного количества агентов и операций;

формализованное описание многоролевой игры формирования цен на промышленную продукцию;

расширение функционала программно-инструментальной среды конструирования многоролевых деловых игр;

Методы исследования

При разработке формальных моделей компонентов системы поддержки принятия решений (СППР) в диссертации использовались методы общей теории систем и классический теоретико-множественный аппарат. Системный анализ вопросов обеспечения надежности методов проводился на основе статистических данных промышленных предприятий. При разработке методики оценивания лимитных цен использовался аппарат теории игр, математической статистики, исследования операций, теории случайных процессов с привлечением математических и статистических пакетов и др.

Научная новизна

Научная новизна работы состоит в разработке методов, моделей, алгоритмов и методики выбора согласованных цен на реализацию промышленной продукции в условиях конкуренции. На защиту выносятся:

алгоритм решения задачи назначения конкурсной цены;

методика оценки эффективности конкурсного механизма;

формализованное описание игры в условиях конкуренции участников;

программные компоненты инструментальной среды конструирования многоролевых деловых игр.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей процессов. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения, совпадением статистических данных и данных полученных теоретически.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Они представляют непосредственный интерес в области автоматизации процессов сбыта и реализации продукции промышленных предприятий.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде промышленных предприятий, а также используются при организации учебного процесса на кафедре АСУ МАДИ(ГТУ).

Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на научно-методических конференциях МАДИ(ГТУ) (2006-2009г.г.);

на заседании кафедры «Автоматизированные системы управления» МАДИ(ГТУ).

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации системы мониторинга и управления сбытом промышленной продукции в условиях конкуренции составляет актуальное научное направление.

Содержание работы

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и методик.

Во введении обосновывается актуальность работы, приведено краткое содержание глав диссертации, определена цель и поставлены основные задачи исследований.

 Анализ методов и моделей реализации промышленной продукции в условиях конкуренции

В первой главе диссертации проведен системный анализ задач производства и сбыта промышленной продукции в условиях конкуренции.

Распространение продукции – одна из «трудоемких» и дорогостоящих задач маркетинга. Она предполагает выбор каналов распределения, решения относительно объемов и темпов охвата рынка, расположения продукции на рынке, формирования и поддержания определенных запасов, транспортировки и др. Эти вопросы представляют маркетинговую логистику. Они требуют от предприятия постоянного и неослабного внимания и составляют львиную долю текущих задач управления производством и реализацией. В комплексе маркетинга распространение, также как и ценообразование является одним из рычагов завоевания или удержания целевого сегмента рынка.

Продажа продукции длительного пользования или сложной техники предполагает оказание покупателям услуг по монтажу и сервисному обслуживанию. Здесь требуется не только квалифицированный и обученный персонал и соответствующее оборудование, но и содержание складских помещений, ведение разнообразных форм учета, планирование и осуществление закупок расходных материалов и запасных частей. На посредников также ложится функция ведения переговоров с заказчиками или организация своей сбытовой сети. В этом случае к издержкам и финансовым затратам прибавляется решение организационных и юридических вопросов.

Наконец, целый ряд функций связан с перемещением и хранением продукции. Иногда организация товародвижения является настолько сложной и комплексной проблемой, что выделяется в отдельный бизнес и осуществляется на основе подряда. Таким образом, функции посредников весьма разнообразны и сложны. Их выполнение требует времени и средств. Поэтому, если предприятие-производитель считает их выполнение необходимым условием завоевания или удержания целевого сегмента рынка, оно вынуждено принять важнейшее решение: брать все это на себя или полностью или частично переложить на посредников. Очень часто посредники, специализируясь на выполнении тех или иных функций, способны кардинально сократить временные и финансовые затраты.

В случае принятия положительного решения о создании сбытовой посреднической сети предприятие-производитель имеет три альтернативы. Можно пойти по пути предоставления эксклюзивных прав на реализацию продукции, т.е. предоставить его одному посреднику. При этом эксклюзив может быть односторонним, когда производитель дает права на продажу своей продукции лишь при условии, что посредник не занимается сбытом продукции конкурентов, и обоюдным, при котором производитель обязуется не предоставлять аналогичных прав на реализацию в данном регионе другим посредникам.

Другая альтернатива заключается в использовании максимально возможного числа агентов, дилеров, дистрибьюторов и размещении продукции в максимальном количестве точек сбыта. Такой подход обычно носит название интенсивного распространения и используется, как правило, в тех случаях, когда стоит задача максимально быстрого охвата рынка, например, из-за опасений быстрого появления товаров-имитаторов. Такой путь имеет и свои «издержки»: практически невозможен эффективный контроль над распространением, частые конфликты внутри каналов. Однако если товары не сложны и однообразны, этот путь может оказаться самым правильным.

Наконец, самый частый способ распространения продукции при помощи посредников – селективное распределение. В данном случае производитель весьма избирательно подходит к выбору партнеров и предоставляет права на реализацию продукции более чем одному посреднику. Количество посредников обычно бывает продиктовано размером территории, возможностями жесткого контроля над результатами работы. В распоряжении производителя в этом случае есть такой важный управленческий рычаг как поддержание умеренной внутренней конкуренции между посредниками. Чаще всего таким типом распространения продукции пользуются производители бытовой электроники, офисного оборудования.

В диссертации рассмотрены вопросы моделирования игровой неопределенности, отражающей совместное принятие решений несколькими предприятиями (участниками) (при заданных управлениях со стороны центра), в рамках которой существенными являются предположения о множестве возможных значений обстановки игры (действий других агентов, выбираемых ими в рамках тех или иных неточно известных рассматриваемому агенту принципов их поведения).

Для описания коллективного поведения агентов недостаточно определить их предпочтения и правила индивидуального рационального выбора по отдельности. В случае, когда в системе имеется единственный агент, гипотеза его рационального (индивидуального) поведения предполагает, что агент ведет себя таким образом, чтобы выбором действия максимизировать значение своей целевой функции. В случае, когда агентов несколько, необходимо учитывать их взаимное влияние: в этом случае возникает игра – взаимодействие, в котором выигрыш каждого агента зависит как от его собственного действия, так и от действий других агентов. Если в силу гипотезы рационального поведения каждый из агентов стремится выбором действия максимизировать свою целевую функцию, то понятно, что в случае нескольких агентов индивидуально рациональное действие каждого из них зависит от действий других агентов.

В работе проведен анализ теоретико-игровой модели некооперативного взаимодействия между n агентами, предполагая, что они принимают решения одновременно и независимо, не имея возможности договариваться о выбираемых действиях, перераспределять получаемую полезность (выигрыш) и т.д.

Каждый агент осуществляет выбор действия xi, принадлежащего допустимому множеству Xi, i(N={1, 2,…, n} – множеству агентов. Выбор действий агентами осуществляется однократно, одновременно и независимо.

Выигрыш i-го агента зависит от его собственного действия xi(Xi, от вектора действий:

оппонентов N\{i} и от состояния природы ((?, и описывается действительнозначной функцией выигрыша fi=fi((, x), где

– вектор действий всех агентов. При фиксированном значении состояния природы совокупность Г=(N, {Xi}i(N, {fi(()}i(N) множества агентов, множеств их допустимых действий и целевых функций представляет игру в нормальной форме. Решение игры в данной модели (равновесие) представляет множество устойчивых в том или ином смысле векторов действий агентов.

. Принцип принятия им решения о выбираемом действии (при фиксированных обстановке и состоянии природы) в данной модели определяется следующим образом:

загрузка...