Delist.ru

Организация информационного обеспечения автоматизированной системы управления предприятием по техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин (18.09.2009)

Автор: Горячев Антон Сергеевич

Экспериментальное исследование разработанных методов и оценка результатов внедрения АСУ на предприятии по техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин.

 Методы исследования

При разработке формальных моделей компонент в диссертации использовались методы общей теории систем и классический теоретико-множественный аппарат. Системный анализ функционирования предприятий проводился на базе реальных статистических данных, с использованием математических и статистических пакетов. При разработке моделей и алгоритмов управления использовалась теория графов, методы математического программирования, теория случайных процессов, имитационное моделирование, теория массового обслуживания и др.

1.3. Научная новизна

Научная новизна заключается в разработке моделей и методов создания специализированного информационного обеспечения, обеспечивающего сбор и многоаспектную обработку информации, необходимой для автоматизации производственной деятельности типового предприятия по техническому обслуживания и ремонту ДСМ.

На защиту выносится:

- формализованное описание технологических процессов функционирования предприятия по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ;

- оригинальный иерархический алгоритм прогнозирования потребности в запасных частях;

- семантические модели данных, концептуальная и реляционная схемы базы данных, в которой содержится информация о поставщиках запасных частей, их номенклатуре, конструкции и характеристиках, инструкций по эксплуатации и ремонту и т.д.;

- структура вычислительной сети типового предприятия по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ.

1.4.  Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, предварительным статистическим анализом потоков заказов на действующих предприятиях, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения результатов работы на нескольких предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ.

1.5.  Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Они представляют непосредственный интерес в области моделирования и управления предприятиями по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ.

Методы и алгоритмы, а также программные средства могут быть использованы при решении задач анализа и синтеза управления предприятиями, деятельность которых непосредственно связана с техническим обслуживанием и ремонтом дорожно-строительной техники и комплектующие.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения на предприятиях ЗАО «Департамент технического надзора», ООО «ПРОМСИСТЕМЫ», а также используются в учебном процессе на кафедре АСУ МАДИ(ГТУ).

1.6.  Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на Российских и межрегиональных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (2006-2009г.г.);

на заседании кафедры АСУ МАДИ(ГТУ).

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации процессов управления представляет интерес в области теоретических и практических методов принятия решений по организации эффективного управления предприятиями по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ.

2.  Содержание работы

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и алгоритмов.

Во введении обосновывается актуальность работы. Ставятся цели и задачи исследований. Приводится краткое содержание глав диссертации.

В первой главе проводится анализ методов и моделей функционирования предприятий по ремонту и техническому обслуживанию ДСМ. Проводится анализ функций и задач технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин, а также описаны технологические процессы на современных ремонтных предприятиях, где используются индустриальные методы ремонта, в том числе агрегатный, базирующийся на замене вышедших из строя сборочных единиц и деталей отремонтированными в заводских условиях.

Среднее предприятие может ремонтировать 750(800 машин (агрегатов, узлов и т.д.) в год. Такому количеству машин соответствует большое количество документации, поэтому возникает необходимость в автоматизации процесса обработки документов. Это требует создания и внедрения современного информационного обеспечения в виде системы баз данных, возможно с распределенной структурой, представляющего сегодня ядро АСУ. Использование АСУ на предприятии, работающей в вычислительной сети, избавит сотрудников от сложной рутинной работы с документами, поможет быстро найти и воспользоваться необходимой информацией. Кроме того, АСУ поможет создавать необходимые отчеты, которые необходимы для составления статистики с последующим планированием деятельности предприятия.

Рассмотрены проблемы информатизации предприятий по ремонту и техническому обслуживанию дорожно-строительных машин. Показано, что оборудование этих предприятий аналогично оборудованию, применяемому в машиностроительной промышленности, что позволяет использовать разрабатываемые в диссертации модели и методы автоматизации на предприятиях различной отраслевой принадлежности.

Приведен обзор методов аналитического и имитационного моделирования процессов технического обслуживания и ремонта ДСМ. Обзор аналитических методов в основном направлен на системы массового обслуживания, на основании которых выполняется формализация потоковых задач перевозок, функционирования складских помещений, стратегий организации запасов ресурсов и др. Проводится обоснование и выбор автоматизированной системы для предприятия по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ. Показано, что основной особенностью таких систем является их масштабируемость и адаптируемость к многообъектовой среде.

Во второй главе выполнен подробный анализ объекта автоматизации, включая организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ. Предложено формализованное описание технологических процессов функционирования предприятия по техническому обслуживанию и ремонту ДСМ с использованием теории процессного описания.

Под функционированием системы понимается процесс изменения ее состояния во времени. Рассмотрены вопросы формализованного описания процессов с учетом того, что система имеет высокую размерность, разделяется на множество объектов, различным способом связанных между собой, руководствуется сложными алгоритмами, описывающими переход из одного состояния в другое.

((qi). Таким образом, пространство состояний системы относится к координатному типу, поскольку натянуто на систему координат Q.

За основу последующих рассуждений примем следующее описание процесса. Процесс Z есть четверка:

Z= (1)

где: S - пространство состояний; T - множество времен изменения состояний (характеризует моменты приема заказов); F - фазовая характеристика (график), определяемая как F:T(S, причем это отображение должно быть функционально; (- отношение линейного порядка на T.

Множества T и S могут быть как дискретными, так и непрерывными, что позволяет определению (1) задавать практически все виды процессов.

назовем интервалом определения процесса.

Подпроцесс есть плотное подмножество процесса Z на интервале времени [ti; tj]. Понятие подпроцесса позволяет рассматривать процесс в виде некоторой последовательности подпроцессов, над которыми выполняются операции соединения, объединения, группировки и т.д.

Решена задача прогнозирования потребности в запасных частях, что позволяет минимизировать складские издержки. Обобщающим показателем оценки управления запасами может служить показатель рентабельности запасов.

Производится расчет показателей вариации спроса вокруг прогнозного среднего значения. Расчет этих показателей необходим для оценки качества прогноза, для фильтрования «исключительных» значений спроса, или «выбросов», в следующем периоде, для планирования страхового запаса.

Для любой методики прогнозирования существуют два основных показателя качества прогноза: предвзятость (смещенность) и среднее абсолютное отклонение. Для оценки предвзятости используется показатель средней ошибки:

загрузка...