Delist.ru

Разработка методики оптимизации использования производтвенно-технической базы сети автотранспортных предприятий (на примере ГУП "МОСТРАНСАВТО") (18.09.2008)

Автор: Ермилов Денис Сергеевич

Максимальная удаленность предприятий в рамках отмеченных групп лежит в диапазоне от 27 до 50 км. друг от друга. В соответствии с общей методикой проведения исследований (см. рис. 1) при разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности использования производственно-технической базы сети автотранспортных предприятий ГУП МО «Мострансавто», был выполнен отбор опорных предприятий-лидеров на основе комплексной оценки уровня оснащенности и эффективности их деятельности. Данная процедура производилась для всей совокупности предприятий в рамках сформированных кустовых групп с использованием выше представленной модели, отраженной в выражениях (4)/(8).

В качестве совокупности показателей, используемых для проведения многокритериальной оценки ПТБ и выбора в рамках кустовых групп предприятий-лидеров, с целью организации на их основе специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава, рассматривались:

– наличие на предприятиях различных групп технологически совместимого подвижного состава и его количество в каждой из этих групп (для дальнейшего анализа было принято решение разделить подвижной состав на следующие технологически совместимые группы: Группа 1 – микроавтобусы ГАЗель; Группа 2 – микроавтобусы Ивеко; Группа 3 – автобусы малого класса ПАЗ; Группа 4 – автобусы среднего класса ЛАЗ; Группа 5 – автобусы большого класса с бензиновым двигателем ЛиАЗ-677; Группа 6 – автобусы большого класса с дизельным двигателем: ЛиАЗ-5256; Икарус-250, 255, 256, 260; Мерседес-Бенц О303, О305, О307, О407; Сетра, МАН; Группа 7 – автобусы особо большого класса с дизельным двигателем: Икарус-280, Мерседес-Бенц О305G, O307AG, O405, O405GTD);

Рис. 10. Результаты классификации и формирования кустовых групп предприятий-филиалов

ГУП МО «Мострансавто»

– эксплуатационные показатели эффективности использовании ПТБ и подвижного состава отражающие: коэффициенты технической готовности и использования пробега; суммарный годовой пробег парка;

– показатели, учитывающие состояние ПТБ и их сравнительная оценка с расчетными и технико-экономическими показателями, включающие в себя:

количество производственных рабочих; число производственных постов; площади производственно-складских и административно-бытовых помещений. В соответствии с принятым в настоящей работе подходом, рассматривалось процентное соотношение между нормативным и расчетным показателями для каждого конкретного предприятия;

– экономические показатели, учитывающие удельную выручку, получаемую предприятием и затраты на горюче-смазочные материалы, запасные части и проведение ТО и ремонта АТС в расчете на один автомобиль в год.

Оценка обобщенного показателя эффективности функционирования АТП и использования ПТБ для предприятий, входящих в сформированные кустовые группы, полученная на основе реализации выше представленной модели и отраженная на рис. 11, позволила выявить автопредприятия с наиболее развитой производственной базой, имеющие потенциал для организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

W1 – а/к 1793 г. О.-Зуево; W2 – а/к 1788 г. Подольск; W3 – а/к 1377 г. Балашиха;

W4 – а/к 1787 г. Люберцы; W5 – Ступинское ПАТП; W6 – а/к 1786 г. Химки;

W7 – а/к 1417 г. Коломна; W8 – Солнечногорское ПАТП; W9 – а/к 1791 г. С.-Посад.

Рис. 11. Обобщенный показатель эффективности использования ПТБ предприятий

в сформированных кустовых группах и выделение предприятий-лидеров (Wi)

Полученные результаты позволили выполнить необходимые расчеты и провести детальный анализ существующего состояния ПТБ автопредприятий ГУП МО «Мострансавто», выявить потребность в производственных ресурсах, определить их дефицит и (или) избыток на уровне исходного состояния и вариантов организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава на ПТБ предприятий-лидеров в рамках сформированных кустовых групп. При этом для каждого из предприятий выполнена оценка изменения производственных программ ТО-2 и объемов работ ТО и ТР за счет частичного перераспределения потоков АТС на обслуживание между АТП и специализированными производствами предприятий-лидеров.

На основе проведенных исследований получены оценочные показатели, характеризующие возможное изменение (в рамках производственной базы сети предприятий ГУП МО «Мострансавто») характеристик оснащенности ПТБ. Так, в среднем, по всем филиалам в целом снижение дефицита по производственным площадям составляет до 40%, избытка рабочих постов по ТО и ТР до 14%, по персоналу до 2%. При этом уровень работоспособности АТС может быть повышен (по верхней доверительной границе) до 3,6%. Высвобожденные производственные ресурсы могут быть задействованы для обслуживания АТС сторонней клиентуры.

На рис. 12 отражена оценка общего годового эффекта от возможного снижения затрат в сформированных кустовых группах при организации централизованного производства по ТО и ТР на ПТБ предприятий-лидеров в целом по предприятию, а на рис. 13 показан фрагмент оценки аналогичного показателя для предприятий, входящих в сформированные кустовые группы 1, 2 и 3.

Рис. 12. Оценка общего годового эффекта от возможного снижения затрат в

сформированных кустовых группах при организации централизованного

производства по ТО и ТР на ПТБ предприятий-лидеров

Рис. 13. Фрагмент оценки годового эффекта от возможного снижения затрат по предприятиям на примере кустовых групп № 1, 2, 3 при организации централизованного производства по ТО и ТР на ПТБ предприятий-лидеров

Полученные результаты показали, что реализация предложенных методик и выработанных на их основе рекомендаций позволяет повысить интегральную эффективность деятельности предприятия в рамках кустовых групп. При этом сокращаются простои подвижного состава в ремонте и возрастает коэффициент технической готовности, что позволит ГУП МО «Мострансавто» в перспективе постоянно наращивать свою долю на рынке пассажирских перевозок и повысить общую стабильность своей деятельности.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие основные выводы:

Решена научная и практическая задача, связанная с необходимостью повышения эффективности функционирования ПТБ сети автотранспортных предприятий, с учетом совокупности показателей, формируемых для конкретного региона и особенностей перевозок.

Выполнены исследования по оценке функционирования сети пассажирских АТП Московской области, в ходе которых установлено, что при разномарочном подвижном составе и численности автомобилей, различии в производственных, трудовых и иных ресурсах эффективность ТЭА во многом зависит от уровня организации и оснащенности производства по ТО и ТР.

Разработана методика объединения филиалов предприятия в кустовые группы с учетом критерия качества группировки.

Сформирована совокупность показателей, позволяющих оценить эффективность использования производственно-технической базы конкретного предприятия, предложена методика выявления и учета их важности.

Разработана и применена модель многокритериальной оценки эффективности использования ПТБ автопредприятий и выбора в рамках сформированных кустовых групп базовых предприятий-лидеров для организации на них специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

На основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований выполнено формирование кустовых групп автотранспортных предприятий, для которых определены опорные предприятия, ПТБ которых имеет потенциал для организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

Практическая реализация разработанных рекомендаций, направленных на повышение эффективности ПТБ и проведенная оценка экономического эффекта подтверждают целесообразность разработанных методик. При этом может быть обеспечено повышение уровня работоспособности АТС до 3,6%, снижение дефицита в производственных ресурсах (по производственным площадям до 40%, по рабочим постам до 14%, по персоналу до 2%), а также сокращение непроизводственных затрат в целом по ГУП МО «Мострансавто».

Результаты исследований внедрены в практику работы ГУП МО «Мострансавто», а также используются в учебном процессе МАДИ (ГТУ).

Дальнейшие исследования целесообразно направить на решение вопросов по использованию выделенных резервов ПТБ в группах и оказанию сервисных услуг по обслуживанию подвижного состава сторонней клиентуры.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ

В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ

В изданиях, не вошедших в перечень ВАК

1. Васильев В.А., Ермилов Д.С. Характеристика и пути развития производственно-технической базы автотранспортных предприятий в современных условиях. – Моск. автомоб.-дор. ин-т (гос. тех. ун-т) М., 2004. – 13 с. – Деп. в ВИНИТИ РАН 29.10.04, № 1707-В2004.

2. Васильев В.А., Ермилов Д.С. Предпосылки выбора оптимальных размеров производства автопредприятий. – Моск. автомоб.-дор. ин-т (гос. тех. ун-т) М., 2004. – 8 с. – Деп. в ВИНИТИ РАН 29.10.04, № 1706-В2004.

3. Ермилов Д.С., Зенченко В.А., Васильев В.А. Методические подходы к формированию оптимальных кустовых групп автотранспортных предприятий.// Техника и технология. – М.: Компания Спутник +, 2005. – №6 (12), с. 97-101, ISSN 1811-3532.

загрузка...