Delist.ru

Разработка методики оптимизации использования производтвенно-технической базы сети автотранспортных предприятий (на примере ГУП "МОСТРАНСАВТО") (18.09.2008)

Автор: Ермилов Денис Сергеевич

n – количество экспертов, участвующих в оценке;

Данная методика с высокой степенью чувствительности позволяет выделять ПТБ предприятия-лидера (см. рис. 4) с целью создания на его основе специализированного производства по ТО и ремонту АТС, принадлежащих прочим АТП.

В третьей главе представлены результаты экспериментальных исследований по сбору, анализу и подготовке исходных данных для реализации моделей, направленных на формирование кустовых групп сети предприятий автотранспортного объединения и проведение многокритериальной оценки эффективности использования ПТБ автопредприятий, с выбором в рамках сформированных кустовых групп, предприятий-лидеров для организации специализированных производств по ТО и ремонту АТС.

Сбор экспериментальных данных осуществлялся в условиях функционирования пассажирского транспорта ГУП МО «Мострансавто», включающего в себя 39 филиалов. В ходе проведения исследований сбору, обработке и детальному анализу подлежали показатели, характеризующие:

– структуру парка АТС (возрастную, по маркам, по типу силовых агрегатов, по месту производства АТС и др.);

– распределение подвижного состава по предприятиям объединения с учетом их географического расположения, а также темпы пополнения и списания парка;

– виды перевозок, условия и интенсивность эксплуатации АТС, как на уровне конкретного предприятия, так и объединения в целом;

– количественную и качественную оценку основных технико-экономических показателей функционирования производственной базы предприятий в части обеспечения работоспособности АТС, затрат на ее поддержание и доходность перевозок;

– состояние и уровень оснащенности ПТБ предприятий, а также уровень организации ТО и ремонта АТС.

Так, например, проведенные исследования показали, что подвижной состав обеспечивает широкий спектр автоперевозок (табл. 1) ? пригородные, городские, междугородние и межобластные. Не смотря на преобладание доли междугородних перевозок, основная часть подвижного состава задействована на пригородных перевозках с наиболее напряженными условиями эксплуатации. Это связано с необходимостью выполнения пассажирских перевозок на транспортных потоках между г.Москвой и прилегающими городами Московской области.

Анализ структуры парка по маркам (рис. 5) показал, что, не смотря на преобладание количества отечественных АТС, в последние годы имеет место их замещение АТС импортного производства, что требует адаптацию производственной базы для их обслуживания, а анализ возрастной структуры парка (табл. 2) выявил существенное старение подвижного состава большого и особо большого классов, несущих основную нагрузку по перевозке пассажиров.

Условия интенсивности эксплуатации оказывают непосредственное влияние на уровень работоспособности подвижного состава, а также на уровень затрат на его ремонт, техническое обслуживание и, соответственно, на величину доходности автоперевозок. Из графиков (рис. 6, 7, 8, 9) видно, что предприятия с более высокой организацией производства имеют более высокие значения коэффициента использования парка (КИП) и коэффициента технической готовности (КТГ), меньшие удельные простои в ремонте, повышенную доходность, а также лучший уровень организации производства и использования производственных ресурсов ПТБ. Это потенциально позволяет обеспечить на таких предприятиях организацию специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

Одновременно проводился анализ ПТБ, который показал недостаточное наличие ресурсов в части распределения численности рабочих постов ТО и ТР при избытке численности производственных рабочих и избытке площади территорий по сравнению с нормативными значениями.

Таблица 1

Обобщающая характеристика условий эксплуатации парка ГУП МО «Мострансавто»

Вид перевозок Среднесписочное кол-во автобусов Среднегодовой пробег Среднегодовой пассажирооборот

Число % Тыс. км. % Тыс. пасс. км. %

Пригородные  3280,3 68,14 70,288 22,26 1875,46 16,98

Городские  1268,3 26,35 46,648 14,78 1108,11 10,03

Междугородные  260,4 5,41 109,155 34,58 4811,07 43,55

Межобластные  5,0 0,1 89,6 28,38 3252,8 29,44

Всего: 4814 100 315,691 100 11047,44 100

Рис. 5. Распределение парка подвижного состава ГУП МО “Мострансавто” по маркам

Рис. 6. Зависимость КТГ и КИП от величины удельных простоев в ремонте

Рис. 8. Зависимость удельных затрат на КР единицы ПС от его списочного количества

Таблица 2

Средняя наработка автобусов с начала эксплуатации по классам

Класс Средняя наработка с начала эксплуатации

Лет Тыс. км.

Особо малый 4,11 205,65

Малый 4,13 202,35

Средний 7,66 460,27

Большой 11,82 505,68

Особо большой 16,84 437,17

Рис. 7. Зависимость удельных затрат на ТО и ремонт от КТГ подвижного состава

Рис. 9. Зависимость удельной месячной выручки от КТГ подвижного состава

Результаты выполненных экспериментальных исследований по состоянию производственно-технической базы и эффективности ее использования сети предприятий, входящих в ГУП МО «Мострансавто» являются исходной информацией для реализации математических моделей, направленных на обоснование целесообразности создания специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

В четвертой главе представлены результаты моделирования, направленные на формирование кустовых групп сети предприятий ГУП МО «Мострансавто», а также выполнена оценка эффективности использования их ПТБ и обоснование выбора специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

По результатам исследований разработаны и внедрены методические рекомендации по формированию перспективного плана развития производственно-технической базы предприятий ГУП МО «Мострансавто».

На рис. 10 отражена графическая интерпретация результатов моделирования по классификации и выделению кустовых групп предприятий-филиалов. Решение данной задачи базировалось на основе использования модели (1), позволившей осуществить формирование 9 кустовых групп рассматриваемой совокупности предприятий.

загрузка...