Delist.ru

Разработка методики оптимизации использования производтвенно-технической базы сети автотранспортных предприятий (на примере ГУП "МОСТРАНСАВТО") (18.09.2008)

Автор: Ермилов Денис Сергеевич

Для оптимизации использования производственно-технической базы сети автотранспортных предприятий в пределах региона предварительно необходимо осуществить их группировку, т.е. осуществить формирование кустовых групп, характеризующихся низкой степенью удаленности друг от друга с характерно выраженным предприятием-лидером. Предприятие-лидер в сформированной группе, в свою очередь, должно отличаться высокой эффективностью использования подвижного состава, что подразумевает: высокий коэффициент технической готовности, высокую прибыльность предприятия и низкую себестоимость перевозок, а также высокий технологический уровень организации производства ТО и ремонта.

Рис. 1. Общая схема проведения исследований

в двумерном пространстве (рис. 2).

Исходными данными для решения поставленной задачи является матрица расстояний между объектами группировки, представленная на рис. 3.

Vf – длина участка цепи между двумя соседними объектами;

bumin – наименьший из участков кратчайшего незамкнутого пути непосредственно

примыкающих к участку ru, соединяющему группы.

Рис. 2. Объединение множества АТП в кустовые группы

Рис. 3. Матрица расстояний между объектами группировки

выбирается наилучший вариант, которому соответствует оптимальное количество групп автотранспортных предприятий:

где Fp – критерий качества группировки совокупности АТП на заданное число классов р, определяемый из выражения:

В (2) dp, hp, ?p, ?p характеризуют:

dp – меру «удаленности» одной группы от другой;

?p – среднюю «меру близости» объектов внутри p групп;

?p – «одинаковость» структуры объектов внутри группы;

hp – «одинаковость» числа объектов в образованных группах.

В свою очередь данные параметры определяются из выражений вида:

– «мера близости» ku объектов внутри u-ой группы;

pp – нормирующий множитель, обеспечивающий независимость величины h от числа сформированных групп и общего количества объектов группировки w.

Целесообразность использования данной модели определяется тем, что «мера близости» учитывает характер взаимного расположения предприятий и географические особенности конкретного региона. Практическая реализация представленной модели позволяет обоснованно сформировать кустовые группы АТП, что дает возможность на следующем этапе перейти к оптимизации производственной базы сети автопредприятий. С этой целью, на основании сформированных теоретических подходов, предложена модель проведения многокритериальной оценки эффективности ПТБ и выбор в рамках сформированных кустовых групп предприятий-лидеров для организации на их производственных базах специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

?????????????A

????????? ? ????????? ????????спеченности ПТБ; экономические параметры (характеризующие структуру и объем затрат на поддержание работоспособности АТС, выручку от выполнения транспортной работы); эксплуатационные характеристики (интенсивность эксплуатации ПС, уровень его работоспособности) на которые оказывает влияние состояние ПТБ; количество и структуру ПС. При этом, учитывая, что исходное множество показателей {?t} имеет различные размерности и физический смысл, было выполнено их разделение на группы:

В дальнейшем, с целью исключения эффекта разноразмерности совокупности ?t?(+) и ?t?(-) подлежали нормировке согласно выражению (4):

, ?g ? {?t(+); ?t(-)}; g?u , (4)

где n – индекс, обозначающий нормированность величины ?;

Использование нормированных показателей {?n}={?nt(+); ?nt(-)} с учетом их значимостей {?t} позволяет выполнить оценку эффективности использования ПТБ для обоих групп показателей {?nt(+)} и {?nt(-)}, т.е.:

где ?t – весовая относительная оценка уровня значимости (важности) показателей, определяемая из условия:

– бальная оценка значимости t-го показателя при i-й оценке.

Обобщенная оценка эффективности использования ПТБ для каждого АТП из общей их совокупности определяется из условия:

Графическая иллюстрация изменения показателя П по предприятиям в районе их деловой активности будет иметь нелинейный характер, изменяющийся по оси ординат относительно нуля как в положительную (+) так и в отрицательную (–) стороны и, в общем виде представлена на рис. 4. Для предприятия-лидера в пределах рассматриваемой группы данный показатель будет иметь максимальное значение Пmax.

Рис. 4. Иллюстрация изменения интегрального показателя П по предприятиям

в пределах кустовых групп

Процедура определения весовых оценок значимости показателей {?t} осуществлялась на основе использования известных положений теории экспертных оценок, предусматривающих после формирования набора показателей {?t} последовательное проведение: бальной оценки их значимости {?it}; преобразование бальных оценок в ранговые {Xit} и далее в весовые относительные оценки значимости {?it}. При этом корректность результатов экспертизы определялась путем использования и сравнения с табулированными значениями: коэффициента конкордации Кендела W (характеризующего степень согласованности и оценки его w отличия от нуля и единицы на основе использовании Zw критерия Фишера); коэффициента ?2 – Пирсона (характеризующего не случайность совпадения мнений экспертов).

Критерии Zw и ?2 сравнивались с табулированными значениями для заданных уровней значимости (не более 0,1) и числе свободы.

Одновременно предусматривалось проведение оценки различия и существенности влияния исследуемых показателей с использованием математического аппарата дисперсионного анализа и, в частности, на основе использования Zd – критерия Фишера:

, ?d>=? ?, ?1, ?2 , (8)

где S21 – дисперсия между ранговыми оценками показателей;

S2ост – остаточная дисперсия;

? – задаваемый уровень значимости (?<=0,1);

?1, ?2 – число степеней свободы ?1=f(Т); ?2=f(T;n);

загрузка...