Delist.ru

Разработка методики оптимизации использования производтвенно-технической базы сети автотранспортных предприятий (на примере ГУП "МОСТРАНСАВТО") (18.09.2008)

Автор: Ермилов Денис Сергеевич

- выявление предприятия-лидера, характеризующегося наибольшей эффективностью использования собственной ПТБ.

Практическая ценность работы заключается в применении разработанных теоретических принципов и методик для оценки и продвижения перспективных направлений по повышению эффективности функционирования ПТБ на основе организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава в предприятиях автотранспортных объединений, обеспечивающих пассажирские перевозки.

Реализация результатов работы. Разработанные методики и основные результаты исследований приняты к использованию в ГУП МО «Мострансавто», а также в учебном процессе МАДИ (ГТУ).

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на 63-й и 64-й научно-практических конференциях МАДИ (ГТУ) в 2005 и 2006 г.г. Диссертация заслушана и одобрена на заседании кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ (ГТУ).

Публикации. По материалам диссертационной работы опубликовано шесть научных статей.

На защиту выносятся:

– методика формирования кустовых групп сети предприятий автотранспортного объединения на региональном уровне;

– математическая модель многокритериальной оценки эффективности использования ПТБ сети предприятий автотранспортного объединения, осуществляющего пассажирские перевозки;

– методика выявления ПТБ предприятий-лидеров, с целью создания на их основе специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов по работе, приложения и списка литературных источников. Объем работы составляет 222 страницы машинописного текста, в том числе 59 таблиц, 74 рисунка, 1 приложение и список литературных источников из 106 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, изложены цель и задачи диссертационного исследования, раскрываются научная новизна и практическая ценность работы, дается общая характеристика работы, сведения о результатах ее апробации, внедрении и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе содержится обзор исследований и литературных источников в сфере современного состояния ПТБ автотранспортных предприятий, в том числе осуществляющих пассажирские перевозки. Приводится анализ основных характеристик ПТБ, факторов, влияющих на эффективность ее функционирования, оценивается состояние и существующие пути развития ПТБ для обеспечения заданных провозных возможностей пассажирским автомобильным транспортом.

Показано, что на сегодняшний день существующее состояние ПТБ автопредприятий обеспечивает в основном поддержание сложившегося уровня работоспособности подвижного состава. Сделаны выводы о том, что имеют место негативные тенденции, характеризующиеся: снижением устойчивости транспортных систем городов, связанных с низкой оснащенностью предприятий собственной ПТБ (особенно в условиях продвижения на российский рынок новых транспортных услуг и моделей подвижного состава, в том числе зарубежного производства); не возможностью полной компенсации провозных возможностей муниципального пассажирского транспорта за счет привлечения автобусов частного сектора; старением автобусного парка, приводящего к росту затрат на его эксплуатацию и потерь транспортной работы. Все это приводит к необходимости существенного повышения качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, что предопределяет необходимость дальнейшего развития ПТБ, направленного на повышение эффективности перевозочного процесса и экономии всех видов ресурсов.

От состояния ПТБ зависит эффективность использования подвижного состава. Вместе с тем, на работоспособность автомобильного транспорта оказывают влияние и другие факторы: организация и структура перевозок, обеспеченность кадрами, состояние и структура подвижного состава и др. При этом работоспособность автомобилей обеспечивается системой мероприятий технической эксплуатации, а производственная база является материальной основой их реализации.

Предварительный анализ состояния ПТБ действующих АТП показывает на недостаточно полное соответствие ее параметров структуре подвижного состава, низкий уровень оснащенности, а также слабый уровень организации ТО и ремонта, что приводит к недостаточно эффективному использованию производственных ресурсов.

Вопросами обеспечения ПС автомобильного транспорта ПТБ, ее эффективным использованием, техническим и технологическим обеспечением занимался ряд организаций и учреждений: Гипроавтотранс, МосгортрансНИИпроект, НИИАТ, МАМИ, МАДИ и другие. Исследованию данных вопросов также посвящены труды многих отечественных ученых – Андрианова Ю.В., Бедняка М.Н., Бирюкова С.П., Болдина А.П., Власова В.М., Воронова В.П., Давидовича Л.Н., Дехтеринского А.В. Зенченко В.А., Карагодина В.И., Кузнецова Е.С., Курникова И.П., Ляпина Н.А., Максимова В.А., Миротина Л.Б., Напольского Г.М., Семенова И.В., Тарасова В.В., Говорущенко Н.Я. и других авторов.

В условиях капиталоемкости основных производственных фондов ПТБ, ее консервативности (т.е. значительного срока службы, в течение которого может эксплуатироваться несколько поколений моделей подвижного состава и технологического оборудования), быстрого конструктивного развития моделей ПС автомобильного транспорта при существенном отставании темпов совершенствования ПТБ от современных требований, наиболее остро ставятся вопросы обоснования перспектив и разработки направлений ее совершенствования на региональном уровне за счет организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава с высоким техническим уровнем их оснащенности.

На основании проведенного анализа состояния вопроса и в соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решались следующие основные задачи:

1. Анализ проблемы функционирования производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта;

2. Разработка методики формирования кустовых групп сети предприятий автотранспортного объединения на региональном уровне;

3. Разработка модели многокритериальной оценки эффективности использования ПТБ автопредприятий и выбора в рамках сформированных кустовых групп базовых предприятий-лидеров для организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава;

4. Систематизация и анализ информации по структуре подвижного состава, условиям и интенсивности его эксплуатации и режимам обслуживания;

5. Разработка перспективных направлений по повышению эффективности функционирования ПТБ государственного унитарного предприятия Московской области (ГУП МО) «Мострансавто» на основе организации специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава;

6. Оценка экономической эффективности от реализации разработанных методик по оптимизации и совершенствованию ПТБ ГУП МО «Мострансавто».

Во второй главе сформированы общие предпосылки, теоретические принципы и методические подходы к обоснованию направлений развития ПТБ на региональном уровне, оценке ее мощности и к перераспределению объема работ по ТО и ремонту подвижного состава между организуемыми специализированными производствами (на базе наиболее развитых предприятий-лидеров) и существующей производственной базой действующих АТП. Такой поход может являться наименее затратным, обеспечивающим повышение эффективности использования ПТБ совокупности однотипных автотранспортных предприятий (принадлежащих одному юридическому лицу), расположенных в пределах крупного региона. При этом в процессе перераспределения необходимо учитывать следующие условия:

– наличие на предприятии подвижного состава конкретной марки;

– наличие и достаточность площадей производственных участков и стоянок в пределах конкретного предприятия для закрепления за ним для ТО и ТР дополнительного подвижного состава;

– наличие на предприятии высокого технологического уровня и производственной дисциплины и д.р.

Комплексный учет перечисленных условий предопределяет необходимость разработки соответствующих моделей, позволяющих находить организационные решения, направленные на оптимальное перераспределение подвижного состава для проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту в специализированных производствах, организуемых на предприятиях-лидерах с наиболее развитой ПТБ.

В рамках проведения теоретических исследований предусматривается:

– на первом этапе ? разработка математической модели, позволяющей производить выделение кустовых групп автотранспортных предприятий по территориальному признаку в пределах рассматриваемого региона;

– на втором этапе ? разработка методики, позволяющей на основе совокупности факторов, характеризующих использование ПТБ, производить выбор предприятия-лидера по видам работ в пределах кустовых групп, сформированных в рамках первого этапа.

Поэтапное решение представленных задач базируется на использовании известных положений и методов корреляционно-регрессионного анализа, методов теории распознавания образов, теории вероятностей и математической статистики.

Основные направления экспериментальных исследований определены теоретической частью работы и, непрерывно взаимодействуя с последней, предусматривают:

– проведение выбора подвижного состава и автотранспортных предприятий, подлежащих анализу;

– формирование совокупности показателей эффективности использования производственно-технической базы;

– сбор, обработку и анализ исходной информации для оценки показателей эффективности использования ПТБ.

Результаты, полученные на данных этапах, используются при формировании кустовых групп автотранспортных предприятий, выборе предприятия-лидера, что, в конечном счете, используется при окончательной реализации теоретических и экспериментальных исследований, направленных на повышение эффективности функционирования производственно-технической базы автотранспортных предприятий.

В соответствии с поставленными задачами исследования для решения вопросов оптимизации использования ПТБ сети АТП в пределах рассматриваемого региона предусматривается проведение комплекса теоретических и экспериментальных исследований, а также их реализация, общая схема которых представлена на рис. 1.

загрузка...