Delist.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (18.09.2007)

Автор: ЗУБАРЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Таблица 2

Долевое соотношение отраслей промышленности РБ

2002 2003 2004 Предлагаемая структура

Продукция промышленности 100 100 100 100

1.Электроэнергетика 28,7 26,0 26,6 25

2.Топливная промышленность 3,6 3,4 3,1 4

3.Цветная металлургия 12,3 12,4 11,3 12

4.Машиностроение 32 41,2 43,0 40

5.Промышленность стройматериалов 2 1,9 1,8 3

6.Лесная, деревооб. и целлюлозно-бумаж. промышленность 6 5,2 4,7 5

7.Легкая промышленность 2,2 1,7 1,5 2

8.Пищевая промышленность 12,6 7,9 7,6 8

9.Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 0,6 0,3 0,4 1

Предлагаемая структура отличается от существующей направленностью на установление пропорций, отвечающих критериям максимизации конечного спроса, а также изменениям правового характера.

В настоящее время продолжается процесс формирования частной собственности, как через создание новых предприятий, так и через приватизацию государственного и муниципального имущества. Кроме того, очевидно тенденция усиления роли корпоративных структур в бизнесе. Частный бизнес гибко реагирует на влияние внешних факторов, меняя свою организационно-правовую форму (оптимизируя налогообложение), но, при этом, оставляя за собой свободу реализации своих интересов, который все больше и больше расширяются от узких экономических до более широких социальных.

5. Предложен механизм контрактного согласования для обеспечения баланса интересов участников промышленных процессов при формировании промышленной политики.

????h1/2??

????F?лее эффективного варианта развития промышленности на каждом его этапе, удовлетворяющая интересы всех участников. Основной задачей обеспечения баланса интересов будет такая организация инвестиций, при которой на каждом этапе процесса будет возможным установление единых целей и критериев выбора.

Механизм сбалансирования интересов выражается в следующих положениях:

1. Реализация стратегических приоритетных направлений промышленности основана на взаимодействии трех систем – государства, общества и фирм. В основе таких отношений лежат различные преследуемые цели, согласование которых, а также нахождение компромиссов по социальным и рыночным критериям является ключевым этапом в координации взаимодействия.

2. В зависимости от временной характеристики интересов определяется их способность действовать достаточно долго и влиять на стабильность процессов, гарантирующих уверенность в будущем, в достижении социально-экономических ориентиров, ведущих не только к выходу из кризисного состояния, но и к созданию заделов для эффективного развития и функционирования. Группировка интересов по временному признаку приведена в таблице 3.

Таблица 3

Временная характеристика матрицы интересов субъектов региональной экономики, %

Интересы Действия

кратковременные среднесрочные долгосрочные

Социально-политические 38,5 38,5 23

Экономические 33,3 42,5 24,2

Общерегиональные (межотраслевые) 17,6 44,2 38,2

Культурно-бытовые 36,8 42,1 21,1

3. Применение контрактной системы регулирования, как реального инструмента достижения компромиссных решений при реализации стратегических приоритетных направлений развития промышленности. На взгляд автора, в отечественной практике опционные соглашения могут стать действенным и эффективным инструментом при реализации промышленной политики региона.

6. Выявлены критерии оптимальности промышленной политики, учитывающие неопределенность ситуации и изменение целевой функции государства направленной на достижение социального эффекта

Задача формирования оптимальной программы заключается в определении проектов, обеспечивающих максимум целевой функции при ограничениях на финансирование проектов за счет собственного капитала. Важным критерием является максимальный объем внешних по отношению к программе средств, который может быть использован в ней.

Особенностью существующей в настоящее время системы критериев является возможность лица, принимающего решение провести предварительный отбор программ, требующих государственной поддержки, и отклонить проблемные проекты.

Автор считает, что на смену поиску оптимальных решений приходит субоптимизация отдельных проблем. Этот подход реализует удовлетворяющее, а не оптимизационное поведение экономической системы в целом и ее отдельных частей. Субоптимизация при описании инвестиционной политики выражается в том, что организационные цели не могут быть описаны одним показателем. С другой стороны, множество целей необходимо для отображения многообразия связей организации со сложной внешней средой. Субоптимизация возникает во времени из-за несоответствия долгосрочных проектировок, краткосрочных действий и интересов. Решения принимаются в условиях неполной информации и средств на ее обработку.

В условиях ненадежных ожиданий при разработке и оценке целесообразности тех или иных мероприятий в рамках региональной, отраслевой и экономической политики в целом автор рекомендует использовать подход, основанный на матрице решений, которая описывает конечное количество альтернатив (проектов инвестиций) каждая из которых характеризуется конечным набором сценариев (алгоритмов расчета показателей). Задачу поиска решения удовлетворяющего стороны можно свести к нахождению максимума взвешенной суммы критериев. Исходя из меры оценки расхождения решения, в качестве базовых, нами приняты векторная и теоретико-игровая модели.

Когда не удается установить соподчиненность локальных критериев, приемлемым становится метод принятия решений в условиях неопределенности. Автором предлагается использовать три типа моделей учитывающих неопределенности:

- неопределенность состояния природы (критерий ожидаемой полезности Сэвиджа);

- неопределенность результатов политики (критерий Эрроу-Гурвица);

- неопределенность состояния природы и их последствия.

Выбор и обоснование критерия оптимальности необходимо вести одновременно в двух направлениях: уточнять глобальный (основной, ведущий) критерий эффективности бизнес решений; разрабатывать систему локальных критериев, конкретизирующих глобальный. Задача выбора компромиссного решения может быть реализована по следующей схеме:

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9