Delist.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (18.09.2007)

Автор: ЗУБАРЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

Подобная классификация отражает не только сложившиеся исторически позиции по общественному разделению труда, но стратегические цели управления регионами, заложенные в долгосрочную производственную политику.

Ориентация в производственных отношениях влияет и на привлекательность регионов, как инвестиционную, так и социальную.

Преобладающий характер того или иного фактора, заложенного в основу конкуренции, поляризирует регионы, делая невозможным реальное конкурентное сравнение их между собой. В основу экономики таких систем заложена разная база, которая делает неэффективным конкурентные сравнения, так как система показателей формирующий конечный ВВП таких регионов будет различна.

Разница в ресурсном потреблении может быть компенсирована только путем повышения промышленного потенциала региона и его конкурентоспособности. Повышение промышленного потенциала возможно только за счет проведения политики ресурсного и инновационного развития. Ориентация региона на один из элементов «обедняет его возможности в конкуренции.

Автор считает, что новая структура пространственной организации промышленности может быть выделена в отдельный класс – интеграционно-сетевой или процессный. Сущность интеграционно-сетевых (процессных) регионов заключается в том, что промышленная политика их направлена на формирование внутренних и внешних связей бизнес-процессов, позволяющих оптимальным образом осуществлять социально-экономическую политику регионов

3. Разработаны принципы формирования промышленной политики в условиях интеграционных процессов, основанные на выявлении возможностей взаимодействия регионов в формировании промышленных процессов, направленных на эффективное использование потенциала промышленности территорий.

Сущностью промышленной политики является определение совокупности управленческих воздействий направленных на создание потенциала как промышленной базы для экономического роста, обеспечивающего удовлетворение интересов всех субъектов.

Автор считает, что промышленная политика не является только государственной, это политика общенациональная. Формирование промышленной политики затрагивает социальные интересы территорий и должна осуществляться интерактивно между уровнями власти, бизнесом и обществом, с приоритетом региональных и межрегиональных интересов.

Одним из важных направлений, по которым реализуется промышленная политика, выступает процедура мобилизации внутренних ресурсов (базовая стратегия, ориентирующая на внутреннее саморазвитие).

По мнению автора, в основу методологии формирования промышленной политики должны закладываться следующие базовые принципы:

1. Системность или взаимосвязь и целостность элементов промышленной политики – выявление проблем, определение критериев, поиск решений, разработка механизма реализации, обеспечение обратной связи.

2. Адекватность системы управленческих воздействий (решений) на реальные вызовы и проблемы, основанные на осознании полученного опыта (рефлексии).

3. Выявление потенциала и резервов для формирования и реализации промышленной политики, направленность промышленной политики на рост промышленного потенциала.

4. Интерактивность участия власти, бизнеса и общества в формировании промышленной политики с приоритетом межрегиональных интересов.

5. Адаптируемость промышленной политики, предполагающая наличие внутреннего резерва гибкости для реализации изменений.

6. Саморазвитие как основа для выявления проблем реализации, разработки стратегий и механизмов промышленной политики.

7. Преемственность функций и связей в структуре промышленности, предполагающая сохранение и рост производительности экономики при изменениях промышленной политики.

8. Комплексность промышленной политики, заключающаяся в полноте, взаимосвязи и развитии совокупности нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических решений и мер, способствующих реализации поставленных целей.

9. Управляемость промышленной политики, предполагающая создание условий для активного межрегионального и межотраслевого перелива капиталов и идей на основе баланса интересов субъектов промышленной политики.

10. Долгосрочность промышленной политики, которая должна носить целенаправленный характер и выступать как непрерывный процесс.

Механизм формирования территориальной промышленной политики реализуется несколькими этапами (рис. 1).

На первом этапе – происходит формирование промышленного потенциала. С учетом спроса и предложения экономических субъектов на микро-, мезо- и макроуровне проводится оценка потенциала промышленности, с точки зрения соблюдения интересов участников промышленной политики.

На втором этапе – создаются благоприятные условия для того, чтобы промышленный потенциал использовался в определенные сроки.

На третьем этапе – осуществляется оценка эффективности использованного потенциала для всех участников промышленной политики.

Рис. 1. Механизм формирования промышленной политики.

Предложенный механизм позволяет осуществить координацию усилий всех заинтересованных сторон при формировании промышленной политики.

4. Предложены методологические подходы реструктуризации промышленности, основанные на оценке оптимальности ее структуры на основе баланса интересов участников промышленного процесса.

Промышленная политика должна согласовывать стратегии частного бизнеса, государства и общественных организаций, что позволит каждой стороне —  при разумном компромиссе — реализовать свой интерес и разделить риски. В экономике региона есть сектора и отрасли, фактически и потенциально конкурентоспособные как на локальном, так и национальном рынках. Однако формированию промышленной политики препятствует неэффективная структура экономики, в которой преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом, сырьевых) и нерыночных услуг. В большинстве отраслей экономики энергоемкость продукции высока, производительность труда находится на низком уровне, а производственная инфраструктура – электросети, трубопроводы, дороги и т.п. – достигла критического износа, угрожая стать ограничением экономического роста.

Развитие экономики региона должно заключаться в достижении высоких устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечении качественного изменения характера роста.

Выявление и разработка методологических подходов, приведенных в работе, основывается на том, что инструментом реализации промышленной политики выступает реструктуризация.

Автор считает, что структурная политика есть совокупность мер, оказывающих воздействие на сбалансированность промышленного потенциала, на отраслевые и межотраслевые пропорции. В этом контексте реструктуризацию следует рассматривать как процесс изменения структуры промышленного потенциала, результатом которого является преобразование формы и содержания отраслей промышленности региональной экономики.

В связи с этим возникает необходимость выработки критериев оценки оптимальности отраслевой структуры промышленности. В процедурах порядковой оптимизации происходит упорядочение выбранных критериев по их важности: порядковые отношения, построение пересечения исследуемых множеств позволяют выявить искомое предпочтение. Однако, при этом возникает проблема согласования интересов участвующих сторон. Поэтому автором предлагается использование метода анализа иерархий, который позволяет измерять количественные и качественные факторы, при наличии различий в мнениях и конфликтности, когда нужно соизмерить прибыль, занятость, научно–технический уровень отраслей и проблемы экологии. Полученная иерархия является моделью реальной ситуации и отражает взаимосвязи важных элементов процесса трансформации структуры промышленности.

В работе охарактеризованы основные участники промышленного процесса, к которым следует отнести:

- отрасли и предприятия региона;

внутренние региональные инвесторы;

внешние инвесторы;

органы регулирования промышленной деятельности;

заинтересованные организации.

В качестве критерия управляемости промышленной политики предлагается обеспечение баланса интересов участников регионального промышленного процесса. Под балансом интересов понимается возможность выбора наиболее эффективного варианта развития промышленности на каждом его этапе, удовлетворяющая интересы всех участников. Основной задачей обеспечения баланса интересов будет такая организация инвестиций, при которой на каждом этапе процесса будет возможным установление единых целей и критериев выбора.

Представленный подход использовался для оптимизации структуры промышленности Республики Бурятия (табл. 2).

загрузка...