русская литература (18.09.2007)
Автор: Жаплова Татьяна Михайловна
Разрушенный родительский очаг, Моей минувшей юности жилище, Где каждый мне напоминает шаг… (К. Р. «Орианда», с. 30) Подобное отношение к усадебному пространству усиливается особенным ощущением времени, основными характеристиками которого являются протяженность и замкнутость, неспешное движение «по кругу». Герой усадебной поэзии абсолютно убежден, что за время его пребывания вне дома, в поместье не произошло сколько-нибудь существенных изменений; и человек и природа должны находиться все в том же привычном состоянии, в котором он их видел в последний раз, однако, в действительности все может происходить по-другому: Здесь роща, помню я, стояла, Бежал ручей, – он отведен; Овраг, сырой дремоты полный, Весь в тайнобрачных – оголен Огнями солнца; и пески Свивает ветер в завитки! (К.К. Случевский. «Здесь роща, помню я, стояла…», с. 267) Именно память подсказывает герою, чего же ему не хватает в реальности, в настоящем. То, что оказалось безнадежно утрачено по мере «угасания» старого помещичьего рода, сохранилось в воспоминаниях как идеальная жизненная модель проживания семьи в российской «глубинке». Как свидетельствуют монологи – воспоминания героев, несмотря на «провинциальность», владельцы большинства поместий удачно совмещали историю своего рода с историей целой страны или даже мира, возводя на территории знаковые архитектурные постройки, окружая обитателей «дворянского гнезда» гипсовыми и мраморными изваяниями античных богов и героев, сооружая фамильные склепы и мавзолеи. Атрибуты усадебной жизни нескольких поколений в памяти героя соседствуют с «райскими» приметами, оставленными временем в саду и парке имения, распознать символическое значение которых возможно лишь, погрузившись в длительное, протяженное время. Как правило, сад, открывающийся во время прогулок персонажа, получает двойную символику – в первую очередь он – Райский (Божий) сад, или Вертоград заключенный, и лишь потом – типичная для России цветочная и кустарниковая композиция в имении: – Беру большой зубчатый лист с тугим Пурпурным стеблем, – пусть в моей тетради Останется хоть память вместе с ним Об этом светлом вертограде С травой, хрустящей белым серебром… (И.А. Бунин. «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…», т. 1, с. 449) Время мифологическое сочетается с понятием «поры» в оппозиции «тогда» – «теперь» и способствует развитию сквозного мотива, актуального и в современной литературе – возвращению героя на «малую родину», связанному с синхронизацией в памяти, реальности, мечтах трех форм времени – прошлого, настоящего и будущего. С наступлением XX века мотив «возвращения» в усадьбу начинает соседствовать с мотивом «бегства» из нее навсегда. Ярче всего этот аспект проявляется в поэзии модернистов, противостоять которым по-своему пытаются И.А. Бунин или, например, К. Р. – верный последователь реалистической школы. Не только идеализируя старину, но и ощущая аромат современной им усадебной культуры, приверженцы патриархального уклада отдавали предпочтение близкому прошлому, оставшемуся для них одновременно мечтой, реальностью, воспоминанием. В некоторых стихотворениях с усадебными мотивами лирический герой с ужасом ощущает глубину временной пропасти, разделяющей его с предками и старым домом. В этом случае путешествие по опустевшим комнатам становится серьезным испытанием для человека, который сохранил воспоминания о разных этапах своего взросления в этом пространстве, одновременно огромном (в детстве) и крошечном (в юности, с ее порывами покинуть малый мир родного «гнезда»): Опять знакомый дом, опять знакомый сад И счастья детские воспоминанья! Я отвыкал от них… и снова грустно рад Подслушивать неясный звук преданья! (Н.П. Огарев. «Опять знакомый дом, опять знакомый сад…», с. 249) А все же здесь меня преследует тоска, – Припадок безыменного недуга, Все будто предо мной могильная доска Какого-то отвергнутого друга… (Там же) Также в усадебной поэзии велика доля произведений, отражающих особенности времени биографического, или исторического. Останавливаясь на различных этапах детства, юности, зрелости лирического героя, поэт, как правило, соотносит их с неумолимой сменой укладов русской жизни и сменой поколений в поместье. Осознавая, что самые важные, запоминающиеся события произошли в далеком прошлом, он заставляет себя критически оценить современную ему действительность, с ее тотальным пренебрежением стариной, внушаемым молодому поколению: Не храни ты ни бронзы, ни книг, Ничего, что из прошлого ценно, Все, поверь мне, возьмет старьевщик, Все пойдет по рукам – несомненно. (К.К. Случевский. «Не храни ты ни бронзы, ни книг…», с. 269) Этапы биографии персонажа воссозданы гораздо достовернее, чем в границах времени мифологического, с преобладанием иронии или критического пафоса. |