Delist.ru

Институциональная среда и эффективность связующих процессов корпоративных структур в промышленности (18.09.2007)

Автор: Табурчак Алексей Петрович

- четкого разграничения криминальных и теневых капиталов с фиксацией данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном кодексе РФ;

- реализации эффективной программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционные ресурсы экономики России;

- укрепления доверия к власти, предполагающего эффективную защиту населения от финансовых мошенничеств, сохранность сбережений и капиталов, незыблемость основополагающего института частной собственности;

- установления общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля с привлечением всех институтов гражданского общества и внедрением эффективных инструментов институционально-правового регулирования; механизм такого контроля должен быть основан на доступности данных о правонарушениях в сфере экономики и способствовать выбору партнера в деловых отношениях;

- формирования институтов деловой этики, репутации, партнерства в самоорганизующейся среде отечественного бизнесу.

Приведенные в диссертационной работе факты роста непродуктивных трансакционных издержек и управленческих затрат на связующие процессы требуют проведения анализа роли и места регионов в обеспечении повышения эффективности бизнеса. Поскольку в связи с принципами федерального устройства государства каждый регион имеет известную самостоятельность, собственные цели и задачи, определенный уровень социально-экономического развития, определяющих институциональную среду деятельности предприятий.

Наиболее информативными методами определения уровней социально-экономического развития стран, регионов и корпораций являются различные международные и национальные рейтинги, составляемые специальными агентствами (Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch), различными некоммерческими организациями, специализированными экономическими изданиями (The Economist), средствами массовой информации (Financial Times) и другими. В России, по нашему мнению, наиболее репрезентативным документом такого рода является «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», определяемый агентством Эксперт-РА.

Основной особенностью этого рейтинга, отличающим его от других подобных оценок инвестиционного климата территорий, является взаимосвязанная оценка двух осей инвестиционной привлекательности: риска и потенциала. Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на группы (см. таблицу 7).

На первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития и возросшие объемы инвестиций привели, наконец, к процессу ускоренного обновления основных фондов (см. таблицу 8).

Таблица 8. Основные параметры инвестиционного развития России

в 1999-2004 гг.

Параметр 1999 г 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г

Динамика ВВП (%) 105,6 110,7 105,1 104,7 107,3 107,1

Индекс физического объема промышленного производства (%) 108,1 109,0 104,9 103,7 107,0 106,1

Индекс стоимостного объема сельскохозяйственного производства (%) 102,4 105,0 106,8 104,5 101,5 101,6

Индекс объема СМР (%) 106,1 111,0 109,9 102,7 114,4 110,1

Индекс розничного товарооборота (%) 92,3 108,9 110,7 109,3 108,4 112,1

Индекс объема платных услуг населению (%) 102,4 105,7 100,8 103,7 106,7 107,0

Индекс реальных денежных доходов населения (%) 88,0 113,0 110,0 109,2 114,0 109,8

Износ основных фондов (%) 41,9 42,4 45,8 47,9 49,1 43,7

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (%) 105,3 117,4 110,0 102,8 112,5 110,9

Объем прямых иностранных инвестиций (млн. долл.) 4260 4429 3980 4002 3781 9420

Таблица 7. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2004-2005 гг.

Номер Регион Номер Регион Номер Регион

Высокий потенциал - умеренный риск (1А) 77 Томская область 40 Астраханская область

Средний потенциал - минимальный риск (2А) 6 Калужская область 65 Республика Бурятия

Низкий потенциал - минимальный риск (ЗА) 21 Архангельская область 79 Агинский Бурятский автономный округ

Высокий потенциал - умеренный риск (4А) 52 Пензенская область Высокий потенциал - высокий риск (1С)

29 Санкт-Петербург 56 Саратовская область Средний потенциал - высокий риск (2С)

18 Москва 12 Рязанская область Пониженный потенциал - высокий риск (ЗС1)

10 Московская область 51 Оренбургская область 20 Республика Коми

59 Свердловская область 39 Ставропольский край 2 Брянская область

61 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 15 Тверская область 68 Алтайский край

Средний потенциал - умеренный риск (2В) 26 Мурманская область 31 Республика Дагестан

46 Республика Татарстан 4 Воронежская область Незначительный потенциал - высокий риск (ЗС2)

42 Ростовская область 8 Курская область 44 Республика Марий Эл

50 Нижегородская область 76 Омская область 78 Читинская область

43 Республика Башкортостан 16 Тульская область 83 Амурская область

38 Краснодарский край 47 Удмуртская Республика 58 Курганская область

55 Самарская область 81 Приморский край 89 Чукотский автономный округ

загрузка...