Delist.ru

Институциональная среда и эффективность связующих процессов корпоративных структур в промышленности (18.09.2007)

Автор: Табурчак Алексей Петрович

Незавершенное производство и длительность производственного цикла Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, сокращение сроков производства, снижение запасов полуфабрикатов собственного производства (из-за сокращенного производственного цикла)

Складские запасы Снижение вложений в активы, снижение затрат на перемещение материалов, повышение уровня обслуживания

Использование производственных ресурсов Снижение потерь рабочего времени, минимизация переналадок, повышение коэффициента готовности оборудования

Снижение материальных затрат Партнерские отношения с поставщиками, своевременность входящих поставок, возможность использования небольших партий, снижение доли бракованных материалов

Повышение качества продукции Снижение брака снижение нарушений графиков производства уменьшение количества переналадок, предотвращение снижения объема продаж

Повышение качества обслуживания Снижение сроков поставок, обеспечение соответствия между запасами готовой продукции и клиентским спросом, своевременность поставок, интенсификация общения с клиентами

Управление затратами Оперативность и точность расчета себестоимости (в том числе на основе функционально-стоимостного подхода), возможность оперативного анализа затрат, возможность анализа причин отклонений от плана, определение наиболее рентабельных видов продукции

Организация хранения и перемещения материалов Повышение эффективности при одновременном снижении трудоемкости повышение качества обслуживания, более точный и оперативный контроль

Учет и управление финансами Доступность точной и своевременной финансовой информации оптимизация финансовых взаимоотношений с поставщиками и потребителями

Легче всего спрогнозировать отдачу от производственно-технологических инноваций путем сопоставления капитальных и текущих затрат с себестоимостью продукции. Однако, измерить экономический эффект проектов, связанных с поддержкой принятия решений достаточно сложно, здесь нужны косвенные показатели и сравнительные оценки. Если цена ошибки сопоставима со стоимостью развертывания такой системы, то проект нужно внедрять.

Считается, что в большинстве случаев самый действенный - это подход, основанный на сравнении плановых и фактических параметров IT-проекта (целей, сроков и бюджета).

Управление IT-инновациями связано со многими рисками, однако самыми серьезными из них в данный момент являются чрезмерные расходы. Главная задача менеджеров заключается в том, чтобы навести порядок в расходах на IT.

????????????¶?L

???????тенциальную отдачу, бывают моменты, когда опережать конкурентов стратегически выгодно. Например, компании могут снизить риски, внедряя инновации, которые конкурентам непросто скопировать. В большинстве случаев для этого требуется использование высокоспециализированных IT, широкое внедрение, быстрая стандартизация и распространение которых среди поставщиков затруднено.

Иногда «новички» и другие мелкие компании могут почти без риска использовать новую IT-инфраструктуру для получения преимущества перед лидерами отрасли. Так как быстрая замена старых систем на новые последними может быть затруднительна, что создает конкурентные возможности для компаний-новичков.

По мнению автора, особенно важен в планировании IT реализм. Сохраняющаяся вера в то, что информационные технологии имеют стратегическую значимость, часто приводит к необоснованному оптимизму в оценке прибыльности новых инвестиций. Из-за этого компании тратят «слишком много» и «слишком рано». При оценке инвестиционных предложений в IT недостаточно просто рассчитать коэффициент их окупаемости. Задача заключается в том, чтобы тщательно обдумать возможную реакцию конкурентов и ее воздействие на доходность и прибыльность компании. В первую очередь компании должны трезво оценить, кто в конечном итоге выиграет от ожидаемой экономии затрат или увеличения производительности - компания или потребители. Кроме того, они должны объективно решить, стоит ли ожидаемая отдача от инвестиций возможных рисков.

Иногда могут иметь смысл активные инвестиции в ту или иную IT-систему или функцию, или даже выбор стратегии первопроходца. Однако большинству компаний следует рассматривать IT скорее как товарный ресурс общего пользования, а не как стратегический актив. Для подавляющего большинства компаний ключом к успеху является не погоня за преимуществами, а разумное управление затратами и рисками. После конца интернет-бума многие руководители компаний начали более сдержанно оценивать роль IT. Они стали экономнее расходовать средства и мыслить прагматично. Сейчас главное - сохранить эту критическую установку на фазе экономического подъема, когда все снова начнут говорить о стратегической значимости IT.

2.4. Методологические основы оценки влияния институциональной (внешней) среды на деятельность фирм

В начале 2005 года фонд Heritage Foundation и журнал Wall Street Journal в очередной раз подсчитали индекс экономической свободы в различных странах мира. Согласно обнародованным данным, в списке из 161 страны Россия заняла 124-е место, уступая Китаю и Руанде, и лишь слегка опережая Таджикистан и Белоруссию. По сравнению с прошлым годом наши позиции ухудшились - тогда в списке из 155 стран Россия занимала 114-е место. То, что экономический климат в стране ухудшается, российские ученые и предприниматели ощущают и без западных аналитиков.

В этих условиях единственно правильной экономической политикой правительства и региональных властей должна быть политика, предусматривающая максимальную либерализацию внутренней институциональной среды, обеспечивающей ускоренное развитие российского бизнеса и повышение эффективности деятельности предприятий.

Экономические институты, стимулирующие рост национальной экономики, появляются тогда, когда политические институты предоставляют власть группам, заинтересованным в широко разветвленной системе инфорсмента, когда они предусматривают эффективные ограничители для действий властных структур и когда не существует возможностей для извлечения значимой ренты от пребывания у власти. Обеспечение взаимодействия государственной власти, представителей бизнеса и граждан в достижении действительной экономической свободы невозможно без создания условий для минимизации нерациональных общественных потерь, вызванных "перегруженностью" российской экономики избыточными административными барьерами, масштабной коррупцией, широким распространением "серых" и "черных" схем.

Весьма показательны в этой связи данные исследовательского проекта Фонда ИНДЕМ "Диагностика российской коррупции: социологический анализ", согласно которым масштабы коррупции в российской экономике составляют величину порядка 16% ВВП и 53-54% доходной части государственного бюджета РФ. Размер теневой российской экономики вполне может составлять 160-180 млрд. долл. Это коррелирует с данными, свидетельствующими о том, что в "тени" находится не менее 40% денежной массы, а в "серый" оборот вовлечены 40,4 млрд. долл.

Несмотря на установленную законом о защите прав юридических лиц норму проведения плановых проверок различных государственных органов - не чаще одного раза в два года - количество незапланированных проверок за последние два года возросло: у милиции - с 60 до 75%, у пожарной службы - с 33 до 63%, у СЭС - с 31 до 56%. Эти данные коррелируют с сопутствующей тенденцией роста финансовых потерь фирм при проведении инспекций (см. табл. 6) и значительных потерь рабочего времени (от 30 до 72 часов) в результате проверок, согласований и разрешений, приходящихся на одного работника. В итоге стоимостные расходы предприятий (предпринимателей) на вынужденные платежи чиновникам в 2003 г. составили от 3300 руб. на одного работника по Республике Башкортостан до 10100 руб. по Москве и Тюменской области.

Решение проблемы противодействия коррупции неотделимо от повышения эффективности деятельности государства, сокращения и упорядочения его функций по регулированию экономики.

Таблица 6. Финансовые потери фирм при проведении инспекций (в %)

Доля платежей, не основанных на официальной шкале

2001 г 2002 г 2003 г

Налоговая инспекция 13 18 2

Соцстрах н.д. 16 22

Санэпиднадзор 26 38 3

Милиция 43 59 73

Лицензирующие органы 38 25 31

Пожарная инспекция 25 41 43

Сертифицирующие органы 27 31 15

Административно-техническая инспекция 26 35 22

Экологическая инспекция 43 47 22

Охрана труда 22 2 28

Госторгингпекция н.д. 31 23

Нам представляется, что формирование институционально-правовой среды, стимулирующей развитие отечественного бизнеса, должно включать в себя сужение поля теневой экономической деятельности хозяйствующих субъектов путем:

- создания благоприятных для бизнеса право-хозяйственных условий в области налогообложения, защиты прав собственности, внеэкономической деятельности;

загрузка...