Delist.ru

Институциональная среда и эффективность связующих процессов корпоративных структур в промышленности (18.09.2007)

Автор: Табурчак Алексей Петрович

Если реализация первой части зависит от эффективности прежде всего федерального правительства, то второй - от всей вертикали исполнительной власти, включая ее региональный компонент.

Безусловно, основные направления роста экономики далеко не исчерпываются отмеченными пунктами, они могут и должна быть конкретизированы и расширены. Однако главное состоит не только в разработке эффективных стратегий развития для каждого предприятия, что в принципе, является не такой уж сложной задачей. Главное состоит в разработке конкретных методологических подходов и механизмов реализации таких стратегий, совершенствования связующих процессов и сокращения трансакционных издержек предприятий для повышения эффективности из деятельности.

2.3. IT-технологии в обеспечении трансформации связующих процессов

Как отмечают аналитики, в современный период на мировом рынке информационных технологий и программного обеспечения происходит стремительная консолидация. Процесс начался в 2002 году и в 2005-м достиг апогея (см. таблицу 4).

Как нам представляется, причин этому несколько. Судя по данным IDC, по результатам 2004 года первые пять крупнейших компаний (Microsoft, IBM, Oracle, SAP, Computer Associates) с трудом покрывают 35% рынка, первые десять - 42%. И это неудивительно. Рынок молодой и консолидация является частью процесса его взросления и созревания.

Некоторые аналитики считают, что все эти сделки начались из-за изменившихся условий рынка. Основная масса компаний уже автоматизирована, наступило некоторое насыщение системами автоматизации предприятий, доходы многих компаний заморозились. Органический рост во многих секторах рынка подошел к концу.

Таблица 4. Крупнейшие сделки на рынке ПО

Компания Год Объект поглощения Сумма сделки (млрд. долл.) Цель сделки

Microsoft 2002 Navision Software A/S 1,45 Выход на рынок ERP-систем для малых и средних компании

IBM 2003 Rational SW Corp 2,1 Укрепление позиции в области специального ПО для проектирования разработки и поддержания жизненного цикла прикладных программ

IBM 2003-2005 Bluecode, Ascential, Maosys и т д , всего около 30 компании Более 4 Развитие Linux-платформы и увеличение портфеля приложений

Symantec Corp. 2004 Veritas Software 13,5 (обмен акциями) Укрепление позиций в области безопасного хранения данных

Adobe 2005 Macromedia 3,4 Разработка технологий для создания интернет-сайтов

Sun Microsystems 2005 StorageTek 4,1 Приобретение решений для хранения и обработки данных

Oracle 2005 PeopleSoft 10,6 Уничтожение конкурента, приобретение клиентской базы

Oracle 2005 Siebel 5,8 Приобретение лучшего CRM-решения

И третья цель, подчас самая главная при поглощении на рынке ПО, - приобрести клиентскую базу, поскольку рынок софта для предприятий устроен специфически. Так как вместе с покупкой ERP-системы, например, клиент подписывает с производителем и контракт на сервисное обслуживание, который стоит от 15 до 25% стоимости лицензии в год. Но на этом затраты не кончаются. Во-первых, саму систему надо внедрить, что тоже стоит немалых денег, во-вторых, за время ее эксплуатации меняется сама компания, а значит, в ней надо что-то настраивать, покупать новые модули и т. д.

По мнению автора, в современный период рынки IT-технологий и программного обеспечения подвержены также влиянию «эффекта перелета» и, как следствие, коммодитизации, то есть превращению в обычный производственный ресурс.

«Перелет» - это ситуация, в которой производительность технологического продукта превышает потребности большинства пользователей и тем самым стимулирует появление более дешевых аналогов. По мере развития технологии производительность самых дешевых образцов новой техники начинает отвечать потребностям большинства покупателей, и, в результате, конкурентная борьба перемещается из области технических характеристик в область цен.

Программное обеспечение (ПО) также в значительной степени подвержено «эффекту перелета». Поскольку ПО не является материальным продуктом, оно не подвержено физическому износу, и единственный способ заставить потребителя снова купить программу – это сделать ее лучше, то есть модернизировать. Тенденция к опережению предложения по сравнению с потребностями пользователей открывает дорогу дешевым массовым версиям приложений. Это в значительной степени объясняет растущую популярность ПО с открытым исходным кодом. Объем продаж на рынке операционной системы Linux продолжает расти за счет сокращения доли Windows и других систем, основанных на Unix. На рынке ПО для управления базами данных MySQL отвоевывает позиции у традиционных и дорогих программ Oracle, IBM и Microsoft.

В диссертационной работе подробно освещены результаты исследований, посвященных изучению связи между информационными технологиями и конкурентными преимуществами фирм. Выводы авторов этих исследований позволяют заключить, что инвестиции в IT не приносят бизнесу конкурентных преимуществ, так как их стратегический потенциал достаточно ограничен и они быстро превращаются в статью обычных операционных расходов за счет коммодитизации.

Важнейшим показателем, используемым при оценке стратегических перспектив инвестиций в IT является время, необходимое конкурентам на копирование новой технологии, или репликативный цикл технологии, который с течением времени становится все короче и короче. Это в свою очередь означает, что вероятность того, что инвестиции первопроходца в новую технологию окупятся, с течением времени только снижается.

Знаменитое предсказание Гордона Мура о том, что вычислительная мощность компьютерных чипов каждые два года будет удваиваться, касалось не только роста производительности компьютеров, но и будущего падения стоимости выполняемых ими функций. Если в 1978 году стоимость 1 млн. операций в секунду (MIPS) составляла 480 долл., то 1985-м она упала до 50 долл., а в 1995-м - до 4 долл., причем эта тенденция сохраняется. Если в 1956 году мегабайт дискового пространства стоил 10 тыс. долл., то сегодня на эту сумму можно купить 20 настольных компьютеров Dell с емкостью жесткого диска 40 гигабайт. Такая же тенденция наблюдается и в динамике стоимости передачи данных. В целом, согласно исследованиям ученых из Массачусетского технологического института и Уортонской школы, с 1960-х годов стоимость обработки корпоративных данных упала более чем на 99,9%. Быстрый рост доступности функциональных возможностей IT устранил один из самых серьезных потенциальных барьеров для репликации. Даже новейшие возможности IT быстро становятся доступными для всех.

По мнению автора, способность вычислительной техники трансформировать целые отрасли в значительной мере исчерпана. Существует немало признаков того, что распространение IT гораздо ближе к завершению, чем к началу. Во-первых, мощность IT в основном превышает потребность в них существующего бизнеса. Во-вторых, стоимость важнейших функциональных возможностей IT упала до уровня, делающего их более или менее общедоступными. В-третьих, пропускная способность универсальной системы распределения и доставки (интернет) позволяет полностью удовлетворять спрос потребителей, а потенциал оптоволоконной связи значительно превышает соответствующие потребности. В-четвертых, ведущие поставщики IT - Microsoft, IBM, Hewlett-Packard, Sun - стараются позиционировать себя в качестве разработчиков и поставщиков инфраструктурных услуг «по требованию», то есть фактически как поставщиков коммунальных услуг.

Стирая многие привычные функциональные преимущества и делая бизнес-процессы и ценообразование более прозрачными для потребителей, IT могут оказаться универсальным «растворителем» стратегии бизнеса, ускоряя естественное движение компаний к конкурентному равновесию. Поэтому чтобы оценить результаты использования IT-инфраструктуры, руководителям предприятий необходимо выйти за относительно узкие рамки управления IT и рассмотреть базовые основы своего подхода к стратегии бизнеса. Поскольку в условиях усиления рыночной власти покупателей и гомогенизации бизнес-процессов и систем только искушенные в разработке стратегии компании смогут успешно конкурировать на свободном рынке.

Значение разумной стратегии подтверждает пример компаний Dell и Apple, демонстрирующих модели долгосрочного делового успеха.

Поскольку компания Dell умело использует IT, некоторые наблюдатели делают вывод, что именно эта новая технология является источником ее конкурентного преимущества. Однако при более внимательном рассмотрении примера этой компании становится ясно, что достижения Dell не связаны с технологией как таковой. Напротив, именно высокие требования к планированию деловой активности обеспечили ей львиную долю прибыли в отрасли.

IT-компания Apple Computer сумела выжить и смогла снова получать прибыль потому что вернулась к источникам своего устойчивого конкурентного преимущества - разработке новых моделей, интеграции аппаратных средств и ПО, сильному и выразительному брэнду, а также особой приверженности к разработке новых продуктов.

Успешные руководители бизнеса понимают, что успешная стратегия требует как завоевания выгодной позиции в отрасли, так и использования уникальных внутренних возможностей. Иными словами, они знают, что успех бизнеса зависит от умения постоянно и последовательно учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Развитие IT-инфраструктуры все в большей степени требует такого двойственного подхода. Оно требует, чтобы менеджеры рассматривали конкурентное преимущество одновременно и как цель, и как средство.

В современный период стала очевидной необходимость тщательной оценки рисков и обеспечения эффективности внедрения информационных технологий. Исследование компании Standish Group в 1995, выявило, что из более чем 8 тыс. системных проектов всего 16% были признаны успешными, то есть были завершены в срок, уложились в запланированный бюджет и привели к ожидаемым результатам. В большинстве случаев затраты на реализацию проекта оказывались в полтора раза выше запланированных, причем затраты на реализацию почти четверти таких проектов превысили плановые показатели в два раза и более. В повторном исследовании этой фирмы, выполненном в 1998 году, были зафиксированы определенные улучшения, но общая картина по-прежнему оставалась печальной. Хотя доля успешных проектов выросла до 26%, этот показатель все равно был ниже, чем процент прекращенных проектов (28%) или доля проектов, не принесших ожидаемых результатов (46%). Множество аналогичных фактов имело место и в российских компаниях.

По данным компании McKinsey, среднестатистическое предприятие вполне может сократить свои затраты на информационные технологии на 30% лишь благодаря пересмотру портфеля проектов и объединению систем.

Однако, не обеспечив правильной структуры расходования средств на IT и не просчитав предполагаемый эффект, сделать это невозможно. Вместе с тем, часто даже в крупных компаниях расходы на IT определяются формальными критериями - предполагается тратить, например, не менее 10% от сметы расходов, но не более 50%. В связи с этим наиболее важной проблемой является даже не то, как тратить деньги на информационные технологии, а то, как просчитать эффективность этих затрат.

По нашему мнению, нет ничего невозможного в том, чтобы количественно и качественно оценить вклад информационных проектов в общие экономические показатели компаний. Для этого разработан целый ряд инструментов, которые можно разделить на две категории: традиционные финансовые методики и инструменты качественного анализа, позволяющие оценить не только явные (количественные), но и неявные показатели. Выбор наиболее подходящего средства зависит от особенностей деятельности конкретного менеджера, конкретного подразделения и конкретной компании.

С позиций финансового подхода можно использовать методы оценки возврата инвестиций (Return on Investment, ROI), совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO), а также экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA).

Подход на основе ROI применим к различным типам проектов. Данный показатель несложно рассчитать, если инвестиции нацелены на конкретный аспект хозяйственной деятельности при точечном внедрении ИТ-технологий. Однако при оценке широкомасштабных проектов, затрагивающих различные аспекты деятельности предприятия подсчитать общую эффективность вложений простым суммированием значений ROI для отдельных направлений деятельности невозможно. Причина в том, что эффект от IT-технологий часто выражается не столько в явных финансовых показателях, сколько в качественных, трудно формализуемых преимуществах, связь которых с общими экономическими результатами компании неочевидна, например, повышение степени удовлетворенности клиентов после внедрения системы. Поэтому сфера применения прямых финансовых методов довольно ограничена.

Оценка внеэкономического эффекта во многом зависит от вида проекта, которые можно условно разделить на четыре группы: 1) инфраструктурные; 2) системы поддержки принятия решений (системы управления бюджетами, корпоративной отчетности); 3) связанные с конкретными производственно-технологическими процессами (биллинговые системы, планирование ремонтно-технических работ); 4) нацеленные на поддержку основных служб предприятия и развитие бизнеса. К последней группе относятся ERP и CRM-системы.

Таблица 5. Источники окупаемости инвестиций в ERP-системы

на производственном предприятии

Категории

улучшений Источники окупаемости

загрузка...