Delist.ru

Институциональная среда и эффективность связующих процессов корпоративных структур в промышленности (18.09.2007)

Автор: Табурчак Алексей Петрович

78 Москва

79 Воронежская область

80 Красноярский край

В таком случае низкая интегральная оценка предпринимателями условий в Москве вполне объяснима. Условия входа на московский рынок столь жестки, а поддержание конкурентоспособности столь затратно, что начинающие или профессионально слабые предприниматели оценивают условия пессимистично.

В качестве отдельного направления современных региональных исследований необходимо выделить анализ политики региональных органов власти как одного из важнейших факторов экономического развития регионов. Потому, что, несмотря на серьезную перестройку структуры федерального правительства в 2004 году, задача деблокирования административных барьеров в российской экономике остается чрезвычайно важной и актуальной. Поскольку их функционирование означает сохранение высокого уровня трансакционных издержек и коррумпированности в стране, при которых повысить эффективность национальной и региональных экономик никак не удастся.

В предложениях Правительства РФ по дебюрократизации, административные барьеры группируются в соответствии с этапами открытия дела и ведения бизнеса по трем блокам: 1) барьеры входа предприятий на рынок - лицензирование, разрешение, регистрация, согласование проектной документации; 2) барьеры, связанные с допуском товаров на рынок - сертификация, идентификация, маркирование; 3) барьеры, связанные с текущей деятельностью - инспекции, контроль и надзор, включая лицензионный надзор, делопроизводство, документооборот, соблюдение многочисленных форм обязательной отчетности (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Классификация административных барьеров

Поскольку преодоление административных барьеров требует значительных дополнительных расходов предпринимателей, то есть трансакционных, издержек на управление своим бизнесом, следует оценить их величину и уровень. Количественная оценка прямых потерь включает стоимостные (официальные выплаты и взятки) и временные затраты предпринимателя на преодоление барьеров. В соответствии с результатами исследований экспертной группы МГУ ежемесячные дополнительные издержки, связанные с преодолением административных барьеров в сфере торговли и производства при ежемесячном обороте розничной торговли около 188 млрд. руб., в 2000 г. превышали 18-19 млрд. руб. Таким образом, каждый десятый рубль потребителя шел на оплату преодоления торговлей и промышленностью административных барьеров, выстроенных властями всех уровней, в среднем подобные издержки составили от 500 до 550 руб. в месяц на семью. По мнению аналитиков, их величина с тех пор не только не сократилась, а значительно возросла.

По мнению автора, для дебюрократизации экономики в России необходимо предпринять следующие меры.

Требуются изменения институциональной среды, ограничивающие возможности государства генерировать формальные правила к любой сфере, а также функции государства в целом и его отдельных составляющих. Необходимо введение правила ответственности государственных ведомств и чиновников за причиненные бизнесу убытки и создание норм, при которых строительство барьера не гарантирует исключительных прав оператору барьера.

В целях ограничения произвола чиновников необходимо: повысить профессиональные качества государственных и муниципальных служащих; разграничить функции, уточнить области компетенции и уменьшить сферы действия личного усмотрения служащего; упорядочить процедуры взаимодействия чиновников с представителями малого и среднего бизнеса; усилить внутренний и внешний общественный контроль за деятельностью государственных служащих; перейти к конкурсному подбору и ротации кадров чиновников с неформальной аттестацией по результативности их деятельности и отсутствию рекламаций.

Общий подход к борьбе с административными барьерами можно определить следующим образом: снижение "инвестиционной привлекательности" администрирования за счет повышения издержек введения административного барьера и снижения выгод от его функционирования (в том числе рассеивание ренты).

Эффективность сокращения данного вида трансакционных издержек, о величине которых можно судить по приведенным выше данным, в масштабах национальной экономики может быть очень существенной. И решить эту проблему простым увеличением заработной платы чиновникам невозможно. Надо добиваться всеобщего сокращения их числа и возможностей вмешательства в производственную деятельность предприятий.

2.5. Механизмы и инструменты трансформации связующих процессов для повышения эффективности деятельности предприятий

Выбор стратегии предполагает определение основных методов обеспечения роста фирмы. Процедуры оценки направлений и стратегий развития должны разрешить также проблему риска, которая оказывает огромное влияние на конечный выбор.

В современной теории менеджмента разработан обширный инструментарий анализа стратегических проблем. Несколько различных подходов к принятию решений, представлены в таблице 10.

Таблица 10. Принципы выбора стратегий

Метод Порядок проведения Выбор

1. Желаемый уровень Установить минимальные значения по каждой цели Выбрать портфель, достигающий или превышающий желаемый уровень по всем целям

2. Метод пороговых значений Установить минимально возможные значения, а также желаемые значения целей Отбросить все портфели, не достигшие минимальных значений. Выбрать стратегию с наибольшим весовым показателем

3. Метод наиболее вероятного выбора Сделать наиболее вероятный прогноз перспектив. Оценить все портфели по этим перспективам Выбрать портфель, который лучше всего подходит к наиболее вероятным условиям

4. Метод ожидаемого значения Сделать несколько прогнозов перспектив развития. Оценить каждый портфель в свете каждого прогноза. Перемножить оценку портфеля и вероятность прогноза Выбрать прогноз с наибольшим ожидаемым значением

5. Метод комбинированных значений С помощью экспертных оценок определить комбинированное значение каждой комбинации риск/рентабельность каждого портфеля Выбрать стратегию с наибольшим значением.

Очевидно, что метод весовых коэффициентов, теория игр и правила принятия решений применимы к различным аспектам проблемы разработки стратегии. Первый позволяет работать с несоизмеримыми величинами, второй - с вопросами конкуренции, третий - с неопределенностью результатов действий и поведения внешней среды.

Для выбора стратегии нами рекомендуется применять метод, представляющий собой комбинацию весовой оценки, теории игр, правил пороговых и ожидаемых значений и метода комбинированных значений.

1. При анализе минимальных пороговых значений отбрасываются варианты, не дающие возможности достичь поставленных целей, что косвенно позволяет устранить нежелательный риск.

2. В тех случаях, когда это возможно, пересматриваются оценки вариантов и производится их пересортировка. Для этого используется игровая матрица, содержащая возможные контрстратегии конкурентов.

3. Каждому варианту по каждой цели назначается вероятность, представляющая собой комбинированную величину, объединяющую в себе неопределенность и оценки, и прогноза. Вероятность Ps означает положительные шансы, а величина (1-Ps) - вероятность неудачи. Значение варианта по каждой цели оценивается в соответствии с весом ее приоритетности. После этого рассчитывается «величина» каждого варианта с использованием либо ожидаемого значения, либо экспертной оценки комбинированного значения по каждой комбинации вариант-цель. Выбирается вариант с наибольшей «величиной» (таблица 11).

Таблица 11. Пример выбора стратегии

Портфель Цель

Ближайшая

[2] Долгосрочная

[1] Гибкость

Р1 (1; 0,7) (3; 0,9) (1; 0,4)

Р2 (2; 0,6) (1; 0,8) (3; 0,2)

РЗ (3; 0,8) (2; 0,5) (2; 0,9)

Цифры в квадратных скобках обозначают приоритет (максимальный - 3).

В круглых скобках первое число показывает значение альтернативы (максимум - 3), второе - вероятность.

Расчет ожидаемой величины выглядит следующим образом:

Р1: (2*l*0,7) + (l*3*0,9) + (3*l*0,4) = 5,3;

загрузка...