Организационно-экономический механизм развития инженерной инфраструктуры районов застройки и реконструкции (18.06.2009)
Автор: Киевская Римма Леонидовна
Метод расчета удельных затрат по полной, распределенной и исключенной стоимости применяется при построении кумулятивной (накопительной) кривой роста объемов ввода жилья по мере увеличения капитальных вложений в магистральные инженерные сети (для перечня районов, упорядоченных по удельным показателям) (рис.3). Кумулятивные кривые рассчитаны последовательным сложением показателей капитальных вложений и соответствующих им вводимых площадей по районам, дифференцированно: для районов массового жилищного строительства и для районов реконструкции. Кумулятивные кривые могут использоваться как подоснова для определения пропорций бюджетного финансирования коммунального строительства по целевым программам. Рис. 3. Кумулятивная кривая роста ввода жилья по мере увеличения капитальных вложений в магистральные инженерные сети и сооружения Следующим этапом исследований стало формирование и экономическая оценка вариантов очередности застройки в пределах района на основе структурного моделирования процессов (рис. 4). Этот этап включает подготовку модели процесса застройки в форме календарного плана и вариантов очередности застройки, представляющих собой последовательный перечень комплексов с обеспечивающими коммуникациями в составе района, определение удельных затрат по районам для каждого комплекса. Агрегированные варианты сопоставляются между собой с учетом продолжительности работ по минимуму дисконтированных затрат, максимуму ввода жилой площади в фиксированный период времени. В соответствии с приоритетным вариантом очередности застройки устанавливается предпочтительный перечень участков коммуникаций для включения в титульные списки проектирования и строительства. Основные методические принципы экономической оценки вариантов застройки сводятся к следующему: Рис. 4. Блок-схема структурного моделирования процесса застройки протяжении всего периода застройки (расчетного периода); моделируются финансовые потоки по месяцам расчетного периода, включая все связанные с осуществлением проекта денежные расходы; обеспечивается сопоставимость условий сравнения различных вариантов учитывается фактор времени, в том числе динамичность параметров проекта и неравноценность разновременных затрат (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат); учитываются только предстоящие затраты. Критерием экономической эффективности для сравнения вариантов процесса застройки района, отличающихся распределением капитальных вложений по времени, принята минимальная величина дисконтированных затрат по проекту. Вариант застройки, оптимальный по уровню дисконтированных затрат, с одной стороны, обуславливает наилучшие возможные значения показателей ЧДД, ВНД, ИД, а с другой стороны, позволяет избежать дополнительных условностей в непосредственном расчете этих показателей, связанных с учетом неопределенностей и рисков сопровождающих реализацию проекта (стоимость продаваемых квартир, конъюнктура рынка, финансово-экономическая состоятельность подрядных организаций и т.д.). Разработанная методика была практически использована автором для проверки содержания титульных списков строек на 2004-2008 гг. по отрасли «Коммунальное строительство», исходя из проведенного ранжирования районов застройки, установленных критериев и приоритетов. Проведенный в работе анализ структуры коммунального строительства в крупном городе и применение предложенных критериев оценки капитальных вложений на практике показали, что при разработке адресной инвестиционной программы важное значение имеет система оценки конечных результатов финансирования строительства и модернизации инженерной инфраструктуры. Система целевых показателей конечных результатов реализации инвестиционных проектов, программ строительства (реконструкции) и модернизации объектов инженерной инфраструктуры позволяет обосновать результаты финансирования, реализуемые в предоставляемых услугах ресурсообеспечения и выражаемых в количественных показателях для измерения степени приращения того качества, которое предусмотрено в рамках инвестиционной программы. Предлагаемая система показателей результативности развития инженерной инфраструктуры представлена на рисунке 5. Показатели результативности должны оценивать расходы (в первую очередь городского бюджета) на инженерную инфраструктуру и эффективность достижения результатов реализации инвестиционной программы путем соизмерения затрат на реализацию проектов с получаемым приростом по конкретному показателю. Следует при этом анализировать, чтобы некоторые проекты не имели чрезмерную общественно недопустимую Формирование показателей результативности, определяющих конечный результат финансирования развития и модернизации инженерной инфраструктуры должны учитывать ориентацию бюджетных расходов на достижение социально-экономических результатов, приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической и градостроительной политики в городе, конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов. Выполненные исследования позволили перейти к разработке модели распределения капитальных вложений на основе использования балансовых методов расчета, то есть к формированию баланса развития, ориентированного на удельные стоимости строительства инженерных объектов и сетей, взаимоувязанного с объектами жилищного строительства и развитием социальной сферы. Формирование баланса финансовых ресурсов достигается за счет комплексного моделирования воспроизводственных процессов для разных стратегий строительства и реконструкции жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, гибкого взаимодействия и согласования частных инвестиций с бюджетным планированием, мониторинга рынка капитала и его активности на рынке жилья (рост или падение привлекательности для инвестирования в этот сектор). Воспроизводство инженерной инфраструктуры моделируется с помощью двух составляющих: выбытие изношенных фондов (износ которых описывается с помощью функций fj(t), j=1,2,…,m, их замены или модернизации, а также развития фондов инженерной инфраструктуры (нового строительства, расширения мощностей). На основе инвентаризации фондов инженерной инфраструктуры, их мониторинга и оценки функций износа определяются плотность распределения фондов инженерной инфраструктуры fj((j (t)) и необходимые физические объемы выбытия Fj (t) (в натуральном выражении) из соотношения: Fj (t) = ?f j ((j (t)) d(, ), j = 1,2, … m (4) где ( j0 - критический уровень износа, определяющий уровень ветхости (аварийности) фондов j-й отрасли инженерной инфраструктуры. На основе мониторинга фондов объемы необходимого выбытия Fj (t) получают свою территориальную развертку- Fjr (t), r ( R (t), причем должно выполняться балансовое соотношение: Fj (t) = ( Fjr (t), (5) r ( R (t) Общий объем накопленных изношенных фондов инженерной инфраструктуры (Vj (T) в течение всего периода [1,(], планируемой перспективы определяются равенством: (Vj (T) = ( ( (1 - (jr (t)) Fjr (t) (6) t = 1 r ( R (t) Новое жилищное строительство в разных районах r их размещения S1r(t), rєR1(t); S2r(t), rєR2(t); S3r(t), rєR3(t) требует соответствующего развития инженерной инфраструктуры. Обозначим через yjr? фондоемкость j-й отрасли в районе r, определяемую как объем фондов, приходящихся на строительство 1кв.м. жилья в соответствии с рассчитанными удельными затратами. Тогда потребность в развитии инженерной инфраструктуры Gjr(t), обеспечивающей ввод в действие объемов жилищного строительства в периоде t, определяется по известной матрице фондоемкостей: {yjr, j=1,2,…m, rєR1 U R2 U R3} из следующего соотношения: Gjr(t)= yjr (S1r(t)+ S2r(t)+ S3r(t)). (7) Баланс общих объемов развития инженерной инфраструктуры, взаимоувязанный с программой развития жилищного строительства по приоритетным рангам определяется: Gj(t)= ?yjr S1r(t)+ ?yjr S2r(t)+ ?yjr S3r(t)) (8) rєR1(t) rєR2(t) rєR3(t) В связи с переходом к разработке трехлетних адресных инвестиционных программ их формирование должно опираться на научно обоснованные приоритеты в направлении развития города на среднесрочную перспективу, межотраслевые балансы финансовых ресурсов, рациональные пропорции отраслевого распределения инвестиций на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру, прогнозы возможных и требуемых объемов бюджетных и внебюджетных инвестиционных ресурсов и приоритетности их направления в инженерные магистральные сети, головные сооружения и коммуникации в увязке с доходами городского бюджета в среднесрочной перспективе. В результате решения поставленных в диссертации задач, разработан организационно-экономический механизм формирования системы инженерного обеспечения районов. В его состав входят: определение роли инженерной инфраструктуры в устойчивом градостроительном развитии, предложенные критерии экономической оценки инженерного обеспечения застройки районов по видам удельных затрат (полные, распределенные, исключенные), ранжирование районов и выбор первоочередных по кумулятивным кривым, формирование и порядок экономической оценки вариантов очередности застройки в районах, система показателей оценки результативности инженерного обеспечения, использование полученных пропорций коммунального и жилищного строительства в балансовых методах распределения капитальных вложений. Разработанный организационно-экономический механизм развития инженерной инфраструктуры позволяет обеспечить ее сбалансированность и комплексность, социально-экономические, территориальные пропорции распределения и оптимального размещения по районам застройки. |