Delist.ru

Организационно-экономический механизм развития инженерной инфраструктуры районов застройки и реконструкции (18.06.2009)

Автор: Киевская Римма Леонидовна

Показатели Ед. измерения Реализация на 01 января

________________________________________

Выполнение к 1999 г.

Электрическая нагрузка млн.

Газопотребление млрд.

Водопотребление тыс.

Водоотведение по московской канализации тыс.

Рис. 1. Схема планирования, подготовки и реализации программ инженерного обеспечения

планирования.

Для проведения технико-экономического анализа инженерного обеспечения в диссертации использованы схемы основных магистральных сетей города в целом, выполнено их бассейнирование, сопоставлены бассейны обслуживания с районами массовой застройки и комплексной реконструкции, выявлены подсистемы инженерного обеспечения районов (цепочки участков коммуникаций), что позволило сравнить (ранжировать) районы по потребности в развитии общегородских инженерных систем и выявить приоритетные районы. Следующий этап исследования включал анализ структуры распределительных сетей для приоритетных районов в

увязке с динамикой застройки и определение минимально необходимой и достаточной для ввода жилья номенклатуры участков коммуникаций.

Выбор оптимального варианта размещения инженерного обеспечения района застройки требует определения его эффективности с учетом пространственной специфики объектов инженерных сооружений.

Пространственная специфика городских инженерных сооружений определяется тем, что в большинстве случаев они представляют собой не точечные, а линейно протяженные объекты с определенной конфигурацией в плане. Сетевой характер присущ практически всем видам инженерных систем. Каждая сеть, обладая собственной топологией, имеет древовидную структуру, распадается на ветви коммуникаций по источникам подачи мощностей (головным инженерным сооружениям) и, в конечном счете, состоит из совокупности элементов - участков коммуникаций.

С позиций системного анализа участок коммуникаций, как основная структурная единица магистральных инженерных сетей, определяется как часть трассы, имеющая постоянные характеристики, не изменяющиеся по ее длине. Его границы выбираются таким образом, чтобы свойства участка позволяли с достаточной достоверностью учитывать градостроительные, экономические, организационные и технологические факторы.

В диссертации рассмотрены пять общегородских схем развития магистральных коммуникаций: теплоснабжения, водоснабжения, хозяйственной и ливневой канализации, коллекторов, которые представляют собой организационную-технологическую основу инженерной инфраструктуры города и позволяют оценить на перспективу до 2020 г. объемы строительства и реконструкции по видам коммуникаций с учетом их номенклатуры и стоимости. Рассмотрено192 района комплексной реконструкции, 73 района массовой застройки. Максимальный градостроительный потенциал по всем районам (1999-2010г.г.) составляет 30,45 млн.м2 общей площади. В качестве эффективного подхода к реализации программ обеспечения инженерной инфраструктурой районов застройки в работе по каждому виду коммуникаций выполнено их бассейнирование по головным инженерным сооружениям, выделено 10202 участка коммуникаций, выявлены подсистемы инженерного обеспечения (ПИО) районов застройки, определен минимальный по протяженности маршрут подачи инженерных

мощностей от соответствующего головного сооружения до рассматриваемого района. Общая стоимость учитываемых в общегородских схемах участков коммуникаций, коллекторов и инженерных сооружений по отношению к градостроительному потенциалу районов нового строительства и реконструкции, составила около 56% всех затрат на магистральные коммуникации.

На этой основе получена развернутая характеристика фактического и планируемого инженерного обеспечения районов застройки и реконструкции, определены маршруты подачи мощностей, перечень и стоимость участков строительства с адресной привязкой.

При анализе капитальных вложений в инженерную инфраструктуру районов застройки и реконструкции в качестве критериев экономической оценки предлагаются удельные показатели затрат (полные, распределенные, исключенные), определяемые в соответствии с технологической и воспроизводственной структурой инвестиций как отношение общей стоимости инженерных сооружений по всей цепочке подачи мощностей к планируемому объему ввода жилья в соответствующем районе застройки.

Методическая последовательность расчета удельных затрат и выбора оптимального варианта очередности строительства объектов инженерного обеспечения районов застройки представлена на рис. 2.

по магистральным сетям определяются по формуле

– стоимость сооружения u-ого по счету участка в множестве UP(n,m), руб.

- площадь застройки в районе, м2.

) рассчитываются исходя из того, что стоимость участка сети относится к общей площади всех районов застройки, которые он обслуживает, а не к одному текущему. В сумму, определяющую общую стоимость инженерной инфраструктуры для данного района, включается лишь часть затрат по каждому участку, пропорциональная объему ввода жилья в этом районе:

В диссертации также предложен еще один вариант вычисления удельных характеристик – метод исключенных затрат, когда показатели вычисляются поочередно для каждого района методом полных затрат, по ним выделяется наилучший район, который исключается из дальнейшего рассмотрения вместе со всеми обеспечивающими его участками, а затем

Рис. 2. Блок-схема алгоритма расчета удельных затрат и выбора оптимального варианта развития инженерного обеспечения.

данная итерация повторяется снова, пока не закончится полный список

#фраструктуру.

Распределение районов застройки по рангам представлено в табл.3,

где классифицированы результаты по формированию перечня районов массовой застройки и комплексной реконструкции. Районы ранга А не требуют затрат на магистральные городские сети и головные сооружения, которые для этих районов уже построены. Районы ранга В представляют собой группу с наибольшим градостроительным потенциалом и характеризуются небольшим (1-100 руб/ м2) уровнем затрат. Эти районы (ранги А, В) были рекомендованы как наиболее выгодные для включения в программу размещения строительства 2006-2010гг. в г. Москве. Районы рангов С и D требуют привлечения значительных средств и подлежат строительству после реализации приоритетных рангов.

Ранжирование районов застройки по уровню затрат

на инженерные магистральные сети

Таблица 3.

Ранг Уровень затрат на магистральные сети Количество

районов Суммарный градостроительный потенциал,

тыс.м2 Доля в общегородском градостроительном потенциале,

A Не требует

затрат 14 995,3 3,3

B 1-100 руб/м2 84 12797,0 42,1

C 101-500 руб/м2 95 10729,5 35,3

с соответствующими весовыми коэффициентами (К1, К2, К3 ), определяемыми путем территориальной развертки по административным округам города:

загрузка...