Delist.ru

Организационно-экономический механизм развития инженерной инфраструктуры районов застройки и реконструкции (18.06.2009)

Автор: Киевская Римма Леонидовна

КИЕВСКАЯ РИММА ЛЕОНИДОВНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

РАЙОНОВ ЗАСТРОЙКИ И РЕКОНСТРУКЦИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление

народным хозяйством (экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами (строительство))

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009 г.

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном строительном университете.

Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор

Кириллова Ариадна Николаевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Чернышов Леонид Николаевич

кандидат экономических наук, доцент

Кулаков Кирилл Юрьевич

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства

Защита диссертации состоится « __ » _________ 2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.138.05 при ГОУ ВПО Московском государственном строительном университете по адресу: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26., ауд.326

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО МГСУ

Автореферат разослан «____» мая 2009 г.

Ученый секретарь Исаева Г.Л.

диссертационного совета

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Устойчивое развитие крупных и крупнейших городов России предусматривает интенсивное строительство жилья и объектов социальной сферы, комплексную застройку новых и реконструкцию сложившихся районов.

Условием выполнения программы жилищного строительства и развития социальной сферы является опережающая (заблаговременная) инженерная подготовка и оборудование территорий. Для крупных и крупнейших городов это связано с развитием инженерной инфраструктуры, которая носит многоотраслевой характер в силу значительной специфики различных входящих в инженерные системы объектов.

Инженерная инфраструктура крупного города представляет собой важнейший комплекс жизнеобеспечения, который включает инфраструктуру водохозяйственного обеспечения, топливно-энергетического хозяйства и инфраструктуру связи.

Объекты инженерной инфраструктуры, включающие головные инженерные сооружения, магистральные коммуникации (теплоснабжения, водоснабжения, канализации), уличные разводящие сети, требуют значительных капитальных вложений на новое их строительство, реконструкцию и расширение действующих объектов, обеспечение их надежного функционирования.

По данным субъектов РФ в 2007 г. инженерной инфраструктурой было обеспечено около 12,5 тыс. га земли. Увеличение объемов жилищного фонда до 5 млрд. кв.м. общей площади в соответствии с национальным жилищным проектом требует роста обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой в пятикратном объеме. В то же время надежность функционирования существующей инженерной инфраструктуры в регионах существенно ниже допустимого уровня (количество аварий и повреждений составляет от 1,8 до 2,2 на 1 км сети в год при допустимых 0,3). При этом масштаб замены сетей не превышает 1,2% их общей протяженности, и только в отдельных регионах – до 1,8% при норме 4-5% в

В этих условиях существенно возрастает необходимость обеспечения сбалансированности распределения капитальных вложений в воспроизводство жилищного фонда и инженерной инфраструктуры и комплексности их совместного развития, что обусловлено важным значением инженерной инфраструктуры как объекта инвестирования, предопределяющего возможности жилищного строительства и устойчивого развития городов; общественной значимостью капитальных вложений в инженерную инфраструктуру районов застройки и реконструкции, как фактора влияющего на объемы жилищного строительства и конечную стоимость жилья; практической необходимостью научно обоснованной оценки сбалансированности воспроизводства инженерной инфраструктуры с решением задач планирования строительства.

В то же время в последнее пятилетие стали назревать градостроительные, технико-экономические и организационно-плановые противоречия и диспропорции в жилищном строительстве и развитии инженерной инфраструктуры, обусловленные: несоответствием бюджетных источников финансирования увеличивающимся объемам строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры; необоснованно широким масштабом жилищного и коммунального строительства, не подкрепленным реальными возможностями бюджетов; диспропорциями между фактическими и плановыми темпами комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки; увеличением бюджетных расходов на развитие инженерной инфраструктуры коммерческого жилья; дефицитом земельных участков; износом общегородских коммуникаций, требующих значительных затрат на их реконструкцию и восстановление; недостаточностью специальных теоретических разработок в данной отрасли городского управления и планирования, что и обусловило актуальность данного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Исследованию различных аспектов развития городского хозяйства и его инфраструктурного обеспечения посвящены работы Велихова Л.А., Любовного В.Я., Сегединова А.А., Орешина В.П., Сиваева В.И., Вашанова В.Н., Чистякова Е.Г., Грабового П.Г., Панибратова Ю.П., Черняка В.З., Кирилюка Е.В., Чернышова Л.Н. и др. Следует также отметить, что проблемы развития инфраструктуры в условиях плановой экономики исследовались прежде всего в функционально-воспроизводственном аспекте (Бандман М.К., Солюс Г.П., Хейнман С.А., Хомелянский Б.Н. и др.), с позиций формирования территориальных структур, регионального прогнозирования и планирования (Алаев Э.Б., Дебабов С.А., Пробcт А.Е., Олдак П.Г. и др.). Общие проблемы развития инфраструктуры рассматривались в работах Аганбегяна А.Г., Гранберга А.Г., Лексина В.Н., Швецова А.Н. Следует отметить, что большинство исследований по данной проблеме недостаточное внимание уделяли обоснованности принимаемых решений по оптимизации капвложений и сбалансированности развития инженерной инфраструктуры.

Целью исследования является разработка организационно-экономического механизма развития инженерной инфраструктуры районов застройки и реконструкции, методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию управления процессами инженерного обеспечения.

Достижение указанной цели обусловило необходимость решения следующих

анализ отечественной и зарубежной практики инженерного обеспечения застройки и планирования коммунального строительства;

выявление критериев экономической оценки инженерного обеспечения для совокупности районов города и отдельных его районов;

обоснование принципов ранжирования районов застройки (реконструкции) затрат на основе показателей затрат и градостроительного потенциала;

формирование и экономическая оценка вариантов очередности застройки

определение системы показателей оценки результативности инженерного обеспечения районов застройки города;

исследование структурно-воспроизводственной политики и разработка модели распределения капитальных вложений в инженерную инфраструктуру.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8