Delist.ru

Разработка методов оценки электромагнитных полей на объектах транспорта (18.05.2010)

Автор: Лелюхин Антон Михайлович

Импульс в кольцах Гельмгольца Трехслойный экран

Z (нТл) Длительность (с) Подавление внутри экрана (раз)

-246879

+246879

+246879

+246879 10

Основные выводы и результаты работы

На основании выполненных исследований решена научно-практическая задача по разработке методики оценки ЭМП на городских ТС и объектах транспортной инфраструктуры.

Электромагнитные поля техногенного происхождения на урбанизированных территориях, связанные с транспортной деятельностью, являются значимым фактором негативного воздействия на окружающую среду, и в перспективе их значимость будет постоянно расти. Однако исследования в этой области находятся в начальной стадии.

В настоящее время нормируется уровень электромагнитного воздействия (электрической и магнитной составляющей) на население токонесущих объектов промышленной частоты, объектов сотовой связи и компьютеров. Методы оценки и нормативные значения ЭМП, создаваемые пассажирскими и грузовыми транспортными средствами в разных точках обитаемого помещения в процессе движения и на объектах транспортной инфраструктуры, не разработаны и не установлены.

Определены основные источники ЭМП на транспорте. Описаны их характеристики: частотный диапазон, интенсивность. Например, для троллейбуса наиболее значимыми являются токоведущие кабели высокого напряжения и тяговый электродвигатель. Интенсивность излучения составляет до 200 мкТл в частотном диапазоне 0…10 Гц.

Впервые выявлена зависимость изменения параметров ЭМП при движении троллейбуса по городскому маршруту. Установлено, что при изменении направления движения изменяется величина и направление вектора магнитной индукции.

Плотность потока энергии в кабине автобусов, оборудованных средствами телематики, значительно изменяется для разных моделей автобусов и в некоторых превышает ПДУ для населения. Например, для автобуса ЛИАЗ-5256 №12251 на уровне головы и грудной клетки водителя составляет 14 мкВт/см2 при ПДУ=10 мкВт/см2.

Уровень ЭМП на УДС очень мал и составляет величины на границе нижнего предела измерений используемых приборов. Например, индукция магнитного поля промышленной частоты на высоте 0,5 м составляет 0,005…0,57 мкТл.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях

В изданиях по перечню ВАК (по транспорту)

Лелюхин, А.М. Исследование низкочастотного магнитного поля в кабине и пассажирском салоне троллейбуса /И.А. Авенариyс [и др.] //Вестник МАДИ (ГТУ). – 2007. - Вып. 3(10). - С. 107-114.

В прочих изданиях

Leliukhin, A.M. Campo Eletromagnetico em Transporte Eletrico e Saude de Homem /I.A. Avenarius, G.I. Tichonova, A.M. Leliukhin //CBPAS – Santos, Brasil, 2003.

Leliukhin, A.M. Campos eltromagneticos nos onibus equipados com meios de telematica /I.A. Avenarius, V.G. Zakharov, A.M. Leliukhin //CBPAS – Santos, Brasil, 2004.

«Электромагнитное поле в электротранспорте и здоровье человека» науч.-техн. конф. (2003; Москва) /А.М. Лелюхин [и др.]. Материалы научно-технической конференции “Луканинские чтения” 2003 г. /МАДИ (ГТУ) – М., 2003. - С. 152-154.

Лелюхин, А.М. Магнитные поля в электротранспорте / А.М. Лелюхин [и др.]. Электромагнитные поля и население. Современное состояние проблемы - М.: Издательство РУДН, 2003. - С. 94 – 100.

Лелюхин, А.М. Нормирование ЭМП и исследования их влияния на здоровье. /И.А. Авенариус, А.М. Лелюхин. Материалы научно-технической конференции «Луканинские чтения». - М.,2005.

Лелюхин, А.М. Электромагнитная безопасность городского транспорта: параметры магнитных полей в трамвае, метро и троллейбусе Петербурга и Москвы /А.М. Лелюхин [и др.].// Сборник докладов Девятой российской научно-технической конференции по электромагнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности ЭМС-2006. – Санкт-Петербург. – С. 575-578.

Лелюхин, А.М. Возможности экранирования магнитных полей от электротранспорта. / А.М. Лелюхин [и др.].// Сборник докладов VII международного научно-практического семинара «Проблемы электромагнитной экологии в науке, технике и образовании», Ульяновск, 2008.

Лелюхин, А.М. Характеристики низкочастотного магнитного поля в кабине водителя и пассажирском салоне троллейбуса / А.М. Лелюхин [и др.].// V съезд по радиационным исследованиям. Тезисы докладов. – т. 3 – М. – 2006. – С. 122.

Лелюхин, А.М. Электромагнитная безопасность городского транспорта: параметры магнитных полей в трамвае, метро и троллейбусе Петербурга и Москвы / А.М. Лелюхин [и др.].// Сборник докладов Девятой российской научно-технической конференции по электромагнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности ЭМС-2006. – Санкт-Петербург. – С. 575-578.

Лелюхин, А.М. Магнитное поле от электротранспорта как самая существенная компонента электромагнитной загрязненности и перспективы экранирования / А.М. Лелюхин [и др.].// Сборник докладов Девятой российской научно-технической конференции по электромагнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности ЭМС-2006. – Санкт-Петербург. – С. 575-578.

Автор выражает искреннюю благодарность к.ф.-м.н., доц. И.А. Авенариус за помощь в подготовке работы.

Подписано в печать 2010 г. Формат 60x84/16

Тираж 150 экз. Заказ № Усл. печ. л. 1

загрузка...