Delist.ru

Разработка методов оценки электромагнитных полей на объектах транспорта (18.05.2010)

Автор: Лелюхин Антон Михайлович

На участке УДС, исходя из характеристик основных источников, были подобраны частотные диапазоны и измерительное оборудование. Измерения проводились в диапазонах 50 Гц, 5 Гц-2 кГц и 900 МГц.

Согласно действующему нормативу ГН 2.1.8./2.2.4.2262-07 измерения индукции магнитного поля промышленной частоты проводились на трех высотах от уровня земли: 0,5, 1,5 и 1,8 м. Для измерений в остальных частотных диапазонах была выбрана высота 1,5 м. В частотных диапазонах 50 Гц и 5…2000 Гц фиксировались действующие значения магнитной индукции, для частоты 900 МГц средние значения плотности потока энергии (ППЭ) за 6 мин. Измерения были проведены на участке Ленинградского проспекта (протяженностью 360 м) от станции метро «Аэропорт» до пересечения с улицей Лизы Чайкиной (20 полос движения, в том числе 2 полосы движения троллейбусов) через каждые 20 м. Результаты измерений представлены на рис 2.

Рис.2. Измерения ЭМП на участке УДС

На горизонтальной оси отложены точки измерений, пронумерованные от выхода из метро до перекрестка с улицей Лизы Чайкиной. Установлено, что измеренные характеристики МП значительно меньше действующих нормативов. Это свидетельствует об относительно благополучной ЭМ-обстановке на данном участке УДС.

Также определен уровень ЭМП в автобусах, оснащенных средствами телематики, включая комплекс устройств на базе радиостанции «Гранит Р-24АЦ» номинальной мощностью 10 Вт и рабочим диапазоном частот 300…350 МГц. К базовому блоку станции (приемопередатчику) подключены: микротелефонная гарнитура, выносное звуковое устройство, антенно-фидерное устройство, антенна приемника GPS. Радиостанция оснащена антенной АС-4, представляющей собой широкодиапазонный четвертьволновый вибратор с вертикальной поляризацией. Во время работы базовой станции и разговора водителя с диспетчером были зарегистрированы значения ППЭ (мкВт/см2) с точностью 2 дБ, табл. 2.

Таблица 2. – Плотность потока энергии (мкВт/см2) электромагнитного излучения в кабине водителя автобуса при работе радиостанции «Гранит Р-24АЦ»

Точки измерений Марка и парковый номер автобуса

Мерседес 0325

№12192 учебный Мерседес 0325 №12394 ЛИАЗ 5256 №12251 Икарус 415 №12232

Вблизи приемопередатчика 6,03 - - -

Около выхода антенны 13,53 6,5 1,91 7,86

0,3 м от выхода антенны 3,34 - - -

На уровне головы водителя 1,31 3,53 14,34 5,72

На уровне грудной клетки водителя 2,03 3,85 10,31 4,93

Измерения электромагнитного поля на рабочем месте водителя автобуса, оснащенного системой навигации на базе радиостанции «Гранит Р-24АЦ», проведены на четырех автобусах различных марок при работе радиостанции в трех режимах. В режиме приема радиостанции значения ППЭ не превышали нижний предел измерений прибора во всех точках измерений. В автобусах Мерседес и Икарус плотность потока энергии на рабочем месте водителя не превышала допустимого для населения уровня 10 мкВт/см2. В автобусе ЛИАЗ на уровне головы и грудной клетки водителя значения ППЭ соответственно равны 14,34 и 10,31 мкВт/см2, что не превышает ПДУ для работающих – 25 мкВт/см2.

В современных электромобилях в качестве источников питания, как правило, используют низковольтные аккумуляторы. Именно такие (напряжением 4,1 В) установлены на электромобиле Micro-Vett Electric 35q (Италия), созданном на шасси автомобиля Isuzu NKR55. Данный автомобиль обладает следующими техническими характеристиками:

грузоподъемность - 1 т;

максимальная мощность двигателя - 105 кВт;

максимальная скорость - 110 км/ч;

пробег без подзарядки аккумуляторов - 90 км;

время зарядки аккумуляторов - 8 ч.

Рабочий ток на электродвигателе составляет 149 А, напряжение 54 В.

В качестве средств измерений использовались приборы П3-50 (для индукции МП ПЧ) и ВЕ-метр-АТ002 для диапазона 5…2000 Гц.

Рис. 3. Результаты измерений МП на электромобилях

На рис.3 обозначены результаты измерений МП в следующих точках и на следующих режимах:

свободное пространство в боксе;

в кабине на уровне головы водителя (без мотора);

возле разъема зарядного кабеля на высоте 1,5 м;

возле разъема зарядного кабеля на высоте 0,7 м;

возле зарядного щита два кабеля на высоте 1,5 м от пола, 0,4 м от разъема;

в кабине на уровне головы водителя (мотор включен);

в кабине на уровне головы пассажира (мотор включен);

в движении по боксу и двору в кабине водителя.

Значения магнитной индукции в электромобиле, возле него, в боксе и во время зарядки аккумуляторов значительно меньше ПДУ. Это можно объяснить тем, что в конструкции грузового электромобиля используются в основном низкие токи. Рабочий ток 149 А протекает лишь по короткому участку кабеля от преобразователя до тягового двигателя. При этом он значительно удален от обитаемого помещения.

Рис.4. Точки измерения ЭМП в троллейбусе

Питание силовой цепи троллейбуса ЗиУ-682Б производится от контактных проводов с номинальным напряжением 550 В. Рабочие токи составляют 180…200 А, максимальный может достигать 450 А. Исходя из расположения высоковольтного оборудования в пассажирском салоне и кабине водителя троллейбуса, были выбраны точки измерений (рис. 4).

Было проведено две серии экспериментов по измерению МП в троллейбусах. В первой серии в качестве прибора для измерения МП в троллейбусе использовался квантовый магнитометр ММ-60, применяемый в магниторазведке.

??$????????

????????????

???????????? ????????

загрузка...