Долговечность мостовых сооружений с учетом коррозионных процессов в условиях Вьетнама (18.05.2009)
Автор: До Минь Хиеу
где F - геометрические параметры элементов; R - прочности (расчетные сопротивления) материалов, составляющих данный элемент. Значения F и R для эксплуатируемых мостов следует принимать с учетом фактического состояния конструкций. В течение времени прочность материалов R может изменяться за счет изменения их структуры (старения), и в значительно большей степени уменьшаются значения рабочих геометрических параметров элементов F. Таким образом, несущая способность, а следовательно, и грузоподъемность сооружения снижаются. Долговечность моста или его основных элементов (опоры, пролетные строения, мостовое полотно) необходимо определить как период времени, в течение которого мост (элемент) может эксплуатироваться в проектном режиме при нормальном содержании без реконструкции или капитального ремонта. Для железобетонных конструкций вследствие коррозии рабочей растянутой арматуры положение центра ее тяжести в общем случае изменяется и происходит постепенное снижение несущей способности конструкции. Условия прочности железобетонной балки таврового сечения по изгибающему моменту имеют вид : для случая, когда нейтральная ось в пределах плиты: для случая, когда нейтральная ось в пределах ребра: где H(t) – несущая способность на изгиб; Ra – расчетное сопротивление рабочей арматуры; Fa(t) – площадь сечения рабочей арматуры; Rb – расчетное сопротивление сжатого бетона; x(t) – высота сжатой зоны бетона; В – ширина плиты; hпл – высота плиты; b – толщина ребра; h0(t) – расстояние от центра тяжести арматуры до верха плиты; yцтб – расстояние от центра сжатого бетона до верха плиты. Соответственно, грузоподъемность Г изгибаемого элемента определяется также как функция времени: где Мпост – изгибающий момент в рассчитываемом сечении от постоянных нагрузок. Следует иметь в виду, что любое снижение несущей способности на некоторую величину полностью реализуется за счет грузоподъемности. Для металлических балочных пролетных строений имеем формулу несущей способности по изгибу: где Wc(t) – момент сопротивления сечения балки для наиболее удаленного от оси фибрового волокна; R – расчетное сопротивление металла. Несущая способность, а также грузоподъемность конструкции рассчитаны на основе анализа прочности материалов и геометрических характеристик сечения конструкции. Эти параметры являются случайными величинами, которые изменяются во времени и поэтому представляются объектами вероятностного анализа. Вероятностные методы эффективны не только при проектировании конструкций, но и имеют общую методическую основу с вопросами управления качеством строительных конструкций при их изготовлении, монтаже, а также при оценке их состояния в процессе эксплуатации. В настоящее время использование методов теории вероятностей и надежности на различном уровне при расчетах конструкций стало традиционным. Большая роль в развитии вероятностно-статистических методов расчета строительных конструкций принадлежит трём выдающимся русским ученым: Болотину В.В, Ржаницыну А.Р, Стрелецкому Н.С . Вероятностно-статистический подход при исследовании мостовых конструкций развит в работах: Барченкова А.Г., Васильева А.И, Викторова Р.Б, Иосилевского Л.И, Осипова В.О, Потапкина А.А, Чиркова В.П. и др. За рубежом исследованию вероятностно-статистических методов посвящены труды: Аугусти Г, Капур К, Cornell C.A, Ellingwood B.M. , Moses F, Lind R.A, Scanlon A и др. Во Вьетнаме теория надёжности и методы вероятностного расчета строительных конструкций вызвали интерес с начала 80 годах ХХ века. Однако в области диагностирования и оценки мостовых сооружений вероятностными методами опубликованных исследований мало. Известно, что уровень надежности удобно задавать характеристиками безопасности (. Приняв за основу критерии RILEM (Международный союз лабораторий по испытанию и исследованию материалов), которые определяют соответствие между снижением уровня потребительских свойств (для определенности - уровня грузоподъемности) и вероятностью такого снижения, на основе исследования фактических условий Вьетнама, в диссертации вводятся четыре таких критерия. Первый критерий - снижение грузоподъемности в 3 раза, соответствует характеристике безопасности ( = 3,8, обеспеченность указанной минимальной величины грузоподъемности составляет 0,9999. При этом необходимо немедленное прекращение эксплуатации моста и его капитальный ремонт. Второй критерий - снижение грузоподъемности в 2 раза, соответствует ( = 3,1, обеспеченность составляет 0,999. Движение грузового транспорта должно быть запрещено. Третий критерий - снижение грузоподъемности в 1,5 раза, соответствует ( = 2,17, обеспеченность равна 0,98. Ограничение максимальной массы автотранспортных средств на 30 – 50%. Четвертый критерий - снижение грузоподъемности в 1,25 раза, соответствует ( = 1,64 и обеспеченность равна 0,95. Ограничение максимальной массы автотранспортных средств на 20%. Определение соответствующих остаточных сроков службы по приведенным критериям отражено на рис. 1. Рис. 1. Ресурсы физического срока службы по различным критериям Ti – физический срок службы по i-му критерию. |