Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации (18.02.2008)

Автор: Зражевский Владимир Владимирович

Таким образом, число аутсайдеров составляет от 55,06% до 63,64%, слабых банков – от 14,77% до 38,64%, лидеров – от 1,14% до 2,27% общего числа банков, что свидетельствует о слабости банковской системы в целом.

В долгосрочной перспективе с высокой степенью вероятности следует ожидать:

сокращения числа аутсайдеров и увеличения числа банков со слабой позицией. При этом аутсайдеры не смогут достичь уровня развития лидеров, поскольку темпы прироста доли последних значительно опережают темпы прироста доли слаборазвитых банков;

увеличения разрыва между банками, входящими в группу аутсайдеров по отдельным показателям;

полученные результаты будут иметь место только при сохранении наметившихся тенденций развития банковской системы.

Обоснована с позиции улучшения качества банковских услуг и сокращения издержек необходимость создания банковских групп как перспективной конкурентоспособной единицы посредством объединения банков при контролирующей роли государства в лице Банка России.

В России в рассматриваемый период (2001-2007 гг.), параллельно с процессом научного поиска и разработки концепции функционирования и развития отечественной банковской системы наблюдается процесс построения новой банковской системы. Развитие элементов новой банковской системы происходит одновременно с деятельностью существующей. К элементам «новой» банковской системы можно отнести:

крупные государственные и отраслевые, тяготеющие к универсальности, банки;

дочерние банки и филиалы иностранных банков;

региональные банки (многие из которых имеют в капитале долю, принадлежащую ЕБРР и другим международным институтам, и, таким образом, имеющие допуск к иностранным ресурсам и технологиям), призванные временно закрывать нишу обеспечения местных рынков банковскими услугами.

Эти три группы банков играют все большую роль на рынке банковских услуг. Так, население и организации предпочитают хранить свободные средства в государственных или иностранных банках; кредиты выгоднее получать в этих же банках; подавляющее большинство компаний, представляющих крупный бизнес, как правило, поддерживают кредитные отношения с иностранными финансовыми институтами и крупнейшими российскими банками; рынок потребительского кредитования физических лиц, осуществляемого в рамках различных программ, также сформирован ограниченным кругом тех же крупных иностранных или отечественных банков.

Преимущества банковских групп состоят в следующем:

• создание банковских групп позволяет осуществить предоставление долгосрочного кредита на инвестиционные цели и распределить риск между его участниками;

• банки - участники группы в меньшей степени зависят от региональной конъюнктуры и изменения положения на рынке банковских услуг;

• для того, чтобы приобрести полный контроль над тем или иным банком, инвестиций требуется меньше, чем в случае с поглощением. Так как приобретается часть акций поглощаемого банка, цена за одну такую акцию будет меньше, чем аналогичный показатель при покупке всех акций. Это обусловлено и тем, что акции могут скупаться постепенно на заранее определенных условиях;

• достигается определенный эффект операционной экономии.

Делая свой банковский сектор активным субъектом глобализации, Россия не может проигнорировать такой основополагающий элемент регулирования банковского бизнеса, как «Базель-2».

Как и в случае с ВТО и действующим валютным законодательством, главным критерием оценки «Базеля-2» является его влияние на конкурентоспособность отечественного банковского сектора. «Базель-2» существенно расширяет перечень рисков, которые анализируются для расчета достаточности капитала, что требует ускорения капитализации банковской системы России.

По мнению экспертов, в развитых странах затраты на внедрение «Базеля-2» и на его дальнейшее соблюдение и применение могут составить от 0,1% до 1% от размера активов кредитных организаций. Введение операционного риска в формулу расчета капитала может сказаться на эффективности устоявшихся направлений банковского бизнеса, поскольку учет ?-факторов, описывающих значение риска по восьми основным видам банковской деятельности: от корпоративного финансирования до брокерских услуг, приведут к перераспределению денежных потоков в экономике. Кроме того, с одной стороны увеличивается возможность расширения клиентской базы российских банков за счет массовых российских компаний, для которых усложнится внешнее финансирование. С другой стороны невозможность для российских банков снижать оценку кредитного риска с учетом рейтингов высококлассных заемщиков еще более снизит их конкурентоспособность по сравнению с иностранными банками.

Определены приоритетные направления повышения конкурентоспособности банковской системы, заключающиеся в диверсификации банковского продукта, развитии контроля и риск-менеджмента, увеличении ресурсов коммерческих банков, повышении уровня прозрачности деятельности банков, оптимизации структуры банковской системы.

Разработанная в диссертации стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы России состоит из четырех основных блоков: увеличение капитализации банков и повышение рентабельности банковской деятельности; расширение объема долгосрочных ресурсов; усиление юридической защиты прав кредиторов; укрепление стабильности банковской системы, расширение рефинансирования, снижение затрат банков и себестоимости банковских услуг.

Наиболее важной из них является задача увеличения капитализации банковского сектора и решение проблемы недостаточности капитала. Объективными причинами ограниченности капитальной базы банков являются относительно невысокая рентабельность банковского сектора по сравнению с другими отраслями и общая недокапитализация отечественной экономики. Решение данной проблемы может быть осуществлено как за счет специальных законодательных инициатив, к которым можно отнести формирование льготного режима налогообложения прибыли финансовых институтов, направляемой на увеличение капитала, так и за счет традиционных инструментов. Привлечение сторонних портфельных и стратегических инвесторов относится к числу наиболее широко распространенных в мировой практике способов привлечение дополнительного капитала. Инфраструктура отечественного рынка ценных бумаг позволяет использовать для улучшения сложившегося положения один из традиционных инструментов, а именно, организация публичного размещения акций банка. Упрощение процедуры выхода банков на финансовый рынок с целью организации IPO позволит не только увеличить уровень капитализации банковской системы, но и постепенно расширит круг инвесторов. Таким образом, решение задачи увеличения капитальной базы банков может быть достигнуто за счет повышения транспарентности бизнеса самих финансовых институтов и последовательных действий регуляторов.

Российские банки, впервые выходящие на международные финансовые рынки, сталкиваются с целой системой базовых требований и стандартов, существенно отличающихся от предъявляемых к ним на отечественном рынке. Это касается, в первую очередь, наличия стратегии развития, адекватной стадии роста и состоянию конъюнктуры местного рынка, достаточного для дальнейшего роста капитала, существования эффективного риск-менеджмента, качественных процедур, принципов корпоративного управления и алгоритмов работы.

К числу системных задач, стоящих перед отечественными банками, относится также формирование инфраструктурных решений по созданию эффективного механизма финансирования инвестиционных проектов в области малого, среднего и крупного бизнеса, организация процессов стимулирования экспорта. Решение данных задач может быть осуществлено, в частности, при помощи создания и усиления роли классических банков развития. Традиционно к числу наиболее значимых целей их деятельности относится аккумулирование средств из различных бюджетных и внебюджетных источников и организация финансирования перспективных отраслей и секторов экономики.

В настоящее время в России действует целый ряд финансовых институтов, к основным задачам деятельности которых относится финансирование инвестиционных проектов и поддержка перспективных отраслей экономики. В первую очередь к таким финансовым институтам относятся Россельхозбанк, Российский Банк Развития, АИЖК. Государственная поддержка банков развития позволит привлечь в данную сферу страховые компании и пенсионные фонды.

По мере развития экономики и изменения потребностей клиентов в число приоритетных входит задача по формированию долгосрочной ресурсной базы для банков. Развитие бизнеса в большинстве секторов экономики начинает требовать более длинных и дешевых средств. Банки в силу многих причин не в состоянии обеспечить все возрастающий спрос на ресурсы. Вследствие этого, общая неразвитость инфраструктуры финансового рынка начинает тормозить развитие экономики. Слабость капитальной и ресурсной базы банков и узость сегмента субъектов парабанковской системы оставляет для использования лишь два источника: государственные финансы и средства, привлекаемые на международных рынках. В этих условиях, банки, ориентирующиеся на соответствие международным стандартам и требованиям, предъявляемым к участникам глобальных финансовых рынков, получают конкурентные преимущества и доступ к новым группам клиентов.

Проблемы финансово-кредитной системы не ограничиваются микро- уровнем. К числу наиболее актуальных задач относится наличие существенного недостатка инвестиций, сопровождающегося увеличением профицита государственного бюджета. В этих условиях, развитие института финансового посредничества, реализующего брокерские функции по осуществлению кредитных операций и расширение круга консалтинговых компаний, может постепенно улучшить ситуацию.

Анализ объемов предложения банковских продуктов, особенно в регионах, показывает, что развитие финансового рынка во многом тормозится проблемой слабости и ограниченности банковской инфраструктуры. Во многих регионах количество филиалов и головных офисов банков очень мало. В этих условиях повышается актуальность задачи развития удобной и доступной банковской инфраструктуры. Стратегические потребности экономики во многом выражаются в необходимости получении качественных и доступных банковских продуктов. Постоянно обостряется проблема нехватки банковских «точек продаж». Так, в России по сравнению с США число банков меньше в 8 раз, а количество филиалов почти в 25 раз. Соотношение количества банков на 100 тыс. чел. населения в России в 1,5 раза меньше, чем в странах ЕС, в России на 100 тыс. жителей приходится 2 филиала банков, в то же время в ЕС данный уровень достигает 46.

Формирование предложения банковских услуг возможно, в том числе, и за счет развития института финансового посредничества. Одной из перспективных форм развития института финансового посредничества является усиление позиций кредитных кооперативов. Данный вид парабанковских учреждений может способствовать решению проблемы кредитования конечных сельхоз производителей, являющихся типичными представителями малого бизнеса и работающих в секторе экономики, подверженном высокому риску.

Кредитные кооперативы являются достаточно распространенным видом института, выполняющего функции финансового посредника. Основной задачей их деятельности является формирование удобной и понятной потребителю, в первую очередь мелкому сельхозпроизводителю, системы доступа к кредитным ресурсам. В России функционирует всего около 600 кредитных кооперативов и они сосредоточены в основном на юге страны. Стимулирование создания и упрощение процедуры регистрации обществ взаимного кредитования и касс взаимопомощи будет стимулировать процесс формирования цивилизованного рынка финансирования мелких сельхозпроизводителей.

Конкурентоспособность во многом определяется возможностью не только следовать за рынком, но и во многом предсказывать направления его развития. Одними из потенциально важных направлений в настоящее время являются private banking (банковское обслуживание состоятельных частных клиентов) и asset management (управление активами). По мере стабильного развития экономики в обществе сокращается страх перед финансовыми вложениями и на первый план выходит потребность в извлечении повышенного дохода. К вложениям в более рискованные финансовые инструменты, как показывает практика, готова незначительная часть клиентуры.

Конкурентоспособность банковской системы заключается не только в возможности удовлетворения постоянно возрастающих потребностей экономики, но и в стимулировании спроса на высокотехнологичные услуги, предлагаемые банками, такие как организация синдицированного финансирования. В отечественной финансовой практике синдицированное финансирование при всех его осязаемых преимуществах, связанных с минимизацией рисков участников синдиката, не имеет в настоящее время широкого распространения из-за опасений участников рынка, что вовлечение большого числа операторов рынка для финансирования их крупных клиентов приведет к установлению сепаратных отношений между заемщиком и участниками синдиката. Вместе с тем, по мере развития информационной среды и унификации стандартов деятельности рынок кредитных ресурсов становится более открытым, в связи с чем финансовые институты вынуждены начинать активное формирование кредитных пулов. Пионерами в этой деятельности являются представители крупнейших отечественных финансовых институтов, таких как Внешторгбанк и Международный Московский Банк. Постепенно накапливает опыт и ряд небольших по размеру банков.

Наилучшие перспективы бизнеса существуют у небольших региональных финансовых институтов. Они обладают, как правило, достаточно сильными позициями на региональном рынке и имеют устойчивую поддержку со стороны местных администраций и бизнес-элит. Это отражается в более устойчивых финансовых показателях. Одной из перспективных форм повышения конкурентоспособности банков является сочетание инвестиционных продуктов с другими банковскими программами. Развитие инвестиционной составляющей может предоставить возможность извлечения дополнительного дохода от традиционных банковских продуктов. Так, одной из наиболее перспективных форм инвестиционного финансирования, которая уже используется ведущими отечественными банками, является «мезонин финанс» - сочетание кредитов, выдаваемых компаниям-клиентам банка с приобретением долей в данных бизнесах и предоставлением возможности обратного опционного выкупа, что позволяет не только улучшить контроль деятельности заемщика, но и повысить общую доходность вложений.

Дочерние банки иностранных финансовых институтов в целом обладают рядом преимуществ по сравнению с российскими банками на целом ряде сегментов рынка (крупный и малый бизнес, потребительское кредитование) не только из-за более привлекательной стоимости финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении, но и наличия отработанных технологий по работе с данными группами клиентов. Вместе с тем, сложная структура управления и наличие длительной процедуры согласования с головными иностранными банками приводит к затруднениям в процессе принятия решений и временным потерям, что позволяет российским банкам в целом быть конкурентоспособными по этим параметрам.

Многие участники российской банковской системы в настоящее время достаточно активно развивают потребительское кредитование. Развитие рынка потребительского кредитования выражается не только в увеличении объемов и росте количества операторов, но и в расширении продуктового ряда и изменении функционала. Нецелевое кредитование предоставляет более широкие возможности по обслуживанию клиентов, по удовлетворению их потребностей в кредитных ресурсах. Банки получают в этом случае не только более полный доступ к клиенту, но и существенно расширяют реализуемый продуктовый ряд. Данный вид кредитования обладает сопоставимым с финансированием целевых покупок уровнем риска, но позволяет строить более устойчивые и длительные отношения с клиентами, что весьма интересно для банков в условиях активизации борьбы за клиента.

Перед органами надзора в настоящее время стоит непростая задача – соблюдение баланса между регулированием доступа зарубежных финансовых институтов на отечественный рынок, являющимся фактором стимулирования конкуренции и защитой суверенной банковской системы. В этих условиях, приобретает важное значение деятельность Центрального банка РФ по повышению общего уровня конкурентоспособности и устойчивости банковской системы.

Сочетание передовых банковских технологий со знанием специфики местных рынков и клиентуры, высокая скорость принятия решений, усиление «нишевой» специализации и капитализация бизнеса в сочетании с применением передовых технологий риск-менеджмента позволит отечественной банковской системе соответствовать требованиям времени и максимально полно удовлетворять потребности экономики.

Одним из важнейших составляющих успеха бизнеса банка в современной экономике является комплексное развитие системы финансового менеджмента и, в частности, совершенствование модулей, связанных с управлением риском. Возможность для банка применять более продвинутые подходы к оценке кредитного риска становится существенным фактором обеспечения его конкурентоспособности.

Отечественная и зарубежная прикладная экономическая наука предлагает банковским специалистам целый набор управленческих технологий, дающих возможность осуществлять построение системы риск-менеджмента, обеспечивающей оценку уровня риска как в оперативно-тактическом плане, так и в стратегической перспективе, а также управление уровнем риска.

В диссертации предложена следующая система оценки риска банка: оценка совокупного риска (анализ технологического и операционного риска; анализ рыночного, ценового, процентного и кредитного рисков, риска ликвидности; анализ риска совершения стратегических ошибок); оценка кредитного риска; оценка ценового, фондового и валютного риска; оценка процентного риска; оценка риска потери ликвидности; оценка риска неоптимального управления портфелем ценных бумаг.

загрузка...