Delist.ru

Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации (18.02.2008)

Автор: Зражевский Владимир Владимирович

Уровни конкурентоспособности в банковской системе

Уровень Объект Факторы, определяющие

конкурентоспособность

Микроуровень Вид банковских продуктов и услуг Качество банковского продукта, услуги, цены

Банк в целом Надежность и стабильность банка

Мезоуровень Объединения банков

(ассоциации, холдинги, группы) Устойчивое улучшение показателей

эффективности использования имеющихся

финансовых ресурсов

Макроуровень Национальная банковская система в целом Общее состояние банковской системы, ее

сбалансированность, инвестиционный климат, кредитная политика и т.п.

Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, в том числе и банковской. В диссертации рассмотрены объекты конкурентоспособности банковской системы и факторы, определяющие его конкурентоспособность, основные из которых: нормативные акты, научно-методические документы; технология оказания банковских услуг; процесс и результаты оказания банковских услуг; банковские работники, банковские специалисты и менеджеры банка; ценные бумаги; инфраструктура банка (внешняя среда); банковская информация; банк в целом.

Вместе с тем, однозначного определения конкурентоспособности как экономической категории нет: каждый автор стремится обобщить это понятие, чтобы его можно было применить к любой экономической сфере деятельности.

Под конкурентоспособностью на микроуровне банковской системы в диссертации предложено понимать соотношение цены и качества (технических и экономических параметров) конкретных банковских продуктов и услуг, продуцируемых отдельными банками. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. На микроуровне банковской системы конкурентоспособность в диссертации рассматривается в трех направлениях:

функциональная - разные банковские продукты и услуги удовлетворяют одну и ту же потребность;

видовая – банковский продукт или услуга с определенными потребительскими качествами удовлетворяет потребность;

межбанковская – преимущество на рынке имеет тот банк, который своими услугами привлек внимание потенциальных потребителей.

В диссертации показано, что конкурентоспособность следует рассматривать как динамическое понятие, которое измеряется степенью изменения перечисленных факторов, и, следовательно, микроконкурентоспособность должна определяться степенью изменения основных оценочных показателей для конкретного банковского продукта и услуги, рассматриваться в динамике.

Существует позиция, что конкурентоспособность банка – результирующая влияния трех факторов: бренда, собственников и сотрудников. Бренд применительно к банку – прежде всего имидж, деловая репутация, транспарентность банка (прозрачность, стремление к раскрытию информации, в том числе о собственниках). Важным фактором на региональном уровне является административный ресурс: на связях во властных структурах порой держится значительная часть клиентов.

Под конкурентоспособностью коммерческого банка следует понимать комплексный динамичный показатель сравнительного уровня развития критериев его деятельности, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг, отражающий, в конечном итоге, эффективность принятия управленческих решений его руководством. Конкурентоспособность банковской услуги – это относительный динамичный показатель ее качественных и стоимостных характеристик, оптимальное соотношение которых обеспечивает: во - первых, удовлетворение конкретной потребности клиентов; во – вторых, выгодное отличие от аналогичных услуг конкурентов.

В числе важнейших целевых ориентиров внутренней работы банка, формирующих уровень его конкурентоспособности, целесообразно рассматривать: критерии качества активов и пассивов, достаточности капитала, доходности и рентабельности.

Под мезоконкурентоспособностью в банковской системе в диссертации предложено понимать эффективность работы банковских групп, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данных групп и описывающим степень их надежности и динамичности при различных вариантах развития экономики России и мировой финансовой системы. При этом банковская группа может включать и банки с низкой микроконкурентоспособностью, используя при этом их имеющиеся конкурентные преимущества по отдельным направлениям.

Решение проблем макроконкурентоспособности отличается особой сложностью, обусловленной масштабностью и многосторонностью национальной банковской системы. Под макроконкурентоспособностью в диссертации понимается эффективность национальной банковской системы России.

Разработана и обоснована методология оценки конкурентоспособности банковской системы, в рамках которой предложена и обоснована система критериев и показателей конкурентоспособности банковской системы, отличающаяся многоступенчатой иерархической системой уровней оценки и учетом специфики основных видов деятельности кредитных организаций, позволяющая выявить конкурентные преимущества для обеспечения надежного, эффективного и конкурентоспособного функционирования банковской системы.

Используя зарубежный опыт, российские экономисты выработали основной понятийный аппарат, описывающий конкурентоспособность товара, предприятия и других уровней экономики, определили ее слагаемые (факторы) и механизм их действия (систему показателей, способы оценки, информационную базу для определения), разработали систему управления конкурентоспособностью, однако эти разработки выполнены применительно к отраслям промышленности, а не к банковской системе.

В диссертационной работе нами рассмотрена конкурентоспособность банковской системы в порядке возрастания уровня конкурентного поля и выполнена оценка конкурентоспособности по микро-, мезо- и макроуровням.

По методологии оценки конкурентоспособности банка наши предложения заключаются в следующем:

уровень конкурентоспособности банка считать средневзвешенной величиной по показателям конкурентоспособности конкурентных банковских продуктов на конкурентных рынках;

отдельно анализировать эффективность деятельности банка, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого банковского продукта и услуги на каждом рынке;

отдельно рассчитывать показатель устойчивости функционирования банка;

прогнозировать указанные комплексные показатели на период до 5 лет.

Конкурентоспособность на мезоуровне будет определяться на уровне банковских групп. Создание банковских групп усиливает конкурентные преимущества отдельных банков. Оценка конкурентоспособности на мезоуровне аналогична оценкам, применимыми на уровне отдельного банка.

Конкурентные преимущества банковских групп состоят в следующем:

• создание банковских групп позволяет осуществить предоставление долгосрочного кредита на инвестиционные цели и распределить риск между его участниками;

• банки - участники групп меньше зависят от региональной конъюнктуры и изменения положения на рынке банковских услуг;

• для того чтобы приобрести полный контроль над тем или иным банком, инвестиций требуется меньше, чем для поглощения, так как при приобретении части акций поглощаемого банка цена за одну такую акцию будет меньше, чем аналогичный показатель при покупке всех акций. Это обусловлено и тем, что акции могут скупаться постепенно по заранее фиксированной цене;

• достигается определенный эффект операционной экономии, но он меньше, чем мог бы быть достигнут при слиянии.

Конкурентоспособность банковской группы рекомендуется определять по ведущим кредитным организациям, удельный вес которых составляет примерно 60% от объема услуг в банковской системе в целом.

Уровень конкурентоспособности будет определяться по формуле:

где Кбгр - конкурентоспособность банковской группы; n - количество ведущих банковских групп в банковской системе; (i – удельный вес i-го банка по объему банковских услуг среди n - организаций, входящих в банковскую группу; Кб – конкурентоспособность i-й организации, входящей в банковскую группу.

загрузка...