Delist.ru

Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг. (18.02.2008)

Автор: Воротникова Анна Эдуардовна

Амбивалентное восприятие языка в романе делает предельно сложным постижение жизненного выбора героини. Противоречивость образа Кассандры, проявляющаяся в ее отношениях с Энеем (несмотря на свою любовь к нему, она отказывается бежать с ним из Трои), с женским сообществом (породнившись с ним на короткое время, царевна все-таки покидает его), со своим народом (она чувствует близость и одновременно чуждость ему), может быть объяснена трагическим несовпадением объективных обстоятельств, толкающих пророчицу в объятия смерти, и богатых индивидуальных потенций героини, еще только ждущих своей реализации. Трагическое ощущение неосуществимости «конкретной утопии» в судьбе Кассандры преодолевается за счет введения фигуры повествователя и открытия романной перспективы, обращенной в будущее. В связи с этим монологическая форма романа перестает восприниматься как выражение отчаяния и неверия в возможность духовной самореализации личности, принимает на себя жизнеутверждающую функцию.

В романе возникает необычная ситуация дублирования сознаний повествователя и Кассандры: не только повествователь предается раздумьям о судьбе Приамовой дочери, но и та, в свою очередь, размышляет о нем как о представителе далекого будущего, которому она адресует свое послание. Ворота, ведущие в Микены (место казни пленной пророчицы), – магическое место, где стирается промежуток в три тысяч лет и сливаются в единый поток сознания героини и повествователя. Пространственно-временная точка зрения является в «Кассандре» важнейшим способом представления авторской позиции.

Особый смысл заключен в незавершенности личностного становления вольфовской героини. Трагизм судьбы Кассандры, пережившей высший духовный подъем, но обреченной на гибель, преодолевается благодаря повествователю, подхватившему оборвавшееся слово героини. Так в «Кассандре» утверждается идея бессмертия того лучшего, что составляет человеческую экзистенцию. Использование гиноцентрического принципа в произведении Вольф становится основой для широких обобщений бытийного характера.

В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования и контурно намечаются дальнейшие изменения в осмыслении идеи женственности и использовании принципа гиноцентризма в литературе рубежа веков. Рассмотрение наиболее репрезентативных немецкоязычных произведений, созданных писательницами в 70–80-е гг. ХХ века, позволяет установить активный характер гиноцентрического принципа, который присутствует в каждом из романов как некий ориентир, направляющий творческие поиски автора. Введение этого принципа в художественную ткань позволяет добиться обобщенно-концентрированного представления самых разных проблем: начиная узкими, приватными, и кончая глобальными, экзистенциальными. Гиноцентризму подвластно исследование современности и истории, творчества и быта, общественной жизни и индивидуальной. Все произведения, несмотря на многообразие концепций женского бытия, обнаруживают много общего в идейном и эстетическом планах, что объясняется наличием в них единого идейно-методологического стержня – гиноцентрического принципа.

На исходе второго тысячелетия в общественной жизни Запада наблюдается процесс преобразования гендерных стереотипов и нивелирования различий между мужскими и женскими ролями, в связи с чем принцип гиноцентризма отчасти утрачивает свою актуальность. В произведениях молодых писательниц (М. Ветцель, К. Ланге-Мюллер, Ю. Герман, Цоё Йенни) наблюдается ситуация, когда представители двух полов меняются традиционно присущими им чертами. В конце ХХ века в сфере художественного слова находит бытование общезначимая философская тенденция отрицания предзаданности в реализации гендерной принадлежности (идею размытости границ мужского и женского сознаний демонстрирует, в частности, роман «Приданое» У. Дрезнер). Если авторы 1970–1980-х гг. воплощали в своем творчестве эмансипаторский опыт обретения женской самоидентичности, в 1990–2000 гг. проблема феминистского освобождения теряет свою прежнюю остроту, а вместе с ней уходит накал страстей, сопровождающий противостояние полов, – образуется пустота.

Тем не менее гиноцентрический принцип не исчезает полностью из литературы женских авторов (творчество М. Марон, К. Вольф и др.). Это и понятно, поскольку утрата интереса к гендерной принадлежности чревата, в конечном счете, потерей личностной идентификации. Мир, в котором нарушается принцип иерархии, в том числе гендерной, едва ли может считаться жизнеспособным. Новая иерархия преобразованных гендерных сущностей должна восстановиться по непреложному закону бытия. И, возможно, тогда будет обретено новое – просветленное – видение извечной проблемы различия мужчины и женщины.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Воротникова А.Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.: монография / А.Э. Воротникова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 274 с. (17,1 п.л.)

2. Воротникова А.Э. Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра»: монография / А.Э. Воротникова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 150 с. (9,4 п.л.)

3. Воротникова А.Э. «Женский роман» Германии и Австрии 70–80-х годов ХХ века: Новаторство или верность традиции? / А.Э. Воротникова // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2006. – 2 (ч. 2). – С. 298-318. (1,3 п.л.)

4. Воротникова А.Э. Переводческая стратегия в романе К. Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – 2006. – № 2. – С. 120-127. (1 п.л.)

5. Воротникова А.Э. Новая притча о любви в романе Э. Елинек «Любовницы» / А.Э. Воротникова // Вестник ВГУ. Серия «Филология. Журналистика». – 2006. – № 2. – С. 56-61. (0,8 п.л.)

6. Воротникова А.Э. Опыт «трансвестии» в романе К. Рейниг «Оскопление» / А.Э. Воротникова // Вестник ТГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – Вып. 4 (48). – С. 155-158. (0,6 п.л.)

7. Воротникова А.Э. Уровни коммуникации в романе Кристы Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 7. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2000. – С. 117. (0,1 п.л.)

8. Воротникова А.Э. Мужская цивилизация и ее альтернатива в романе К. Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // Эйхенбаумовские чтения: материалы межвузовской научной конференции. – Воронеж: ВГПУ, 2000. – С. 12-13. (0,1 п.л.)

9. Воротникова А.Э. Миф и ее функционирование в романе К. Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // XIII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сборник статей и материалов. – М.: МПГУ, 2001. – С. 39-40. (0,1 п.л.)

10. Воротникова А.Э. Голоса и их роль в романе Кристы Вольф «Медея» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 8. – Воронеж: Полиграф, 2001. – С. 193-194. (0,1 п.л.)

11. Воротникова А.Э. Образы античной литературы в «Кассандре» Кристы Вольф / А.Э. Воротникова // Перекличка времен: проблемы сравнительного литературоведения: [сб. ст.]. – Воронеж: Центрально-Черноземное изд-во, 2001. – С. 85-92. (0,5 п.л.)

12. Воротникова А.Э. Повествовательная форма в романе К. Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // Труды молодых ученых ВГУ. Вып. 3. – Воронеж: ВГУ, 2001. – С. 385-388. (0,6 п.л.)

13. Воротникова А.Э. Диалог одиночества в повести К. Вольф «Нет места. Нигде» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 9. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. – С. 166-167. (0,1 п.л.)

14. Воротникова А.Э. Развенчание политических мифов в романе К. Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сборник статей и материалов. – М.: МПГУ, 2002. – С. 46-47. (0,1 п.л.)

15. Воротникова А.Э. Виртуальный дискурс в повести К. Вольф «Нет места. Нигде» / А.Э. Воротникова // Проблемы германистики: Язык. Литература. Преподавание: [сб. ст.]. Вып. 1. – Воронеж: Истоки, 2003. – С. 115-121. (0,4 п.л.)

16. Воротникова А.Э. Вечность и современность в прозе Кристы Вольф: 80-е годы ХХ века / А.Э. Воротникова // Балтийский филологический курьер: Научный журнал. – Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2003, № 3. – С. 230-236. (0,4 п.л.)

17. Воротникова А.Э. Концепция взаимоотношений полов и проблема языка в романе И. Бахман «Малина» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 13. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2004. – С. 194-195.

18. Воротникова А.Э. Пространство и время в романе И. Бахман «Малина» / А.Э. Воротникова // Проблемы истории литературы: материалы Третьей международной литературоведческой конференции. Выпуск восемнадцатый / Отв. ред. А.А. Гугнин. – Москва-Новополоцк: Институт славяноведения РАН, Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова, Полоцкий государственный университет, 2004. – С. 370-378. (0,6 п.л.)

19. Воротникова А.Э. Принципы женской эстетики в романе И. Бахман «Малина» / А.Э. Воротникова // Эйхенбаумовские чтения и мировая культура XVIII-XIX веков: материалы Пятой международной конференции по гуманитарным наукам. Вып. 5. Часть 2. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – С. 176-181. (0,3 п.л.)

20. Воротникова А.Э. «Холод» любви в романе Э. Елинек «Любовницы» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 15. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2005. – С. 51-54. (0,3 п.л.)

21. Воротникова А.Э. Растабуированные любовь, музыка и смерть в романе Э. Елинек «Пианистка» / А.Э. Воротникова // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации: материалы международной конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – С. 199-208. (0,6 п.л.)

22. Воротникова А.Э. Oesterreichische Frauenliteratur in den 70-80-er Jahren des 20. Jahrhunderts (Leben und Schaffen von E. Jelinek, I. Bachmann, B. Frischmuth): учебно-методическое пособие / А.Э. Воротникова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 79 с. (5 п.л.)

23. Воротникова А.Э. «Неженский» роман Э. Елинек «Пианистка» / А.Э. Воротникова // Балтийский филологический курьер: Научный журнал. – Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2005, № 5. – С. 371-384. (0,9 п.л.)

24. Воротникова А.Э. Констелляция образов и проблема авторства в романе И. Бахман «Малина» / А.Э. Воротникова // Филологические записки. Вып. 24. – Воронеж: ВГУ, 2006. – C. 168-176. (0,6 п.л.)

25. Воротникова А.Э. Особенности перевода средств образной выразительности в романе Э. Елинек «Пианистка» (перевод А. Белобратова) / А.Э. Воротникова // Перевод: Язык и культура: материалы VI международной конференции. Вып. 6. – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 291-298. (0,5 п.л.)

26. Воротникова А.Э. Общение женщины с миром в романе Б. Фришмут «Лунные женщины» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции / Под ред. И.А. Стернина, А.В. Рудаковой. Вып. 17. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2006. – C. 30-33. (0,3 п.л.)

27. Воротникова А.Э. Мир индивидуалистов сквозь призму общения (на материале романа Э. Елинек «Пианистка») / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 19. / Под ред. И.А. Стернина, А.В. Рудаковой. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2007. – С. 14-19. (0,4 п.л.)

28. Воротникова А.Э. «Смерть автора» в современной женской романистике / А.Э. Воротникова // Вестник ВГУ. – Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 1. – С. 161-172. (0,8 п.л.)

29. Воротникова А.Э. Сложности перевода экспериментальной прозы (на материале романа Э. Елинек «Любовницы») / А.Э. Воротникова // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – 2007. – № 1. – С. 140-148. (1,3 п.л.)

30. Worotnikowa А. Renata Cornejo: Das Dilemma des weiblichen Ich. Untersuchungen zur Prosa der 1980er Jahre von Elfriede Jelinek, Anna Mitgutsch und Elisabeth Reichart. Wien: Praesens Verlag, 2006. – 245 S. (Rezension) / A. Worotnikowa // Oesterreichische Literatur: Zentrum und Peripherie. Jahrbuch der Oesterreich-Bibliothek in St. Petersburg (2005-2006) Bd. 7. – St. Petersburg: Verl. „Petersburg. XXI VEK“, 2007. – S. 245-248. (0,3 п.л.)

31. Воротникова А.Э. Дискурсивные особенности внутреннего монолога в романе К. Вольф «Кассандра» / А.Э. Воротникова // Лингвистика ХХI века: актуальные направления: сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 42-48. (0,4 п.л.)

32. Воротникова А.Э. Разрушение женской утопии (на материале романов «Линька» В. Штефан, «Кассандра» и «Медея» К. Вольф) / А.Э. Воротникова // Балтийский филологический курьер: Научный журнал. – Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2007, № 6. – С. 249-259. (0,7 п.л.)

Публикации №№ 3, 4, 5, 6 осуществлены в периодических изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии.

загрузка...