Delist.ru

Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг. (18.02.2008)

Автор: Воротникова Анна Эдуардовна

Воротникова Анна Эдуардовна

ГИНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ

ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ 1970–1980-х гг.

Специальность: 10. 01. 03 – литература народов стран зарубежья

(литература стран германской и романской языковых семей)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Воронеж – 2008

Работа выполнена в Воронежском государственном университете

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Якушева Галина Викторовна

доктор филологических наук, профессор

Кауфман Лия Соломоновна

доктор филологических наук, профессор

Цветков Юрий Леонидович

Ведущая организация: Калининградский государственный

университет им. И. Канта

Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 038. 14 в Воронежском государственном университете (394006, г. Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд. 18).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан « » 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.А. Бердникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1970–1980-е гг. – эпоха кардинального перелома в «женской истории», вызванного общедемократическими изменениями в жизни Запада и, в первую очередь, подъемом феминистского движения. Искусство слова, всегда чутко откликающееся на динамичные преобразования реального мира, переживает в последней трети ХХ столетия настоящий «женский бум»: представительницы слабого пола входят в литературу и как авторы произведений, и как их главные героини.

Проблемы социального бесправия женщины и возможностей ее духовно-личностной самореализации, и прежде не оставлявшие равнодушными писателей, приобрели поистине самодовлеющий характер в 1970–1980-х гг., в период эмансипаторского взлета. В это время сформировалось особое видение женственности: ее образ утратил четкие очертания, обнаружил онтологически заложенную в нем конфликтность и противоречивость. Авторы попытались приблизиться к образу новой женщины, придав ему доминантный статус в бытийной картине мира, сделав его основой осмысления широкой общественной, культурной, экзистенциальной проблематики.

Попытки определения литературы, обращенной к постижению новой женственности, привели к возникновению ряда терминов: «женская литература», «феминная литература», «феминистская литература», «женская эстетика». Однако терминологическое разнообразие, скрывающее множественность методологических подходов, не проясняет вовсе или проясняет лишь частично природу обозначившегося явления. Намеченные в исследовании «женской литературы» научные понятия взывают к более глубокому осмыслению и дальнейшей дифференциации.

Работы, посвященные изучению немецкоязычной «женской литературы», которая рассматривается в данной диссертации, носят в большинстве своем междисциплинарный характер. Концепции культурологической направленности ориентированы на раскрытие причин исторического аутсайдерства слабого пола (С. Бовеншен 1976, 1979), в то время как философские работы онтологизируют понятие женственности, лишая его связи с социальным контекстом действительности (статьи Э. Ленк, 1976; Ф. Гассауэр, 1980, 1983; Э. Мейер, 1978). В ряде исследований литературоведческий анализ конкретных произведений уступает место теоретизированию по поводу того, что есть «женская эстетика» (К. Рихтер-Шредер, 1986; З. Вейгель, 1983, 1987).

Более широкое видение изучаемого явления определяет исследования, в которых утверждается неразрывность связи между феминистской идейностью «женской литературы» и художественными способами ее воплощения (монографии М. Брюгман, 1986; М. Юргенсена, 1986). Подобные работы в большей степени обращены к выведению конкретных идейно-тематических доминант женского творчества при учете обусловивших их социально-исторических условий, а не к теоретическому конструированию лишенной эмпирических оснований «женской эстетики».

Представление «женской литературы» с разных, подчас диаметрально противоположных идейно-методологических позиций (сборник статей под редакцией Г. Пукнуса «Новая женская литература: немецкоязычные писательницы современности», 1980; двухтомное исследование под редакцией Г. Бринкер-Габлер, 1988) служит созданию панорамного охвата темы, но не вносит в нее необходимой ясности: размываются понятийные границы исследуемого явления, и утрачивается концептуальная четкость.

В предлагаемом исследовании предпринимается попытка проникновения в сущность «женской литературы» на основании анализа произведений отдельных авторов. О творчестве писательниц последней трети ХХ века написано много, что, однако, не решает проблемы. Подобные работы как в западной, так и в отечественной германистике замкнуты на произведениях одного автора, а потому вырывают их из контекста «женской литературы» и мало дают для понимания этой литературы как целостного явления.

Сомнительным следует считать отбор анализируемых произведений в существующих на сегодняшний день исследованиях. Например, в монографии Р. Шмидт (1982) наиболее подробно изучаются радикальные феминистские романы и почти полностью игнорируется иной – толерантный и общечеловеческий – тип женских произведений, что ведет к искажению картины «женской литературы», ее неоправданному сужению.

В общетеоретических и специальных работах, посвященных творчеству современных немецкоязычных писательниц, сущность понятия «женской литературы» и смежного с ним понятия «женской эстетики» так и остается не выявленной полностью. Для прояснения ситуации, которая сложилась в современной филологической науке вокруг наметившихся в искусстве слова 1970–1980-х гг. феноменов, целесообразным представляется введение понятия гиноцентризм (gyne – греч. «женщина»). Термин заимствован из области гендерных исследований, где он обозначает специфическую конфигурацию властных отношений, предполагающую доминирование слабого пола в социальной и культурной жизни.

В предлагаемой работе гиноцентризм получает статус литературоведческого понятия и трактуется как идейно-эстетический принцип воссоздания и осмысления бытийной диалектики, реализующийся через обращение к доминантному в художественно-концептуальной системе произведения образу женщины. Актуализация понятия «гиноцентризм» позволяет сузить неоправданно расширенную сферу изучения так называемой «женской литературы» и «женской эстетики» и добиться большей определенности в их понимании.

Актуальность проведенного исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка проникновения в сущность все еще не познанного до конца явления «женской литературы», рассматриваемой под особым методологическим углом зрения – с учетом ее гиноцентрической направленности.

При общности идеи доминантного положения женщины в художественной картине бытия концепция женственности получает неоднозначное наполнение в гиноцентрических произведениях последней трети ХХ столетия. Специфика решения проблемы «женщина» приобретает непосредственное значение, когда автор обращается к ней как к ведущему идейному принципу при воспроизведении характеров, формировании образной системы, выборе повествовательной перспективы, построении сюжета и композиции. Поскольку существует прямая зависимость между концепцией женственности и выбором художественных средств ее воплощения (композиция, хронотоп, языковая деконструкция, повествовательная перспектива и т. п.), следует говорить о гиноцентризме не только как об идейном, но и как об эстетическом принципе.

Введение понятия «гиноцентризм» позволяет выбрать такой методологический ракурс исследования, благодаря которому удается избежать абсолютизации критерия гендерного авторства: гиноцентрический принцип может входить и в мужское творчество (Э. Паниц, П. Хандке и др.). Но поскольку гиноцентрический принцип наиболее полно реализовался в произведениях авторов-женщин, то и художественные варианты его воплощения исследуются в данной диссертации прежде всего в женских немецкоязычных романах 1970–1980-х гг.: «Малина» И. Бахман, «Кассандра» К. Вольф, «Лунные женщины» Б. Фришмут, «Любовницы» и «Пианистка» Э. Елинек, «Оскопление» К. Рейниг, «Пол мыслей» Ю. Генрих, «Линька» В. Штефан. Соответственно объектом исследования следует считать гиноцентрические романы обозначенного периода, а предметом исследования – особенности их поэтики и проблематики.

Хронологические рамки отбора произведений определяются с учетом социально-исторической и культурной ситуации. Конец 1960-х гг. – время студенческих волнений, подрывных тенденций в социалистическом мире, новой волны феминизма, активизировавшей деятельность женщин повсеместно, в том числе на поприще искусства. С этого момента и вплоть до середины 1980-х гг. гиноцентрический принцип приобретает едва ли не первостепенное значение в творчестве авторов-женщин. На конец 1980-х – начало 1990-х гг. приходится окончательное крушение социалистического лагеря, объединение Германии, изменение полоролевых отношений в сторону их унификации. В это время наблюдается некоторое снижение актуальности гиноцентрического принципа художественного осмысления действительности.

Социально-историческая специфика произведений писательниц Австрии, ГДР и ФРГ никоим образом не игнорируется в работе, но и не абсолютизируется. В 1970–1980-е гг., когда отошли в историю первые десятилетия раздельного строительства двух антагонистических систем, более значимым, чем внешние идейные различия, порожденные преходящими условиями социальной действительности, оказалось глубинное родство гиноцентрических произведений писательниц из ГДР и из капиталистических немецкоязычных стран.

1970–1980-е гг. – чрезвычайно насыщенная пора в истории немецкоязычной литературы в целом и «женской» в частности, поэтому исчерпывающий охват материала не является целью данного исследования. Более важным представляется рассмотрение явления в его единстве и индивидуальной для каждой писательницы специфике. В диссертации исследуется творчество как всемирно известных писательниц, чьи имена уже вошли в историю литературы (К. Вольф, Э. Елинек, И. Бахман), так и их менее знаменитых соотечественниц, чье творчество интересно главным образом как социокультурный феномен (например, В. Штефан). Подобное «соседство» призвано выявить многообразие концепций женского бытия, представленных сквозь призму гиноцентрического принципа.

Страницы: 1  2  3  4  5  6