Delist.ru

Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения дополнительного профессионального образования (18.02.2008)

Автор: Матвеева Татьяна Владимировна

Инноватор - лидер.

Инноватор - посредник.

Неинноватор.

В работе установлено наличие некоторых причинно-следственных связей между элементами инновационного развития (рис. 9).

Рис. 9. Взаимосвязь системы ДПО и конкурентных преимуществ

?????????????

?????????\

?????????\

????????

для усиления конкурентных преимуществ системы ДПО.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность и потенциал системы ДПО, приведены на рис. 10.

В отличие от традиционной постановки вопроса, многообразие факторов, создающих конкурентное преимущество ДПО, можно сгруппировать в две самостоятельные категории, которые, исходя из создаваемых ими преимуществ, могут быть внутренними и внешними.

Рис.10. Факторы, влияющие на конкурентоспособность и потенциал системы ДПО

6. Конкретизированы подходы к формированию инновационного обеспечения показателей качества в системе дополнительного профессионального образования

Мировой опыт показывает, что система управления качеством позволяет добиваться постоянного совершенствования процесса предоставления образовательных услуг на основе системного и процессного подходов и достигать высокого уровня подготовки специалистов. Современная система образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг, имеющая свои особенности: многоаспектность или многогранность, многоуровневость конечных результатов, многосубъектность, многокритериальность, полихронность, инвариантность и др.

В работе проведен анализ понятий «качество», «качество образовательных услуг», «качество дополнительного профессионального образования» с позиции экономических категорий. Отмечено, что понятие качества включает три элемента – объект, потребности, характеристики.

Анализ проблемы качества образования на мировом и российском уровне в целом способствовал выделению основных факторов, влияющих на качество ДПО. Среди основных факторов, имеющих высокую степень влияния на качество ДПО, отметили следующие: уровень подготовки слушателей; качество образовательных программ; уровень профессиональной подготовки педагогов; технологии обучения; учебно-методическая литература; отношение студентов к учебе. Нами подчеркнуто, что основным фактором, влияющим на качество ДПО, является удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.

Совершенствование системы качества в сфере ДПО является неотделимой частью инновационного обеспечения данной образовательной системы, повышающей ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. До настоящего времени вузами России не проводилось детального рассмотрения оценки качества системы ДПО. Оценка качества системы ДПО проводилась по нескольким показателям, входящим в реестр основных мероприятий и процессов вуза.

Разработанный инновационный подход к системе менеджмента качества ДПО подразумевает использование обобщенной типовой модели СК вуза, основанной на требованиях и рекомендациях документов и моделей, применяемых в общероссийской системе оценки качества образования (ОСОКО), а именно: «Стандарты и директивы ENQA», модели системы менеджмента качества, принятой в стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), модели самооценки и совершенствования деятельности вуза в области менеджмента качества. В результате этого предложена модель самооценки и совершенствования системы ДПО и представлены гарантии качества в системе ДПО.

Целесообразно отметить, что особенность модели самооценки и совершенствования системы ДПО заключается в представлении следующих основных критериев: компетентность преподавателей, рекламная деятельность и удовлетворенность слушателей и работодателей. На основании проведенного мониторинга удовлетворенности слушателей, преподавателей и работодателей качеством образовательных услуг, предоставляемых ЦДПП УГТУ-УПИ, выделены 28 подкритериев, характеризующих работу данного центра. Так, например, на рис. 11 показаны основные подкритерии, влияющие на выбор учреждения ДПО.

Анализ данных, представленных на рис.11, показывает, что основными показателями, по мнению работодателей, влияющими на выбор учреждения ДПО, являются теоретические и практические знания, полученные на основе применения электронных учебно-методических комплексов, учитывающих компетентностный и личностный подход к обучению, а также высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава.

Рис.11. Основные подкритерии, влияющие на выбор учреждения ДПО

Исходя из вышесказанного, в работе выделены следующие подходы к формированию инновационного обеспечения модели СМК ДПО. На рис.12 представлено взаимодействие системы качества ДПО и маркетинговой среды на основе процессного подхода.

Рис.12. Формирование модели СМК ДПО

По отношению к конкретному образовательному учреждению принято различать внешнюю маркетинговую среду (макроуровень), среду окружения (мезоуровень) и внутреннюю маркетинговую среду (микроуровень). При этом мы придерживаемся мнения, что маркетинговая среда представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на качество процессов и мероприятий в системе ДПО, на качество результатов обучения.

Этот факт позволил представить гарантии качества в системе ДПО следующим образом (рис. 13).

Особенность представления гарантии качества в системе ДПО заключается в том, что первым этапом при разработке предложенных нами гарантий является определение маркетинговой среды системы ДПО с целью составления SWOT-анализа учреждения ДПО, и организации системы управления маркетингом образовательных услуг в сфере ДПО, что позволяет в зависимости от рыночной ситуации эффективно реализовывать целевые и стратегические мероприятия по повышению значимости образовательных услуг для потребителей в соотношении цены и качества, тем самым активизировать действия по планированию, управлению, обеспечению и улучшению качества в системе ДПО.

Второй отличительной чертой является проведение мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг (слушателей, работодателей и преподавателей) и обобщение результатов исследования потребительской оценки качества образования, сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей, что обеспечивает гарантии качества в системе ДПО, основанные на самооценке.

Нами подтверждено, что гарантии качества в системе ДПО обеспечиваются средствами и мероприятиями, характерными для процессного подхода в системе измерения, контроля, мониторинга, анализа и улучшения качества; реализации требований к ответственности руководства, к процессам жизненного цикла продукции ОУ, к управлению ресурсами, к проведению внутренних аудитов и устранению несоответствий, к разработке документации СК объекта ДПО.

Автором сформирован механизм оценивания показателей инновационного обеспечения объекта ДПО на примере ЦДПП УГТУ-УПИ с учетом применения инновационного подхода к процессу обучения. Данный подход обеспечивает неформализованное интегрированное обучение, основанное на индивидуальном подходе к взрослому слушателю и организации образовательного пространства личности с учетом качества первоначальной профессиональной подготовки, степени творчества, самостоятельности и социального статуса. Немаловажным условием организации учебного процесса является не только способность преподавателей воспринимать инновационные мероприятия, но и внедрять их.

Рис.13. Гарантии качества в системе ДПО

В исследовании конкретизировано и подчеркнуто, что внедрение инновационной формы обучения на основе использования электронных учебно-методических комплексов и представления результатов электронного тестирования с использованием зашифрованного кода-ответа повышает самостоятельно креативный аспект в обучении слушателей.

Разработанная стратегия инновационного обеспечения ДПО направлена на интенсивное расширение рынка образовательных услуг. Уральский регион, имеющий огромный интеллектуальный потенциал, способен увеличить масштабы образовательной деятельности и создать эффективный образовательный конгломерат, обеспечивающий интернационализацию образования. Перспективным направлением развития является создание стратегических альянсов для реализации совместных международных образовательных программ. Предложенный методологический подход позволяет соизмерять конечный полезный результат, полученный вследствие инновационного обеспечения системы ДПО, с заданными целевыми установками.

III. ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Теоретические положения, методическая база и методика исследования, выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Исследование базировалось на общенаучной методологии теории познания. В качестве общей методологии проведения исследования принят системный подход к проблемам, определяемым целью работы. В процессе исследования использовались теоретические и методологические положения инновационного и стратегического менеджмента, современные концепции управления экономикой, а также отечественный и зарубежный опыт управления системой ДПО. Изучены два экономических процесса: конкуренция как проявление конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг, с одной стороны, и инновационная деятельность как средство обеспечения конкурентоспособности системы ДПО на основе гарантий качества, с другой.

Личный вклад автора в проведенном исследовании и получении научных результатов заключается в:

постановке и обосновании цели исследования, выбора объекта исследования, определении совокупности задач исследования и их решения;

разработке показателей инновационного обеспечения, способствующих функционированию и развитию системы ДПО, которые могут быть применимы к различным социально-экономическим системам управления, что позволяет совершенствовать теорию инновационного менеджмента;

формировании методологических подходов к целенаправленному, устойчивому, системному развитию данной образовательной сферы, ориентированных на проведение эмпирических и практических исследований инновационного обеспечения системы ДПО;

систематизации методов оценки инновационного обеспечения системы ДПО с целью оптимизации эффективности нововведений в сфере дополнительных образовательных услуг;

загрузка...