Delist.ru

Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения дополнительного профессионального образования (18.02.2008)

Автор: Матвеева Татьяна Владимировна

Уральского региона Показатели

конкуренто-способности Темп роста, % Доля

рынка, %

2005 2006

2005 2006

Уральский государственный технический университет – УПИ (УГТУ-УПИ) 0,95 1,04 109 22 23

Челябинский политехнический университет (ЧПТУ) 0,52 0,65 125 20 22

Пермский политехнический университет (ППТУ) 0,61 0,84 138 15 18

Уральский государственный университет (УрГУ) 0,74 0,83 112 18 25

Применительно к исследуемым объектам выделены следующие направления маркетинговой политики с использованием элементов маргинального анализа – возможности оказывать одновременно несколько видов конкурентоспособных услуг. Наиболее эффективный вариант выбирается с более высокими потребительскими свойствами.

4. Выявлены особенности активизации инновационного процесса в дополнительном профессиональном образовании. Обоснована и разработана концептуальная модель реформирования и трансформации сферы дополнительных образовательных услуг средствами инновационного обеспечения

Проведенная классификация инноваций и оценка современных тенденций развития системы ДПО свидетельствует о том, что стратегия усиления конкурентоспособности за счет лидерства в инновационной деятельности оправдана и дает хорошие результаты.

Для учета конкурентных позиций одного из объектов ДПО ЦДПП УГТУ-УПИ была разработана диаграмма инновационного развития (рис. 7). Для этого были отобраны студенты семи ведущих факультетов УГТУ-УПИ, которые обучались в ЦДПП по программам дополнительной профессиональной переподготовки.

Рис. 7. Диаграмма инновационного развития ЦДПП УГТУ-УПИ

РТФ – радиотехнический факультет;

СФ – строительный факультет; ММФ – механико-машиностроительный факультет;

ФГО – факультет гуманитарного образования;

МТФ – металлургический факультет; ХТФ – химико-технологический факультет;

ЭТФ – электротехнический факультет

Система повышения конкурентоспособности инновационными средствами включает такие основные элементы, как финансирование, внутрифирменное планирование, маркетинговые исследования.

Модель повышения степени инновационного обеспечения системы ДПО должна сочетаться с ростом эффективности функционирования самой системы, поскольку никакое управление не позволит системе превзойти величину ее максимального уровня эффективности. Пределы, до которых целесообразно усложнение системы инновационного обеспечения, определяются методом «эффект инновационного обеспечениязатраты».

Метод основан на том, что с экономической точки зрения улучшение существующей системы инновационного обеспечения целесообразно до тех пор, пока эффект от улучшения превышает затраты на совершенствование. Пределом является тот момент, когда на единицу дополнительных затрат мы получаем единицу прироста эффекта (рис. 8).

Рис. 8. Диаграмма «эффект инновационного обеспечениязатраты»

В работе обосновано, что каждая точка кривой а соответствует затратам, на основе которых рассчитываются искомые значения эффективности инновационного обеспечения системы ДПО. Максимум прироста эффекта на единицу затрат соответствует точке оптимума устойчивости системы дополнительного профессионального образования – 0,427 от максимальной величины затрат.

Эффективность функционирования инновационного обеспечения системы ДПО зависит от оптимального соотношения между величинами, обеспечивающими передачу информации по уровням управления инновациями.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, координации действий всех ее субъектов, с другой интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному процессу и внедрению новаторских процессов в условиях трансформации экономики и высшей школы.

Параллельно с процессом инновационного обеспечения системы ДПО необходима разработка и внедрение современных моделей обучения, таких как неформализованное интегрированное обучение с использованием образовательной дистанционно-модульной системы, включающей сетевые технологии и электронные учебно-методические комплексы.

5. Сформулирована концепция конкурентного статуса дополнительного профессионального образования на основе математического моделирования

В настоящее время ощущается недостаток инновационных разработок в системе ДПО. Это особенно важно, т.к. обеспечение конкурентного статуса дополнительного профессионального образования возможно только на основе инновационного развития.

Необходимым условием моделирования является определение степени достаточности условий, формируемых элементами развития дополнительного профессионального образования условиям внешней среды, что характеризуется высокой динамичностью.

В специально организованном инновационном процессе обучения преобразуется как продуктивность обучения, так и сама личность новатора.

Остается лишь постоянно отслеживать эти изменения, прогнозировать темпы роста и на основе обработки полученной информации определять, насколько благоприятны условия внешней среды для достижения максимального значения уровня конкурентного статуса (КС) на том или ином этапе жизненного цикла продукции ДПО.

Стратегия управления инновационным и социально-экономическим развитием системы ДПО в современных условиях должна принимать во внимание результаты теории общего менеджмента, экономической теории, теории управления нововведениями.

Уровень конкурентного статуса (УКС) зависит от уровня рациональности, эффективности функционирования системы ДПО и характера влияния внешней среды:

УКС = f (СП, dHP), (2)

СП – стратегический потенциал;

dHP – степень диверсификации ДПО.

На основе количественной оценки определен рейтинг ДПО по уровню конкурентного преимущества.

Дополняя общеизвестные позиции при оценке конкурентоспособности, отмечено, что концепция инновационного обеспечения системы ДПО должна включать маркетинговые исследования образовательных технологий, бенчмаркинг и инвестиционную деятельность.

Для повышения достоверности полученных результатов необходимо оптимизировать исходные зависимости. На основе полученных данных можно провести анализ дефицитности образовательных услуг и ресурсов и исследовать три позиции развития ДПО:

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11