Delist.ru

Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения дополнительного профессионального образования (18.02.2008)

Автор: Матвеева Татьяна Владимировна

внешняя среда в виде информационного I(t) и ресурсного потоков R(t), которые накладывают ограничения на А (t);

состояние входов X(t);

состояние выходов Y(t) и других параметров системы.

Для непрерывных динамических систем уравнение состояния записывается в следующем виде:

где dA/dt – приращение функции состояния системы;

F – функция, определяющая эволюцию системы.

Инновационные системы относятся к типу открытых и сложных систем. Экономическая устойчивость ДПО, как системы, в проведенных исследованиях определяется состоянием всех его ресурсов, при которых оно способно сохранить свое качество в условиях динамичной среды и внутренних трансформаций.

В работе дано обоснование формирования конкурентоспособной системы ДПО на примере Центра дополнительной профессиональной переподготовки (ЦДПП) Уральского государственного технического университета – УПИ (УГТУ-УПИ), с учетом его адаптивности, стабильности и саморазвития (рис. 3).

Потенциал стратегического развития

Адаптивность потенциала

Стабильность потенциала

Саморегулирование и саморазвитие

Создание организационной системы поведения

Рис. 3. Формирование системы конкурентоспособности ЦДПП

Внутренняя микросреда ЦДПП на основе инновационного развития – это интеллектуальная, организационная, социально-психологическая и технико-экономическая среда.

Последовательность процесса развития ДПО как иерархически сложной, большой системы изображена на рис. 4.

Поэтому система ДПО представляет собой совокупность подсистем и состоит из обеспечивающей, научной, управляющей и управляемой многоуровневых составляющих.

3. Представлена совокупность методологических подходов и принципов, обоснованная объективной необходимостью разработки инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования

В реальной практике в методических разработках отсутствует единый интегральный, легко исчисляемый и рациональный по экономическому смыслу критерий определения эффективности управленческих нововведений. Поиск универсального критерия оценки эффективности системы ДПО пока не дал приемлемых результатов и, на наш взгляд, еще долгое время будет оставаться дискуссионным. В известной степени это объясняется тем, что каждое звено иерархической системы управления, как правило, вынуждено решать целый комплекс задач, и деятельность их оценивается по присущим только им критериям, которые в принципе не согласуются между собой, а часть из них не поддается однозначной формализации.

Структура системно-инновационного управления ДПО представлена в виде модели, которая является компонентом модели управления университетом (рис. 5). В отличие от модели управления университетом, мы отразили структуру ДПО с позиций инновационного обеспечения с учетом того, что основным потребителем образовательных услуг является рынок труда.

Рис. 5. Модель системно-инновационного управления ДПО

По нашему мнению, целесообразно оценивать эффективность системы управления комплексно, используя как показатели деятельности ДПО, так и показатели, характеризующие управляющую систему вуза в целом.

Не отрицая значительный вклад исследователей в определение содержания и сущности нововведения, точнее, инноваций как экономической категории, нами дополнены существующие подходы к данному определению, на основе которых учтены особенности и специфика деятельности системы ДПО.

Под инновацией в системе ДПО мы будем понимать комплекс организационных, финансовых, управленческих (административных), правовых и социальных решений, индуцированных потребностями рынка труда, подкрепленных соответствующими методиками и расчетами, направленных на совершенствование деятельности системы инновационного обеспечения системы ДПО и предназначенных для их непосредственной реализации в учебной, научной и социальной сфере.

Инновации, реализуемые в системе дополнительного профессионального образования, можно классифицировать следующим образом.

Личностная ориентация образовательного процесса, основанная на изучении потребностей слушателей.

Структурная дифференциация, создающая представление о профессиональной деятельности системы ДПО.

Уровневая дифференциация – организация ДПО в соответствии с социальными особенностями слушателей, уровня их подготовленности к обучению.

Принимая во внимание широкий спектр вопросов ДПО при адаптациии на потребительском рынке в состав системы обеспечения конкурентоспособности должны входить подсистемы как  подготовительных работ, так и диагностики, анализа и принятия решений.

При этом необходимо проводить: анализ потребительского продукта и технологии обучения; анализ спроса и выявления потребностей заказчиков; исследования рынков образовательных услуг; анализ среды функционирования, конкуренции, дифференциации услуг, стратегического планирования развития системы ДПО.

В самостоятельную подсистему включаются задачи управления маркетингом. Инновационную маркетинговую концепцию ДПО при этом можно представить в виде схемы (рис. 6).

Целью маркетинга в данном случае будет анализ реакции всех участников рынков (рынка образовательных услуг, рынка труда, рынка образовательных технологий и рынка технологий) на выпуск продукции ДПО, а также разработка и реализация на его основе наиболее адекватных ситуаций, моделей и мероприятий, учитывающих инновационное обеспечение образовательной, научно-методической и воспитательной деятельности с целью повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности всей системы ДПО.

Рис. 6. Инновационная маркетинговая концепция ДПО

Предложенная инновационная маркетинговая концепция позволяет осуществить следующие мероприятия:

прогнозировать приоритетные направления развития системы ДПО в отношении свободных рыночных ниш, осуществлять обновление ассортимента оказываемых услуг для обеспечения ее конкурентоспособности на потребительском рынке;

определять возможные направления дифференциации услуг и новые сферы применения инноваций, а также рациональные границы новаторства в системе ДПО.

При оценке конкурентоспособности (табл.1) приняты показатели объектов системы ДПО ведущих вузов Уральского региона.

Таблица 1

Показатели конкурентоспособности объектов системы ДПО ведущих вузов Уральского региона

Ведущие центры ДПО

загрузка...