Delist.ru

Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения дополнительного профессионального образования (18.02.2008)

Автор: Матвеева Татьяна Владимировна

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

определить сущность системы дополнительного профессионального образования и экономико-организационные аспекты ее инновационного обеспечения в процессе трансформации общественных отношений и высшей школы с учетом мировых тенденций развития образования; рассмотреть характерные черты, особенности, принципы и условия организации образовательного процесса в сфере ДПО;

исследовать генезис и направления организационных, структурных, инновационных и экономических преобразований в системе ДПО на основе теоретико-методологического опыта обобщения и оценки существующих подходов;

представить методологию подходов к целенаправленному, устойчивому, системному развитию данной образовательной сферы, а также выбрать инструментарий исследований в соответствии с предложенной в работе концепцией инновационного обеспечения системы ДПО;

на основе логического и динамического методов анализа теоретических воззрений на инновации, в частности на инновации в системе дополнительного профессионального образования, уточнить и определить сущность экономических категорий применительно к условиям становления инновационной экономики;

сформулировать критерии понятия «инновации в системе ДПО», «инновационное обеспечение системы ДПО», раскрыть и уточнить понятие «дополнительное профессиональное образование», «политика инновационного развития системы ДПО», «качество дополнительного профессионального образования», «гарантии качества системы ДПО» и некоторые другие;

на основании законов классической экономической теории обосновать социально-экономическую и институционную сущность инновационной деятельности в сфере ДПО, выявить факторы, влияющие на ее эффективность на макро-, мезо-, микро-экономических уровнях;

провести анализ инновационных мероприятий в обеспечении системы ДПО с применением современных методов исследования, осуществить их моделирование по элементам жизненного цикла и уточнить особенности инновационных подходов к образовательному процессу;

разработать методологию и инструментарий исследований для устранения неопределенности инновационного обеспечения системы ДПО; особо уточнить такие задачи управления подсистемами, как локальная стабилизация процессов на всех уровнях иерархии, применение гибких, адаптивных процессов и систем управления, а также новейших методов менеджмента;

представить систему классификационных признаков инновационных объектов на основе сочетаемости типологических инноваций и разработать концепцию по формированию моделей конкурентного статуса ДПО средствами инновационного обеспечения;

изучить особенности проведения эмпирического исследования системы менеджмента качества в сфере ДПО на основании инновационного подхода, исследовать процесс управления качеством образовательных услуг, определить гарантии качества в системе ДПО.

Объект исследования – система дополнительного профессионального образования, а также экономические механизмы оценивания ее инновационного обеспечения.

Предмет исследования – процесс формирования дополнительного профессионального образования на основе инновационного обеспечения.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные экономические законы и категории: общая экономическая теория, классическая теория построения методологии научного исследования Поппера-Лакотоша, общая теория систем и теория саморазвивающихся систем, теория организации и управления, теория цепочек ценности М. Портера, классическая теория развития конкуренции, теория экономического развития Э. Мэнсфилда, П. Фостера, Б. Твисса, система сбалансированных показателей Б. Санто, Т. Брайана, концепция процессного подхода к менеджменту, концепция эволюционного развития системы менеджмента качества. В диссертации использованы положения теории инновационного и стратегического менеджмента образовательных услуг, методы экономико-математического моделирования, логический, структурно-динамический, классификации, сравнения, анализа, синтеза и другие. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность теоретических положений, принципов и выводов, а также практических результатов исследования. В работе изучена отечественная и зарубежная литература по управлению инновационной деятельностью в различных сферах экономики и образования.

Информационную и статистическую основу диссертации составляют публикации, приведенные в зарубежной и отечественной научной и периодической литературе в области инновационной деятельности, статистические данные Государственного комитета по статистике РФ, министерства образования РФ, инструктивно-методические документы различных уровней, фактические материалы, используемые в системе ДПО, электронные ресурсы сети Интернет, материалы эмпирических исследований и проведенного автором социологического опроса. В работе использованы законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по высшей школе и ДПО, инновационной политике и стратегии модернизации российского образования.

Структура и логика исследования подчиняются содержанию и условиям поставленных задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и 8 приложений. Список используемой литературы включает 224 источника. Общий объем работы составляет 415 страниц, в том числе 360 страниц основного текста.

Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, определены объект, предмет, проблема, цель, задачи исследования. Описана гипотеза и даны теоретико-методологические основы работы. Представлены методы исследования, научная новизна, теоретическая, методологическая и практическая значимости.

В первой главе «Теоретические основы инновационного обеспечения в системе дополнительного профессионального образования» показан генезис представлений о сущности нововведений в экономических теориях и концепциях. Рассмотрена экономическая роль инноваций в образовании. Обоснована социально-экономическая сущность инновационной деятельности в сфере ДПО, выявлены факторы, влияющие на ее эффективность на макро-, мезо-, микро-экономических уровнях. Представлена система классификационных признаков инновационных объектов на основе сочетаемости типологических инноваций.

Во второй главе «Теоретико-методологические подходы к формированию системы дополнительного профессионального образования на основе инновационного обеспечения» проведен анализ и рассмотрены теоретические аспекты методологического обеспечения системы ДПО, показаны характерные черты, особенности, положения, принципы и условия оптимизации ее функционирования. Представлена методология подходов к системному развитию данной образовательной сферы, а также выбран инструментарий исследований в соответствии с разработанной концепцией инновационного обеспечения системы ДПО и инновационной маркетинговой концепцией ДПО.

В третьей главе «Система функционирования инновационного обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования» представлены современные подходы по внедрению мероприятий инновационного обеспечения системы ДПО и выделены особенности использования средств инновационного обеспечения на всех уровнях системы ДПО ведущих вузов Уральского региона. Предложена модель конкурентного статуса и уровни управления по показателям инновационной деятельности системы ДПО. Показано, что каждая отдельная инновация реализуется по определенной схеме, называемой жизненным циклом.

В четвертой главе «Управление системой дополнительного профессионального образования на основе оценки инновационной привлекательности» представлена реализация методических основ оценки эффективности управленческих нововведений в системе ДПО. Выполнено исследование процессов научно-инновационной деятельности ДПО, которое позволило осуществить их моделирование по элементам инновационного цикла: результат НИОКР, маркетинговые исследования, инновационная идея. Разработаны методические рекомендации по обоснованию приоритетов инновационной активности.

В пятой главе «Обеспечение качества системы дополнительного профессионального образования на основе инновационного подхода» рассмотрено формирование внутривузовской системы качества с учетом международной стандартизации, разработано инновационное обеспечение качества системы ДПО и представлена оценка критериев уровней совершенства и гарантии качества данной образовательной системы. Определены показатели инновационного обеспечения качества системы ДПО на примере Центра дополнительной профессиональной переподготовки (ЦДПП) Уральского государственного технического университета.

В заключении диссертации приводятся итоги, излагаются основные выводы и наиболее важные результаты проведенного исследования, содержатся соответствующие рекомендации.

II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Сформулированы положения, общие цели и критерии, расширяющие теоретические основы исследуемой проблемы. В рамках устоявшейся терминологии и авторского подхода сформирован целостный понятийный аппарат исследования на основании концепции инновационного обеспечения системы ДПО

На основе выполненного исследования установлены особенности продукции ДПО: неосязаемость, неделимость, невозможность хранения, а также изменчивость во времени («старение» знаний), которые не позволяют потенциальному потребителю оценить ее до покупки и использования. Процесс анализа предлагаемой продукции затрудняется еще и таким фактором, как небольшой срок использования образовательной продукции в быстро меняющихся экономических и социальных условиях России. При этом обеспечение всего комплекса образовательных услуг должно осуществляться таким образом, чтобы максимально удовлетворять пожеланиям и ожиданиям слушателей и работодателей – основных потребителей образовательных услуг. При осуществлении данной задачи система ДПО столкнулась с множеством проблем объективного и субъективного характера, указывающих на недостаточность инновационного обеспечения системы ДПО. В настоящий момент целенаправленное, устойчивое развитие системы ДПО возможно лишь с позиции инновационного подхода. В целом подобное развитие должно осуществляться в соответствии с определенной, признанной в качестве базовой, концепцией инновационного обеспечения системы ДПО, представленной на рис.1.

В условиях трансформации общественных отношений все больше возрастает экономическая и социальная значимость системы ДПО, являющейся существенной основой процесса формирования трудовых ресурсов и воспроизводства интеллектуального капитала в целом. Вместе с наукой она не просто воспроизводит сложившуюся профессиональную структуру рынка труда, а вносит в нее соответствующие организационные и инновационные изменения. Главным направлением обеспечения системы ДПО на основе инновационного подхода является создание высокотехнологичного инструментария для построения модели специалиста, профессиональная компетентность которого позволит ему адаптироваться в высококонкурентной среде экономики, техники, науки и культуры, с учетом перспектив их развития.

На основании методологии подходов к инновационному обеспечению системы ДПО принципы и условия оптимизации образовательного процесса могут быть экстраполированы в систему обучения с учетом основных существенных признаков данного вида образования - «дополнительности» и «профессиональности».

Исследованием проблемы функционирования образования занимались представители неоклассической теории Г. Беккер, О. Нордхог, Дж. Псахаропулос. С позиции эволюционных ретроспектив большинство фундаментальных работ, связанных с изучением феномена инноваций в экономике, опираются на классический подход, базирующийся на теории экономического равновесия. Базисной в этом плане стала классическая работа Р. Нильсона и С. Уинтера. После выхода ее в 1982 г. все больше публикаций в зарубежной и российской экономической литературе посвящено изучению экономических явлений с использованием принципов эволюционной теории.

В работе уточнено, что дополнительное профессиональное образование обладает рядом устойчивых признаков: широкий выбор программ, различных по целям, формам и срокам обучения; высокая зависимость от спроса на рынке образовательных услуг. Безусловно, это может быть отнесено к высшей форме диверсификации и интеграции, которые являются признаками глобализации в образовании и международного рынка образовательных услуг.

Выделены две основные тенденции глобализации в образовании – это унификация образовательных систем различных стран и превращения образования в одну из разновидностей бизнеса. Первую тенденцию связывают прежде всего с Болонским процессом; вторую со Всемирной торговой организацией.

Принятие за основу той или иной тенденции развития зависит от факторов и условий, их формирующих. На основе исследования мирового рынка образовательных услуг дана оценка состава и взаимосвязи главных макроподсистем: учебной, научной, экономической, управленческой и маркетинговой, которые позволяют комплексно оценить возможности инновационного развития ДПО, рост интеллектуального потенциала.

Отмечены структурные изменения в содержании образования с ориентацией учебных программ на «образовательный спрос», которые приобрели явно выраженный характер.

В работе уточнены понятия «инновации в системе ДПО», «политика инновационного развития системы ДПО», «инновационное обеспечение системы ДПО», «качество дополнительного профессионального образования», «гарантии качества системы ДПО».

2. Конкретизированы положения системного анализа при определении экономической устойчивости дополнительного профессионального образования с позиции инновационного развития

В качестве основного метода исследования принят системный подход к проблемам обеспечения и развития системы ДПО. Сущность системного подхода состоит в методике его организации, т.е. выделении объекта системного анализа, границы раздела внешней и внутренней среды объекта, целевой функции и структуры объекта, критериев оценки состояния объекта, классификации элементов и способов их агрегирования. Системный анализ по экономическим показателям в конкретных организационно-технических условиях развития образовательных технологий превращается в основной инструмент создания и контроля функций управления в экономике. Акцентировано внимание на формирование модели динамического состояния системы ДПО, которое определяется входами, выходами, функцией управления, ресурсами, обратными связями. Схематично их взаимодействие показано на рис. 2.

Информация I(t)

Рис. 2. Модель динамического состояния системы ДПО

На состояние системы А(t) за период времени t влияют такие параметры, как:

загрузка...