Delist.ru

Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения дополнительного профессионального образования (18.02.2008)

Автор: Матвеева Татьяна Владимировна

МАТВЕЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью;

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург- 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет УПИ»

Научный консультант доктор экономических наук, профессор

Бутко Галина Павловна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Мокроносов Александр Германович;

доктор экономических наук, профессор

Волков Сергей Денисович;

доктор экономических наук, профессор Феклистов Иван Федорович

Ведущая организация - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская академия государственной службы»

Защита состоится «23» апреля 2008г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д212.237.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, ауд. 7

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан __ _______ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Овчинникова С. Г.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Эволюционирующие тенденции развития современного общества, характеризующиеся процессами глобализации, интернационализации, интеграции, диверсификации, обострили проблему профессиональной адаптации человека в условиях быстроменяющейся социально-экономической среды. Поэтому сегодня наиболее актуальным является предоставление возможности гражданам получить дополнительное профессиональное образование (ДПО) определенного профиля и уровня в соответствии с ситуацией на рынке труда, чему и служит система ДПО. Трансформационный процесс выступает сегодня как процесс организационно-экономических преобразований системы ДПО.

В отличие от высшего профессионального образования, закладывающего фундаментальный базис знаний и умений специалиста и играющего «стратегическую» роль в формировании его профессиональных навыков, ДПО дает возможность «тактических», оперативных действий, позволяет приобрести навыки, наиболее актуальные и востребованные в настоящий момент на рынке труда, а значит, делает специалиста конкурентоспособным, повышает его творческую самореализацию, на что и направлены усилия Болонского процесса в контексте трансформации российской экономики и реформирования высшей школы.

По данным, представленным в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., более четверти выпускников вузов не трудоустраиваются по полученной специальности. Поэтому результатом выхода из сложившейся ситуации является формирование структуры ДПО на основе инновационного обеспечения.

В странах Западной Европы институты дополнительного образования рассчитаны на широкие слои населения без особой прагматической ориентации. В современной России несколько иная ситуация. Развитие системы дополнительного профессионального образования носит во многом конъюнктурный характер, что объясняется радикальными переменами в жизни страны в последние годы. Огромный потенциальный рынок дополнительного профессионального образования в России еще только формируется, но уже требует определения концептуальных направлений инновационного обеспечения и развития. В условиях жесткой рыночной конкуренции необходимо разработать теоретические и методологические основы инновационного обеспечения системы ДПО. Для этого необходима гибкая система инструментов, форм, методов, моделей, учитывающих экономические, структурные и инновационные изменения, способствующих повышению качества образования. Выполненные ранее исследования показали, что развитие системы ДПО столкнулось с множеством проблем объективного и субъективного характера из-за отсутствия системы обеспечения организационно-экономическими инновациями. Это требует специального научного осмысления.

Развитие дополнительного профессионального образования расширяет круг актуальных задач последовательного перехода от дискретной к самонастраивающейся системе непрерывного образования, располагающей разветвленной сетью образовательных учреждений, сфокусированной на качество, гибкость и, в конечном счете, на инновации. Очевидно, что в такой ситуации актуальна разработка теоретических и методологических положений, определяющих подходы к формированию инновационного обеспечения системы ДПО в современных социально-экономических условиях.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Вопросы дополнительного профессионального образования рассматривают В.В.Валентинов, Л.И.Евенко, А.П.Егоршин, Э.Ф.Зеер, С.В.Кондратьев, В.А.Леднев, С.Г.Вершловский, Е.М.Дорожкин, Э.М.Никитин, Ш.З.Санатулов и др.

Проблемы организации обучения и управления высшей школой представлены в работах Н.Р.Кельчевской., С.В.Кортова, И.А.Майбурова, О.Н.Маргановой, Г.В.Семеко, В.А.Сластенина, С.Д.Смирнова и др.

Вопросам разработки и применения инноваций в менеджменте и созданию конкурентных преимуществ уделяли пристальное внимание отечественные и зарубежные ученые: Т.Брайан, М.Портер, Б.Твисс, П.Н.Завлин, С.Д.Ильенкова, Н.И.Лапин, А.И.Пригожин, К.Ф.Пузыня, Р.А.Фатхутдинов, Й.Шумпетер, Ф.Янсен и др.

Решением проблемы оценки качества российского образования занимаются В.А.Болотов, Н.Ф.Ефремова, Е.А.Горбашко, Ю.Г.Татур, Е.О.Геворкян, Н.А.Селезнева, В.Д.Шадриков и др.

Обобщение накопленного отечественного и зарубежного теоретического и практического опыта показало, что, несмотря на высокую степень разработанности каждого из отмеченных направлений, отсутствует компонентный органический синтез.

Вместе с тем, достаточно широкий спектр актуальных проблем, связанных с инновационным обеспечением в системе образования, и, прежде всего, в системе ДПО, в условиях современного рынка труда, недостаточно изучен. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что требуется теоретическое и методологическое обоснование роли инноваций в обеспечении системы дополнительного профессионального образования при подготовке конкурентоспособного специалиста.

Актуальность поставленной проблемы подтверждается также тем фактом, что российская экономическая теория не имеет пока методологии определения результативности внедрения управленческих нововведений в систему ДПО, удовлетворяющей современным требованиям, предъявляемым к образовательным услугам, и позволяющей проводить оценку способности данной образовательной системы адаптироваться к условиям динамично меняющегося рынка труда.

Таким образом, сложный характер проблематики формирования ДПО на основе инновационного обеспечения определили предмет и объект исследования, обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования: - разработка теоретических, методологических и методических положений формирования инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования и предложений по их адаптации в условиях трансформации экономики и высшей школы.

загрузка...