Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий (18.02.2008)
Автор: Корчагина Виктория Васильевна
Использование существующих технологий зубопротезирования позволяет у пациентов раннего возраста устранять дефекты зубного ряда, возникающие в связи с преждевременной потерей зубов или разрушением их коронок, с помощью пластиночных протезов при условии психологической готовности ребенка к кооперации с доктором. Составление индивидуальных программ профилактики кариеса у детей до 3-х лет проводится с учетом количества и сочетания факторов риска и индикаторов кариеса, степени его интенсивности и выраженности психо-физиологических отличий детей. Индивидуальные программы профилактики, проводящиеся на этапах санации и диспансеризации, минимизируют процент неудач и осложнений стоматологического лечения детей раннего возраста в отдаленные сроки. Для сохранения стабильного результата санации, проводящейся с использованием современных технологий лечения и профилактики, кратность диспансерных осмотров пациентов раннего возраста, имеющих высокий и очень высокий уровень интенсивности кариеса должна составлять 6 раз в год. Кратность диспансерных осмотров детей со средним уровнем интенсивности кариеса зависит от выявленной степени риска его развития: при умеренной – 3, при высокой – 4 раза в год. Разработанные регистрационные формы – «Карта обследования пациентов раннего возраста у стоматолога с целью выявления факторов риска развития кариеса», «Анкета для родителей ребенка раннего возраста», «Сводная ведомость выявления факторов риска развития кариеса у ребенка» позволяют систематизировать информацию, необходимую для составления индивидуальных лечебно-профилактических программ. Практические рекомендации При установлении стоматологического статуса ребенка целесообразно использовать следующий алгоритм: определение факторов риска развития кариеса (интервью, заполнение анкеты 3, анализ пищевого дневника)?осмотр ребенка и его полости рта?выявление индикаторов риска развития кариеса (заполнение Карты обследования пациентов раннего возраста)? определение уровня интенсивности кариеса и степени риска его развития. Для профилактики развития стоматофобий и коррекции поведения детей на приеме у стоматолога в штат детских стоматологических клиник следует вводить клинических психологов, владеющих техниками АРТ-терапии, сказкотерапии, проективными методиками и методами суггестивного воздействия с целью борьбы с эмоциональным компонентом болевой реакции. В программу обучения детских врачей стоматологов, при повышении их квалификации необходимо включить возрастную психологию, а так же тренинги эффективного взаимодействия с детьми. В зависимости от степени разрушения зуба и готовности ребенка к стоматологическому вмешательству можно проводить консервативные (фторирование эмаль/дентингерметизирующим ликвидом, неинвазивную герметизацию фиссур, лазеротерапию), минимально-инвазивные (сошлифовывание/сепарацию с последующим серебрением, инвазивную герметизацию фиссур) и атравматичные (химико-механическое удаление кариеса, завершающееся профилактическим пломбированием или адгезивной реставрацией) методы лечения. Эмальгерметизирующий ликвид рекомендуется использовать для обработки меловых пятен эмали временных зубов у детей до 3-х лет с периодичностью 1 раз в 6 месяцев. При лечении II степени кариозных поражений следует проводить обработку плотного дентина диаминофторидом серебра. С целью предупреждения появления устойчивого дисколорита тканей зуба диаминофторид может быть заменен дентингерметизирующим ликвидом. Детям, имеющим риск развития кариеса, необходимо проводить герметизацию фиссур временных моляров. Перед проведением неинвазивной герметизации рекомендуется осуществлять диагностику скрытого в фиссуре кариеса прибором для лазерного сканирования.. Пигментированные фиссуры временных моляров и фиссуры с показателями при лазерном сканировании >10 следует подвергать расшлифовыванию и при обнаружении в них кариеса дентина выполнять метод профилактического пломбирования. Небольшие кариозные дефекты апроксимальной поверхности резцов верхней челюсти, вестибулярных поверхностей клыков и резцов, а так же резцы с разрушением режущего края рекомендуется обрабатывать, используя методику химико-механического удаления кариеса. Для устранения дефекта можно использовать метод адгезивной реставрации. У детей 1-3 лет при пломбировании кариозных полостей средней глубины под пломбу из стеклоиономерного цемента целесообразно использовать дентин-герметизирующий ликвид. Эндодонтическое лечение корневых каналов резцов рекомендуется проводить с использованием инструментальной обработки, внутриканальной аппликации гидроокиси меди-кальция и обтурации цинкоксидэвгеноловой пастой. При реставрации временных моляров целесообразно применять стандартные тонкостенные металлические коронки. Для достижения более высокой эффективности профилактики раннего кариеса рекомендуется использовать дифференцированный подход к детям раннего возраста, относя их, с учетом уровня интенсивности и риска развития кариеса к 7 профилактическим группам. Программу профилактики необходимо составлять для каждого ребенка отдельно. Для детей со средним УИК и умеренным риском развития кариеса показано проведение комплекса профилактических мероприятий с диспансерным наблюдением 3 раза в год, при высоком риске развития кариеса – 4 раза в год; при высоком и очень высоком уровне интенсивности кариеса, независимо от степени риска его развития – 6 раз в год. Список работ, опубликованных по теме диссертации 1. Инструменты для обработки корневых каналов // Учебное пособие. – М., 2001.- 64 с. (В соавт. с Н.В. Морозовой). 2. Лечение пульпитов и периодонтитов временных и несформированных постоянных зубов с помощью метода депо гидроокиси меди-кальция.//Мат. X Всероссийской науч.-практ. конф. Тр. VIII съезда СтАР. – М., 2003.- С. 345-346. ( В соавт. с Морозовой Н.В.). 3. Применение дентин-герметизирующего ликвида для лечения дефектов твердых тканей зубов у детей до трех лет // Мат. Науч.-практ. Конф. «Перспективы развития последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные проблемы стоматологии».- М., 2003.-С.438-439. (В соавт. с Морозовой Н.В.). 4. Профилактика негативного отношения к стоматологическому лечению у дошкольников //Формирование профессиональной готовности у студентов к решению задач валеологического образования. Мат. Международной науч.-практ. конф.- Барановичи, 2004.- С.269-273. ( В соавт. с Морозовой Н.В.). 5. Обучающая тестовая программа по стоматологии детского возраста // Уч. пос. -М., 2004.- 224 С. (В соавт. с Морозовой Н.В., и др.). 6. Индивидуальная профилактика кариеса у детей раннего возраста.//Клиническая стоматология .-2004. - №.1. - С. 40-43. (В соавт. с Н.В. Морозовой и др.). 7. Препараты и медикаменты, применяемые для эндодонтического лечения в детской стоматологии // Уч. пос.-М., 2004.- 76 С. (В соавт. с Морозовой Н.В.). 8. Профилактика и коррекция страха и боли при оказании стоматологической помощи детям //Тр. IX съезда СтАР.- М., 2004.- С. 184-185. (В соавт. с Е.В. Васмановой, Н.В. Морозовой). 9. Методы повышения эффективности реставрации временных зубов у детей раннего возраста //Клиническая стоматология. - 2005. - №.2.-С.4-9. 10. Консервативные, минимально-инвазивные и атравматичные методы лечения кариеса временных зубов у детей раннего возраста. Часть I //Клиническая стоматология. - 2005. - №.4. - С.20-27. 11. Консервативные, минимально-инвазивные и атравматичные методы лечения кариеса временных зубов у детей раннего возраста. Часть II //Клиническая стоматология. - 2006. - №.3.-С.28-30. 12. Консервативные, минимально-инвазивные и атравматичные методы лечения кариеса временных зубов у детей раннего возраста. Часть III //Клиническая стоматология. - 2006. - №.4. - С.46-50. 13. Детская стоматология цвета индиго //Клиническая стоматология. - 2007. - №.1.-С.12-17. 14. Опыт организации гигиенической службы в детской стоматологической клинике //Детская стоматология и профилактика. - 2007. -№.2. - С.45-52. 15. Результаты внедрения индивидуальных профилактических программ у детей раннего возраста //Мат. науч. конф. Актуальные вопросы стоматологии детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2007.-С. 45-46. 16. Роль психологической адаптации в достижении стоматологического здоровья детей раннего возраста //Детская стоматология и профилактика. - 2007. - №.3. - С.65-71. 17. Риск развития кариеса и его влияние на показатели эффективности лечебно-профилактических программ у детей раннего возраста //Институт стоматологии. - 2007. - №.3 (36). - С.92-96. 18. Методы адаптации детей раннего возраста к стоматологическому лечению //Детская стоматология и профилактика. - 2007. - №.4. - С.36-38. 19. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста // «МЕДпресс-информ».- М., 2008.-150 С. |